Хвостов B.Hf. Указ. соч. С- 257
Завершить эту главу кажется уместным судебным делом, которое, непосредственно касаясь приобретательной-?йвности» в то же время подводит и к тем вопросам, которым посвящена следующая глава, о природе владения.
Суть спора такова. Собственница домовладения, приобретенного до вступления в брак, завещала его в равных частях мужу и дочери.
После ее смерти оба наследника — и муж, и дочь — обратились с заявлениями о вступлении в наследство. Однако муж умершей собственницы оспорил права дочери на половину домовладения, ссылаясь на то, что он приобрел имущество по приобретательной давности, начавшейся еще в период брака и продолженной после смерти наследодателя.
При очевидной сомнительности заявленных требований дело имеет определенный интерес уже хотя бы потому, что стало предметом судебного спора, причем в ходе его рассмотрения обозначились затруднения с точной квалификацией ситуации.
Во-первых, поставлен вопрос, может ли начать владение для давности один из супругов относительно имущества другого супруга. Очевидно, что владение для давности исключено, если супруг рассматривает имеющееся домовладение как принадлежащее другому супругу — здесь не может быть владения как своим. Точно так же исключено владение для давности, если супруг полагает имущество только своим по закону — здесь налицо заблуждение не в факте, а в праве, а оно не ведет к добросовестности. Значит, остается лишь вопрос о владении в качестве сособственника^ Нетрудно заметить, что ситуация равно применима к общей собственности во всех ее видах.
В основе приобретательной давности, в том числе затрагивая и добросовестность, лежит, как известно, основание установления владения. Таким основанием, если вспомнить, что приобретательная давность происходит из оборота, является волевой акт владельца, направленный на приобретение вещи. Между тем отношения общей собственности не приводят к созданию юридического лица, позволяющего вырабатывать общую волю через свои органы, и соответственно акт приобретения может быть совершен только кем-либо одним из сособст-венников. Следовательно, только По его воле и можно обсуждать наличие добросовестности. Значит, тот субъект общей собственности, в том числе и супруг, который своей волей и свои-
ми действиями не приобретал вещи, не может'ссылаться на свок>гго©р®еовестноспь1< .
И^&тя'б вашемдеде ситуация, по-аидимому, значительно проще — истец едва ли сможет привести какие-либо фтоы, позволяющие допустить даже предположение об общей собственности, нельзя исключить развертывание иного спора по тому пути, который приведет к обозначенной проблеме.
Во-вторых, поставлен вопрос о владении наследственным имуществом после смерти наследодатоля как владении для давности. Очевидно, что положительный ответ приведет к абсурдным следствиям — окажется, что при получении наследства его владелец получит преимущества перед всемипрочими наследниками. Но тем не менее проблема должна получить свою квалификацию.
Понятно, что приобретательная Давность возникает из незаконного владения — ведь если вещь получена в законное владение, т.е. по общему правилу от собственника, то получатель всегда знает собственника и всякое заблуждение насчет своего права собственности тем самым исключено. Значит, Нужно определить природу владения наследственным имуществом. Здесь прежде всего обращает на себя внимание to, что оно' не получено по воле собственника. Но Значит ли это, что такое владение незаконное?.
Римскому праву известно владение наследственным имуществом до приобретения наследства по праву — Ьопоштп pos-sessio, пользовавшееся преторской защитой. При этом наследник, бывший в доме наследодателя в момент его смерти, тем самым уже оказывался во владении наследством и без получения bonorum possessio имел обычную владельческую защиту против внешних посягательств'.
Впрочем, в древнем праве, когда наследственное имущество рассматривалось как лишенное хозяина, бесхозяйное, считалось возможным захватить имущество и приобрести его спустя год по давности (usucapio pro herede). В Этом случае, однако, приобретатель (узукапиент) считался получившим все личные качества наследника, в том числе обязанность
' ПокровскийИ.А.История римского права. С. 382. ' Одно из объяснений природыэтого владения — в качестве провизорного вводаво владениена время спора о наследстве междудвумя претендентами — сближает его с другойформой законного владения, получаемого такжене от собственника, — секвестром. •:•••••
выполнения'-семейных культов и'обязательства по выплате наследственных долгов. Во времена Аариана.тдкоешриобре-тение утратило силу и наследнику был дан иск о возврате имущества-от узукапиента1. Вероятно, имеет смысл:.иметь в виду эту архаичную конструкцию с такими ее характерными чертами, как представления о бесхозности имущества умершего и включение приобретателя в состав familia, как материал для сопоставления со всеми иными попытками использования usucapio а наследовании. Тогда, во всяком случае, становится очевидной невозможность применения приобре-тательной давности в системе права, исключающей возникновение бесхозяйности имущества вследствие смерти собственника.
Если принять это во внимание, то, думаю, нет препятствий полагать, что владение наследственным имуществом, полученное без пороков (насилие, обман и пр.), является законным, поскольку его владелец рассматривает имущество именно в качестве такового, т.е. имущества, известный собственник которого скончался, а наследники не вступили в свои права2-Любые заблуждения владельца, касающиеся законов о наследстве, никак не могут изменить характер его владения. Такое владение, конечно, не может привести к приобретению по давности, потому что оно объективно является не владением для себя, а владением для других — наследников даже и в том случае, если наследником вещи станет сам владелец. Именно в этом последнем случае наиболее явственно заметна неприменимость к такому владению приобретательной давности — невозможно считать своим то, что намерен приобрести как наследство, т.е. как чужое, ведь нельзя наследовать собственное имущество.
Теперь мы можем предложить решение нашего казуса-Во время совместной жизни истец в любом случае не мог начать владение для давности относительно имущества, принадлежавшего супруге, так как он не получал ни от нее, ни тем более от третьих лиц это имущество во владение по како-
' Покровский И.А. Указ. соч. С. 377, 405.
Понятно, что титул законноговладения позволяет иметь исковую защиту противлюбых посягательств третьих лиц (ст. 305ГК РФ), Тем самым обеспечивается всесторонняя частноправовая зашита наследственного имущества —обстоятельство весьма важное, но все жесамо по себе недостаточное дляобъяснения сути явления. Охрана наследственного имущества, осуществляемаянотариусом, являетсяпублично правовым средством (см. гл.19).
му-либо основанию, которое он мог бы, даже допустив извинительные фактические ошибки, считать влекущим у него собственность «а это имущество.
Истец и в качестве наследника не мог осуществлять владел ние для давности после открытия наследства, поскольку он относился к имуществу как к наследству; при этом осуществляемое им владение наследственным имуществом является законным владением, временным, как это вообще характерно для законного владения, и дающим владельцу средства защиты, предусмотренные ст. 301—305 ГК РФ. Вступление иных лиц в права наследства на это имущество даст им право требовать это имущество от фактического владельца.
Глава 16
О понятии владения
Проблема владения, сама по себе непростая, в нашей цивилистике приобрела еще и дополнительную специфику, вызванную общим упрощением юридической картины мира с одновременным разрывом исторических связей, особенно важных именно в теории владения, которая сама по себе, в силу одного только возрождения нормального товарного обмена, как это в той или иной мере можно ожидать от иных юридических феноменов, никак не может восстановиться. Утрата владением своей истории приводит к примитивизации основ вещных прав, которые играют главную роль в строении системы права.
Поэтому первой задачей является восстановление исторического контекста владения.
Владению в большей мере, чем собственности, предшествует представление о некоем фактическом доправовом, или неправовом, естественном' состоянии, в котором людивсе же владеют вещами. "Предположим, что правовой порядок совершенно упразднен (это фактически невозможно, но мыслимо), — все-таки владение осталось бы", — замечает Г. Дернбург2.
Это представление, имеющее под собой прочную основу материальности всякого владения, предопределяет большую часть наших взглядов на суть владения в его первозданном виде, тем более что нам довелось оказаться свидетелями "фактически невозможного" упразднения правового порядка, и действительно, владение (с такими его бесспорными атрибутами,
' Possessio naturalis (естественноевладение), в некоторой степени отражает это представление,подчеркивая физическуюсубстанцию владения, его "материальную основу" (БартошекА/. Римское право:Понятия, термины,определения.С. 252), хотя само понятие имеет смысл всистеме юридическихкатегорий:оно, в частности,противостоит "законному" (iusta)владению для данности.
1 Дернбург Г. Пандекты.Т. \.Ч. 2: Вешнос право.СПб., 1905. С. 2.
как охрана, ограды, бункера и пр.) сохранилось, несмотря на почти полное исчезновение собственности и замену ее суррогатами. Как это всегда бывает, неофициальная истина (которой в данном случае является редукция собственности до владения) лучше доказывается именно косвенными данными. Не случайно, например, законодательство о приватизации в значительной мере было сориентировано на "фактическую" принадлежность имущества как основание его приватизации. Этим была лишь подтверждена незначительность, второстепенность официально-юридических режимов принадлежности. Некото-рая знаменательность обнаруживается, впрочем, в том факте, что фактическое владение приобрело определенное правовое значение именно в момент превращения его в традиционную собственность. Характерно в этом смысле и то, что уголовная репрессия вслед за примитивизацией гражданского оборота в описываемый период подверглась решительному упрощению и ограничилась в отличие от достаточно сложного российского уголовного права предреволюционной поры только посягательствами на "конкретные "телесные вещи" и простейшими корыстными преступлениями"'.
Взяв "фактическое владение" как исходный архетип, мы должны, однако, сознавать, что это представление не может быть свободнымот изрядной доли условности, если иметь в виду, что сам первобытный субъект имущественных отношений представляет собой довольно сложное образование. Кроме того, архаичность и неразвитость обмена до известной поры мало затрагивают вещный мир и вынуждены мириться со слабо расчлененным единством субъекта и объекта владения.
Впрочем, такая черта владения,как невозможность солидарности2, скорее говорит в пользу его сравнительно позднего происхождения3.
Связь владения с публичной сферой, в частности с интер-диктной, административной защитой, выразилась в том, что в "результате вторжения публичного в частное, когда акцентируется строго индивидуальная связь с вещью лица, взятого вне
' Клепицкий И.А. Собственность и имущество в уголовном праве // Государство и право. 1997. № 5. С- 82.
1 Павел говорил; "Тытак же не можешь владетьтем, чем владею я. как не можешь статьтам, где я стою" (Дигесты. 41, 2,3, 5).
3 Наиболее распространен взгляд, согласно которому первоначально владениевозникло на общественной земле — ager publicus. Поскольку ни один из владельцевне мог получить на такой участокквирнтскос право, постольку быливозможны только владельческиеотношения, а споры разрешались в рамках интердиктов.
корпоративных связей"', владелец в классическом праве в мень-шей степени выступает как familia или. иная'общности,а понимается как отдельный индивид.Это позволяет считать; что юридическое определение владения произошло не сразу .i
Согласно классическим взглядам, владение определяется как достаточно длительное, укрепившееся, обеспеченное от постороннего вмешательства физическое, реальное господство над вещью в единстве corpus и animus, т.е. фактического господства, соединенного с намерением владеть2. При наличии этих признаков владение получает юридическую защиту. Владение не передается, а каждый раз возникает снова, самостоятельно. При этом "владение есть нечто отличноеот права. Но оно тем не менее имеет значение для права". Более того, известно понятие jus possessionis3. Впрочем, даже его буквальный перевод — "право владения" — не дает оснований для далеко идущих выводов хотя бы потому, что римское право не представляло собой строго согласованную систему. Владение охранялось преторскими интердиктами, что в любом случае затрудняет включение его в число цивильных прав, защищаемых исками.
Юридическое содержание владения, обнаруживаемое из способов его зашиты, заметно расходится с сутью иных правовых отношений, выводимых из логики оборота. Защита владения сводится и, пожалуй, исчерпывается ситуацией насилия, посягательства, вторжения. Исходя из того что гражданский оборот, защищаемый, конечно, от насилия, не приобрел бы все же известных нам форм исключительно из противостояния силе (в противном случае право пришлось бы считать не средством вытеснения силы, а лишь упорядоченной формой систематического, пусть даже ответного насилия — само по себе антиправовое представление), мы вынуждены делать исключение для юридической стороны владения, которое, однако, перестает быть исключением, если владение не является правом.
Предлагались разные объяснения сути объекта владельческой защиты.
Савиньи ограничивал защиту владения только ситуацией деликта, сводя тем самым посессорную защиту к защите личности. Об этом свидетельствуют и слова претора о запрете на-
' Дуждев Д.В,Основание зашитывладения в римскомправе. С. 31—32. 1См., напр.:Римское частное право /Под ред.И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского.М., 1948. С. 169. ^Дернбург Г. Указ. соч. С. 3.
силия как основании интердикта. Д.И. Мейер отмечал, что большинство! цивилистов [следуют за Савиньи1.
"Применение силы против владельца — единственный способ, каким' может быть нарушена непосредственная матери-альная'связь лица с; вещью", — указывает и Д. Дождев2.
Оспаривая это мнение, юристы указывали на то, что слова о насилии остались лишь формальностью при разрешении вопроса о владении. Из посессорных интердиктов лишь int. undo vi носит характер деликтного иска, а главный — int. uti posside-tis~ не имеет свойств деликтной защиты (т.е. не следует за насилием, а предупреждает его). Кроме того, теория Савиньи не может объяснять, почему защита не давалась при держании для другого лица или при владении вещами, изъятыми из оборота3. Г.Ф. Шершеневич также указывал, что нарушение владения может и не сопровождаться насилием, как, например, при краже4. .
Иеринг считал.чтр владение защищается как фактическое проявление, как видимость собственности (Дернбург указывает на возникновение этого объяснения уже у глоссаторов), поскольку владелец предполагается обычно собственником. Владение, по словам Иеринга, "форпост собственности".
Это мнение поддерживается и Г. Шершеневичем. который в доказательство того, что при защите владения защищается вероятная собственность, ссылался и на суждение сената, согласно которому "владение есть право, по содержанию своему близко подходящее к праву собственности и даже заменяющее его для владельца, доколь не будет доказано, что сильнейшее, лучшее право на ту же вещь, дающее то же право на владение, право собственности, принадлежит другому лицу"5.
Против этой позиции существует тот довод, что владельческая защита дается и против собственника, причем его ссылки на собственность не принимаются во внимание.
Суждения Шершеневича, Эпнекцеруса и другихавторов позволяют заметить,что к началу-нашего века авторитетэтой позиции снизился,но в последниедесятилетия, кажется, подход,обоснованный в свое времяСави-ньи, вновь становится болееприемлемым. Хотелось бывидеть в этой тенденции свидетельствогуманизации права, которой хорошо соответствуетужеприводившеесяопределение владельческой защиты И.А. Покропским как "кульминационного пункта идеиличности".
2 ДождевД.В.Римское частное право. С. 326.
3 Это, однако,не означает, что в момент становления владельческой зашиты насилие не было главным поводом длявозникновения этого феномена, да и не осталосьим впоследствии <см- ГГУ).
ЧЦершеневич Г.Ф, Учебник русского гражданского права. С. 153.
Там же. С. 153.
. 275
Кроме того, такой подход весьма уязвим с исторической точки зрения, так как он априорно исходятДО того,;, ято эти институты развивались в согласованной'связи с опережением;
собственности (в скрытой форме этот подход содержится уже в понимании владения как стороны, части собственности, ее' неполноценного подобия) либо, напротив, с опережением владения, если исходить из достаточно устойчивого представления, что "понятие права собственности обыкновенно развивается из владения. Первоначальное понятие о юридическом господстве над вещью связывается с господством фактическим;. без фактического господства не признается^господство юридическое'4.
Здесь, пожалуй, и обнаруживается труднейший вопрос теории владения — о характере, формах генетической связи владения и собственности, который достигает крайней степени остроты в тот момент, когда приходится исходить из того, что в момент происхождения этих институтових связь была не большей, а может быть, и меньшей, чем любых других произвольно взятых правовых феноменов.
Чаще всего в истории права противопоставление владения и собственности идет путем либо выявления их параллелизма, либо установления их эволюционной несовместимости, когда ограниченное во времени владение предшествует собственно^ сти как владению неограниченному. Оба подхода критикуются, особенно приих абсолютизации2. Понятно, что в любом случае трактовать владение как обслуживание нужд собственности непросто.
Согласно "абсолютной" теории (Брунс и др.), "выражаю^ шаяся во владении воля. хотя она имеет чисто фактический характер и может даже быть резко противопоставлена праву, должна быть тем не менее защищаема согласно общей природе воли. Ибо воля сама по себе и по своему существу свободна; в признании и проведении этой свободы заключается вся правовая система". Соответственно появляется владение как безобъектное право.
' МейерД.И, Русское гражданское право.Ч. 2. С. 3.Впрочем, историческаяпоследовательность вполнеможет пониматься простокак логическая, поскольку речь всеже идето "понятиях", как обуказании приоритетов, непретендующем наизображение действительного генезиса^
2 Дожде» Д.В. Основание зашиты владения. С. 8—9.
Д.И. Мейер отмечает, что "многие осуждают изложение учения о юридическом владении по поводу права собственности" (МейерД.И. Русское гражданское право. Ч. 2. С. 7). Это лишний раз подчеркивает неясность характера связи этих двух явлений права.
Эта теория оспаривается с тех позиций^ что онаникак не объясняете дточеаиуадоя&люлучившего владение дается преиму^-щество^пере® волей того, кто добивается владения.
Наконец^ Дернбург, изложив основные концепции, пред»-лягает ^разрешение проблемы"'следующим образом: "Владение есть фактический общественный строй, существующее распределение вещественных благ. Произвольное нарушение этого фактического отношения могло бы вызвать непоправимое расстройство. Поэтому неприкосновенность нашего фактического имущественного положения является одним из условий упорядоченного общежития"'.
В. Хвостов, следуя мудрому правилу Ларошфуко "все правы", считает, что "все эти теории содержат долю правды. В пользу защиты владения говорят все приведенные соображения". А то, что ни одно из них не в состоянии объяснить всех юридических проявлений владения, стало следствием того, что "некоторые; нормы, регулирующие владение, сложились под преобладающим влиянием одной идеи, другие " под влиянием другой"2.
' Упрощение нашего права, прежде всего утрата им владельческой защиты, казалось бы, сохраняет актуальность лишь за одним объяснением: зашита владения — это защита собственности (или иного законного титула, включающего владение). Однако внутренние правовые связи не могут исчезнуть полностью даже при отмене ряда норм или институтов. Поэтому нам приходится углубляться и в суть владения, поскольку без этого оказываются утраченными существенные черты собственности и едва ли могут быть объяснены основы вещных прав в целом.
Возвращаясь к указанным теориям обоснования защиты владения, мы можем видеть, что они зависят от понимания права (на это обращал внимание В. Хвостов) и от представлений о степени нормирован ности, регулирования правом действительных отношений (что также тесно связано с пониманием сути права, особенно имея в виду присущий нашему правовому сознаний позитивизм, причем явно не классического Свойства).
Очевидно, что мнение Дернбурга, признающего защиту неправовых, фактических отношений по соображениям их общественной важности, основано на том» что право имеет определенное социальное, "служебное" или функциональное
' Дернбург f. Указ- соч. С. 5—7. 2 Хвостов В.М. Система римского права.М-, 1996. С. 274—276,
назначение, позволяющее ему выйти за собственные пределы, Вытекающее из такого понимания возможное превращение права из цели в средство не может не представляться с учетом сегодняшнего опыта достаточно опасным, да и римское право не дает, кажется, оснований для таких подходов. "
Поэтому больше оснований считать, что владение защищается постольку, поскольку тем самым защищается личность владельца. То, что эта защита может носить превентивный характер, конечно, едва ли может лишить этот взгляд обоснования.
Два общих вопроса, несомненно, системного значения должны быть поставлены в первую очередь: имеет владение юридический или фактический характер, и предшествует ли становление владения собственности или следует за нею.
По мнению Г.Ф. Щершеневича (обоснованному только отечественным материалом), "в развитии вещных прав право собственности должно предшествовать владению", вопреки уже упомянутому мнению Мейера, а также Неволина и Победоносцева, которые вслед за римскими юристами считали, что "в историческом развитии владение, как отношение фактическое, предшествует праву собственности, как отношению юридическому"'.
Римское право, однако, не дает достаточного материала для столь однозначных противопоставлений. Древнейшей формой вещного спора принято считать legis actio sacramentum in rem. Но он имеет несомненные черты спора о праве принадлежности, а не о владении, во-первых, по своему содержанию, во-вторых, потому, что истцом может быть как невладеющее лицо, так и владелец вещи. Это может служить доводом в пользу мнения Шершеневича. Однако право, которое устанавливалось в этом процессе, еще мало походило на то абсолютное, высшее право, которым стала собственность. М. Казер применительно к legis actio sacramentum in rem говорил, как известно, об "относительном праве собственности"2.
Есть основания принять предположение, что владение имело, конечно, доправовое бытие, никак не связанное в отличие от других юридических архетипов с обменом и которое своди-
1 Шершеневич Г.Ф. Учебник русскогогражданского права.М., 1995.С, 154.
2 Д. Дожпевговорит, что в процессеlegis actio sacramentum in rem "каждый из претендентов доказывал не абсолютное право на вешь, алучшее, чем у противника, реальное полномочие" {ДождевД.В.Римское частное право. С. 208).