Тема 7. Теоретические методы научного познания
В методологии теоретического уровня исследований выделяют операции логического характера и собственно научно-познавательные подходы и методы.
Общелогические операции используются в любой познавательной деятельности, но в научных исследованиях их применение осознанно.
Абстрагирование представляет собой мысленное отвлечение от некоторых аспектов изучаемого объекта и выделение тех черт, что наиболее существенны для данной исследовательской ситуации. Результатом абстрагирования становится абстрактный объект (материальная точка, общественно-экономическая формация и т.п.), а с помощью абстракций создается терминология и научный язык. Разновидностью абстрагирования является идеализация, с помощью которой конструируются предельно абстрактные объекты (идеальный газ и т.п.)
Формализация представляет собой построение искусственного языка для представления знаний, в результате чего существенные аспекты исходного знания фиксируются, а несущественные отбрасываются.
Анализ представляет собой мысленное расчленение исходного объекта, отделение существенного от несущественного, сведение более сложного к простому. Синтез – восстановление, объединение изученных в результате анализа частей, обнаружение того общего, что связывает их в единое целое.
Дедукция, индукция и аналогия являются видами логической связи в такой форме мышления как умозаключение. Дедукция есть переход от общего истинного знания к частному истинному, индукция - переход от частного истинного знания к вероятностному общему (и поэтому в применение данного метода в науке является проблемным), аналогия есть уподобление предметов и отношений по определенным существенным свойствам.
Различные виды классификаций - разделения мыслящегося количества элементов множества также относятся к общелогическим операциям.
К научно-познавательным методам относят прежде всего аксиоматический и гипотетико-дедуктивный.
Область научного знания, выстраиваемая аксиоматическим методом, представляет собой единую дедуктивную систему, все содержание которой может быть логически выведено из ее начальных основоположений – aксиом. Построение аксиоматической системы начинается с выявления в некоторой содержательной концепции ее первичных фундаментальных понятий, которым можно придать статус неопределяемых. Далее выбираются такие исходные утверждения теории, которые принимаются без доказательств и получают статус аксиом. Затем фиксируются допустимые (дедуктивные) правила рассуждений, согласно которым из исходного знания можно выводить новое. Таким образом, логическое исчисление является обязательной частью аксиоматических систем.
Область научного знания, которая строится гипотетико-дедуктивным методом, представляет собой теоретическую систему, которую упрощенно можно представить состоящей из области предположений и области фактов, между которыми разворачивается сложное концептуальное взаимодействие. Из гипотезы дедуктивно выводят следствия более частного характера, затем следствия сравниваются с установленными фактами и либо подтверждаются, либо отвергаются. На этой основе гипотеза либо получает статус подтвержденной теории, либо отбрасывается. Таким образом, суть гипотетико-дедуктивного метода сводится к тому, что предположения имеют объяснительную силу по отношению к фактам, так как фактуальные суждения являются логическими следствиями из этих предположений. В философии науки данный метод часто представляли как общую модель научного познания (например, К. Поппер).
Если научно-познавательные методы представляют собой совокупность предписаний различной степени требовательности и определенности, то научно-познавательные подходы имеют более конкретные методологические предписания и концептуальную обоснованность. Как правило, сегодня они являются междисциплинарными.
Исторический подход предполагает изучение возникновения, формирования, этапов развития объектов. Основой данного подхода является принцип историзма, согласно которому необходимо рассматривать явление не только в наличном состоянии, но и его модификации в различные периоды существования. При этом этапы развития рассматриваются и как имеющие самостоятельную ценность, и как содержащие некоторое инвариантное содержание, присущее данному явлению. Сформировавшись в рамках социогуманитарного знания, данный подход в настоящее время стал широко распространенным и в естествознании.
Системный подход предполагает переход от аналитического видения объекта к интегративному. Объект исследования представляется как система, совокупность элементов которой связано множеством структурно-функциональных связей. Функционирование такого объекта зависит только от структурной организации, для которой могут быть найдены изоморфные аналоги, реализованные на других носителях. Исходные понятия и принципы системного подхода заимствованы из биологии, поскольку данный подход был обоснован австрийским биологом Л. фон Берталанфи. В дальнейшем системный подход получил широкое применение в связи с развитием кибернетики и общей теории систем, а на сегодняшний день является основой междисциплинарной организации научно-практической деятельности.
Своеобразным синтезом исторического и системного подхода явился синергетический подход, концептуальной основой которого является теория самоорганизации сложных систем.
В современной науке наблюдается тенденция методологического синтеза, чаще всего применяются комплексные методы как осознанное и концептуально организованное сочетание приемов и принципов исследования, поскольку изучаются сложные и сверхсложные объекты.
Вопросы для контроля и самоподготовки:
1. Приведите примеры применения аксиоматического метода. Каковы его ограничения?
2. Как при применении аксиоматического метода проявляется конвенциональность научной деятельности?
3. Раскройте структуру и этапы гипотетико-дедуктивного метода.
4. Является ли гипотетико-дедуктивный метод универсальной моделью научного познания? Приведите точки зрения различных авторов и свою собственную.
5. Каковы ограничения индуктивного метода в научном познании?
6. Охарактеризуйте на примере конкретной области науки применение исторического подхода.
7. Охарактеризуйте сущность системного подхода и причины его широкого распространения.
8. Почему синергетический подход получил всеобщее применение в науке?