Проблема номинализма,концептуализма и реализма в средние ве

Универсалии — это то общее, что присуще всœем конкретным объек­там определœенного вида или рода. К примеру, как уже было сказано, всœе конкретные лошади, несмотря на множество индивидуальных разли­чий, обладают некой общей ʼʼлошадностьюʼʼ, благодаря чему они, соб­ственно говоря, и являются лошадьми.

Средневековое понятие универсалий возникло на базе учения Пла­тона об идеях, которые, будучи ʼʼприсущиʼʼ конкретным вещам некото­рого вида, определяют их природу, являясь их идеальной моделью, а кроме того — причиной и целью этих вещей; близко к этому и учение Аристотеля о формах.

В том виде, в котором она обсуждалась в Средневековье, проблема универсалий впервые была поставлена в работах неоплатоника Пор­фирия, хотя в средневековую схоластику она вошла через Боэция и его комментарии к работам Порфирия.

Порфирием были поставлены три вопроса.

1. Существуют ли универсалии (ᴛ.ᴇ. роды и виды˸ животное, чело­век, лошадь и т.д.) самостоятельно (ᴛ.ᴇ. вне конкретных вещей)?

2. В случае если да, то являются ли они в таком случае телœесными или бесте­лесными?

3. В случае если они бестелесны, то имеют ли они единую природу с чув­ственными вещами?

Сам Порфирий не дал на них никаких ответов, но эти три вопроса и особенно первый из них стали предметом ожесточенных споров в эпо­ху Средневековья. В решении вопроса ʼʼсуществуют ли универсалии самостоятельно?ʼʼ всœе философы поделились на два больших лагеря˸ реалисты и номиналисты.

Реалисты— это философы, считавшие универсалии существую­щими реально вне конкретных вещей.

Номиналисты(от лат. ʼʼnomenʼʼ — ʼʼимяʼʼ) — это философы, счи­тавшие, что вне конкретных вещей общее (универсалии) существует только в словах (именах), которыми называются вещи определœенного вида.

Так, с точки зрения реалистов, кроме конкретных лошадей и вне их Реально существует ʼʼлошадностьʼʼ, присущая всœем лошадям как тако­вым, вне конкретных быков — ʼʼбыковостьʼʼ, вне любых четвероногих животных — ʼʼчетвероногостьʼʼ и т.д. А с точки зрения номиналистов, вне конкретных объектов нет никакой ʼʼлошадностиʼʼ, ʼʼбыковостиʼʼ и ʼʼчетвероногостиʼʼ, а есть только слова (имена) ʼʼлошадьʼʼ, ʼʼбыкʼʼ, ʼʼчетве­роногоеʼʼ, применимые, соответственно, к любой лошади, быку, четверо­ногому.

Борьба шла не только между реалистами и номиналистами, но и внутри каждого этого лагеря, среди и тех и других можно выделить ʼʼкрайнихʼʼ и ʼʼумеренныхʼʼ.

К крайнему реализмуможно отнести многих представителœей ранней схоластики IX—XII вв.˸ Эриугену, членов Шартрской и Сен-Викторской школ, а также Ансельма Кентерберийского. Важно заметить, что для сторон­ников крайнего реализма, опирающихся прежде всœего на Платона и неоплатоников, характерно не просто признание реального существо­вания универсалий вне и до конкретных вещей, универсалии пони­маются еще как опосредствующие звенья между Богом-Творцом и конкретными сотворенными вещами.

Универсалии понимались как содержащиеся в уме Бога образцы, соответствии с которыми создаются конкретные вещи; при этом бо­лее общие — родовые — универсалии содержатся в менее общих — видовых (к примеру, универсалия ʼʼчетвероногоеʼʼ содержится в уни­версалиях ʼʼлошадьʼʼ, ʼʼбыкʼʼ, ʼʼсобакаʼʼ), а видовые универсалии содер­жатся в конкретных предметах (универсалия ʼʼлошадьʼʼ во всœех конк­ретных лошадях). При этом универсалии считаются сущностями бо­лее высокого порядка и в некотором смысле более реальными, нежели отдельные объекты.

Умеренный реализмближе к учению Аристотеля и перипате­тиков, у которых общее (форма) принято понимать как содержащееся в конкретных вещах (так как любая конкретная вещь есть соеди­нение материи и формы). Соответственно, сторонники умеренного реализма считали, что универсалии существуют только в конкрет­ных вещах.

Своеобразный вариант умеренного реализма представляет собой позиция Фомы Аквинского, который, как и Ибн-Сина, признавал троя­кое существование универсалий1˸

1) до конкретных вещей (ante rem) — в уме Бога;

2) в конкретных вещах (in re);

3) после конкретных вещей (post rem) — в уме человека (как впе­чатления от них).

Основоположником крайнего номинализмабыл Росцеллин (ок. 1050—1110). Он утверждал, что существуют только конкретные вещи, а всœе, что есть вне их — в виде общего, присущего этим ве­щам, — так это только слова, последовательности звуков (ʼʼдунове­ние звукаʼʼ).

Сторонники умеренного номинализмачаще всœего признавали существование универсалий в человеческом уме (после конкрет­ных вещей). Свой вариант умеренного номинализма — концептуа­лизм — предложил Пьер Абеляр˸ универсалии обладают опреде­ленным существованием как понятия (концепты) в уме человека, возникая на базе чувственного восприятия единичных вещей благо­даря абстрагирующей деятельности ума. При этом Абеляр признавал, что в чистом виде эти понятия существуют в Божественном уме, ᴛ.ᴇ. , строго говоря, эта позиция может расцениваться и как умерен­ный реализм или как промежуточная между реализмом и номина­лизмом.

Важнейшие представители умеренного номинализма — Дунс Скот и Уильям Оккам. Наиболее интересно учение Оккама, получившее на­звание ʼʼтерминизмʼʼ. Оккам считал, что реально существуют только конкретные индивидуальные объекты. Так как могущество Творца бесконечно, то Он не нуждается ни в каких опосредствующих звеньях в виде универсалий, а способен создать множество конкретных вещей непосредственным актом своей Божественной воли. Универсалий нет в вещах и до вещей, они представляют из себялишь термины,знаки вещей, фиксирующие посредством слов сходство между всœеми объек­тами, называемыми одним и тем же термином. При этом эти термины не случайны, им соответствуют определœенные состояния человеческого ума (души), и рождаются они как некие сократительные знаки (аббре­виатуры) при проведении ментальных операций над сходными предме­тами.

Особую остроту проблеме универсалий в Средневековье придавало то, что она обсуждалась не как чисто философская проблема соотно­шения общего и отдельного (частного, индивидуального), а в связи с определенными богословскими проблемами. Для учения католической церкви одинаковую опасность представлял как крайний реализм, так и крайний номинализм — особенно в связи с догматом о триединстве Бога. Так, крайний номинализм вел к отказу от идеи единства трех ипостасей Бога, а крайний реализм — от идеи троичности единого Бога

13 ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ:ОБЩАЯ ХАКАТЕРИСТИКА И ПРЕДСТАВИТЕЛИ.

1. Философией эпохи Возрожденияназывается совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Ев­ропе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеут­верждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождениябыли:

• совершенствование орудий труда и производственных отно­шений;

• кризис феодализма;

• развитие ремесла и торговли;

• усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

• укрепление, централизация европейских государств, усиле­ние светской власти;

• появление первых парламентов;

• отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (цер­ковной) философии;

• повышение уровня образованности в Европе в целом;

• великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

• научно-технические открытия (изобретение пороха, огне­стрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

Философия Возрождения прошла три периода:

I. Период - гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери, Франческо Петрарка).

II. Период - неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс).

III. Период - натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей).

Наши рекомендации