Основные идеи китайской философии
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Индийская философия
Основные периоды развития индийской философии | ||
I | II | III |
Древнеиндийская философия (III—II тыс. до н.э. III-IV вв. н.э.) | Средневековая индийская философия (V-XVIII вв.) | Современная индийская философия (XIX-XX вв.) |
Ведический период (XV-VI вв. до н.э.). Веды (дословно - «знания») — религиозно-философские трактаты. Веды делят на части: Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады | Философия раннего Средневековья (V-Х вв.) предстает как шесть ортодоксальных брахманских систем — астика (ньяя, вайшешика, сан-кхья, йога, миманса, веданта), признающих авторитет священого писания (Вед и Упани-шад), и три неорток-сальных — настика (чарвака, или докаята, джайнизм и буддизм, состоящий из четырех школ (вайбхашика, саутрантика, махьямика и школы йогачаров) | Новая философия (XIX в.) — индийское просветительство в религиозной форме |
Эпический период (VI—II вв. до н.э.). Источники: поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна» | Философия позднего Средневековья (XI-XVIII вв.), характеризуется упадком философской мысли и приоритетом религиозного мировоззрения в форме ортодоксального индуизма | Новейшая философия (XX в.) включает три течения:
|
Период сутр (Ш в. до н.э.—VII в. н.э.). Сутры (изречения, афоризмы) — краткие философские трактаты |
Миропонимание в древнеиндийской философии
Основные идеи миропонимания |
|
Китайская философия
Основные периоды развития китайской философии | ||
I период (VII в до н.э. - III в. н.э.) | ||
Становление национальных философских школ | ||
Даосизм | Конфуцианство | Легизм |
философское учение, возникшее в VI—V вв. до н.э., а также религиозное вероучение, возникшее в I—III вв. Основатель: Лао-цзы (VI—V вв. до н.э.) | этико-политическое учение. Основатель: Конфуций (Кун Фу-цзы) (551-479 до н.э.) | социальное-правовое учение (школа законников, или «фа-цзя»). Представители: Шан Ян (390-338 до н.э.), Ханъ Фэй-цзы (288-233 до н.э.)_____ |
II период (III-XIX вв.) | ||
Проникновение буддизма (III в. н. э.), становление неодаосизма и неоконфуцианства | ||
Чань-буддизм | Неоконфуцианство | Неодаосизм |
национальный китайский буддизм, получивший широкие развитие с VI-VII вв. Насчитывает 10 школ | 1. Объективно-идеалистическое (лисюэ) Представители: Чэн Хао (1032-1086) Чэн И (1033-1107) Чжу Си (1130-1200) | дальнейшее развитие в V-XIX вв. идей даосских учений |
2. Субъективно-идеалистическое (синьсюэ) Представитель: Ван-Ян-Мин (1472-1528) | ||
3. Материалистическое Представители: Чжан Цзай (1020-1077) Ван-Тин-сян (1474-1544) Ли Чжи( 1527-1602) | ||
III период (XX в.) | ||
Обогащение достижениями мировой культуры | ||
- Идеи европейской философии - Идеи марксизма - Идеи американской философии (прагматизм) - Идеи христианства |
Основные идеи китайской философии
Даосизм |
▫ Основные вопросы: понять основы построения и существования окружающего мира и определить путь, по которому должен следовать человек, природа и космос. ▫ Основные понятия: «дао» и «дэ». ▫ Первоначально понятие «дао» означало «путь» природы, ее закономерность. Вместе с тем оно приобрело также смысл жизненного пути человека, превратилось в понятие «этическая норма» («дао—дэ»). В дальнейшем «дао» рассматривалось: 1) как естественный путь вещей, закономерность материального мира, первопричина всего сущего (Лао-цзы, Ван Чун и др.); 2) как «идеальное начало», чистое логическое понятие единого, главного и всеобщего (Ван Би и др.) Понятие «дэ» означает благодать, исходящую свыше; энергию, преобразующую «дао» в окружающий мир. ▫ Мировой порядок, законы природы, ход истории объективны и неприкосновенны. Этим определяется и основной принцип жизни человека — покой и недеяние («у-вэй»). Путь к счастью и познанию истины предполагает освобождение от желаний и страстей. |
Конфуцианство |
▫ Основные вопросы: как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе. ▫ Главная конфуцианская добродетель: жэнь (гуманность) — закон жизни людей в семье и обществе, определяющий их взаимоотношения и основывающийся на любви и уважении к старшим по возрасту и общественному положению. ▫ Важное место в конфуцианстве занимает этикет «ли», т.е. нормы общественного поведения, нравы, обычаи, ритуалы. Строгое соблюдение «ли» помогает постижению «жэнь». |
Легизм |
▫ Основные вопросы: как управлять обществом и какова роль государства в этом управлении. ▫ В качестве основы общественного порядка признается закон, а гуманность и долг гибельны для государства, т.е. отрицаются идеи гуманности «жэнь», долга, церемоний, музыки, на основе которых, согласно конфуцианцам, строится государственное управление. ▫ Государство — главный регулирующий механизм общества, следовательно, имеет право вмешиваться во все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан. |
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ