Основные идеи китайской философии

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Индийская философия

Основные периоды развития индийской философии
I II III
Древнеиндийская философия (III—II тыс. до н.э. III-IV вв. н.э.) Средневековая индийская философия (V-XVIII вв.) Современная индийская философия (XIX-XX вв.)
Ведический период (XV-VI вв. до н.э.). Веды (дословно - «зна­ния») — религиозно-философские трактаты. Веды делят на части: Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады   Философия раннего Средневековья (V-Х вв.) предстает как шесть ор­тодоксальных брахман­ских систем — астика (ньяя, вайшешика, сан-кхья, йога, миманса, веданта), признающих авторитет священого писания (Вед и Упани-шад), и три неорток-сальных — настика (чарвака, или докаята, джайнизм и буддизм, состоящий из четырех школ (вайбхашика, саутрантика, махьямика и школы йогачаров) Новая философия (XIX в.) — индийское просветительство в рели­гиозной форме  
Эпический период (VI—II вв. до н.э.). Источники: поэмы «Махабхарата» и «Ра­маяна»   Философия позднего Средневековья (XI-XVIII вв.), харак­теризуется упадком фи­лософской мысли и приоритетом религиоз­ного мировоззрения в форме ортодоксального индуизма   Новейшая философия (XX в.) включает три те­чения:
  • феодальную филосо­фию, смыкающуюся с религиозной идеологией в ее ортодоксально-тра­диционной форме;
  • философию, основы­вающуюся на идеях ев­ропейской философии (гандизм);
  • философию, основы­вающуюся на идеях мар­ксизма
 
Период сутр (Ш в. до н.э.—VII в. н.э.). Сутры (изречения, афоризмы) — краткие философские трактаты      

Миропонимание в древнеиндийской философии

Основные идеи миропонимания
 
  • Миропонимание в древнеиндийской философии как понятийный, кате­гориальный (учение о бытии и небытии, о сознании и т.п.), интеллектуаль­ный аспект мировоззрения опирается на закон Риты - космической эволю­ции, цикличности, порядка и всеобщей связи.
  • Вся история - это последовательность жизни Космоса (Маха Манванта-ра) и абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических (8 640 000 000 земных) лет. Бытие и небытие ассоциируются соответственно с выходом и входом Брахмы-Космоса (Бога-творца), который живет 100 космических лет, после чего он умирает и наступает абсолютное Небытие. Время существование последнего также 100 космических лет - до нового рождения Брахмы-Космоса и появления но­вой жизни, но уже в более высокоорганизованной форме.
  • Цель эволюционного процесса - достижение совершенного духа посред­ством перманентной смены материальных форм, Все конечное и смертное имеет ценность лишь постольку, поскольку в нем отражается вечное.
  • Природа Мировой Души может быть раскрыта через взаимосвязь понятий «брахман» и «атман».
  • Брахман - безличное, абсолютное начало, наполняющее Вселенную и пора­жающее все, что в ней находится, высшая объективная реальность. Атман — всепроницающая субъективная реальность (частица Бога-Брахмы в человеческой душе - манасе).
  • Вселённая есть брахман, а брахман есть атман: чтобы познать первичную реальность, нужно познать атман «Я». Поэтому из всех видов познания самопознание является высшим. В этой связи выделяется три вида сознания:
- «пракрити» - материальное сознание, - «пуруша» — чистое сознание (первичная энергия, из которой возник­ли Вселенная и люди), - «майя» — сознание сновидения, иллюзии, незнания.
  • Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения, которо­го эволюция души (карма) прекращается, Души, достигшие мокши, осво­бождаются от цели бесконечной жизни и становятся махатманами — Вели­кими Душами.
 

Китайская философия

Основные периоды развития китайской философии  
I период (VII в до н.э. - III в. н.э.)  
Становление национальных философских школ  
Даосизм Конфуцианство Легизм
философское учение, возникшее в VI—V вв. до н.э., а также религиоз­ное вероучение, воз­никшее в I—III вв. Основатель: Лао-цзы (VI—V вв. до н.э.)   этико-политическое учение. Основатель: Конфуций (Кун Фу-цзы) (551-479 до н.э.)   социальное-правовое учение (школа законни­ков, или «фа-цзя»). Представители: Шан Ян (390-338 до н.э.), Ханъ Фэй-цзы (288-233 до н.э.)_____  
II период (III-XIX вв.)
Проникновение буддизма (III в. н. э.), становление неодаосизма и неоконфуцианства  
Чань-буддизм Неоконфуцианство Неодаосизм  
национальный китайс­кий буддизм, получив­ший широкие развитие с VI-VII вв. Насчитыва­ет 10 школ   1. Объективно-идеали­стическое (лисюэ) Представители: Чэн Хао (1032-1086) Чэн И (1033-1107) Чжу Си (1130-1200)   дальнейшее развитие в V-XIX вв. идей даосских учений  
  2. Субъективно-идеалистическое (синьсюэ) Представитель: Ван-Ян-Мин (1472-1528)    
  3. Материалистическое Представители: Чжан Цзай (1020-1077) Ван-Тин-сян (1474-1544) Ли Чжи( 1527-1602)    
III период (XX в.)  
Обогащение достижениями мировой культуры  
- Идеи европейской философии - Идеи марксизма - Идеи американской философии (прагматизм) - Идеи христианства  

Основные идеи китайской философии

Даосизм
▫ Основные вопросы: понять основы построения и существования окружающе­го мира и определить путь, по которому должен следовать человек, природа и космос. ▫ Основные понятия: «дао» и «дэ». ▫ Первоначально понятие «дао» означало «путь» природы, ее закономерность. Вместе с тем оно приобрело также смысл жизненного пути человека, превра­тилось в понятие «этическая норма» («дао—дэ»). В дальнейшем «дао» рассматри­валось: 1) как естественный путь вещей, закономерность материального мира, пер­вопричина всего сущего (Лао-цзы, Ван Чун и др.); 2) как «идеальное начало», чистое логическое понятие единого, главного и всеобщего (Ван Би и др.) Понятие «дэ» означает благодать, исходящую свыше; энергию, преобразую­щую «дао» в окружающий мир. ▫ Мировой порядок, законы природы, ход истории объективны и неприкос­новенны. Этим определяется и основной принцип жизни человека — покой и недеяние («у-вэй»). Путь к счастью и познанию истины предполагает освобож­дение от желаний и страстей.  
Конфуцианство  
▫ Основные вопросы: как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе. ▫ Главная конфуцианская добродетель: жэнь (гуманность) — закон жизни людей в семье и обществе, определяющий их взаимоотношения и основываю­щийся на любви и уважении к старшим по возрасту и общественному положению. ▫ Важное место в конфуцианстве занимает этикет «ли», т.е. нормы обще­ственного поведения, нравы, обычаи, ритуалы. Строгое соблюдение «ли» по­могает постижению «жэнь».  
Легизм  
▫ Основные вопросы: как управлять обществом и какова роль государства в этом управлении. ▫ В качестве основы общественного порядка признается закон, а гуманность и долг гибельны для государства, т.е. отрицаются идеи гуманности «жэнь», дол­га, церемоний, музыки, на основе которых, согласно конфуцианцам, строит­ся государственное управление. ▫ Государство — главный регулирующий механизм общества, следовательно, имеет право вмешиваться во все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан.  

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Наши рекомендации