Бердяев н.а. «проблема человека
(К ПОСТРОЕНИЮ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ)»
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – великий русский религиозный философ, являлся представителем персонализма и одним из предшественников экзистенциализма в западной философии XX века.
Ключевыми идеями учения Н.А.Бердяева являются идея свободы, творчества и объективации (отчужденное бытие, искажение, «свертывание» духа), идея личности и «метаисторического» эсхатологического смысла истории (ее завершения). Общей основой этих идей служит картина реальности, в которой противопоставляются два ряда начал. С одной стороны, это свобода, Бог, ноумен («вещь в себе»), субъект (личность, «Я»), с другой стороны, необходимость, мир, феномен (явление), объект.
Оба ряда характеризуют два различных вида реальности, взаимодействующих между собой. Эта картина, по Н.А.Бердяеву, близка метафизике И.Канта, однако основные понятия последней переосмысливаются: ноуменом или «вещью в себе» оказывается у Бердяева субъект – «существа и их существование»: только в субъекте, личности заключена, по его мнению, непостижимая внутренняя глубина, коренящаяся в свободе.
Этот взгляд воплощается и в небольшой работе «Проблема человека», в которой мыслитель рассматривает значительный круг вопросов. К ним относятся двойственность природы человека и в то же время его целостность, способность человека к творчеству как проявлению свободы, личность и ее сущностные черты, идея тройственного состава человека, смысл смерти, отчуждение человека в обществе, смысл истории.
Вопросы для конспектирования
1. В чем Бердяев видит двойственность человеческой природы?
2. В чем Бердяев усматривает сущность человека и в чем заключается, с его точки зрения, смысл человеческого творчества?
3. Что собой представляет человеческая личность в учении Бердяева?
4. Какова роль духа в человеческой личности?
5. В чем для Бердяева заключается смысл смерти?
6. В чем заключается для Бердяева смысл истории?
Источник:Ступени. – 1991. – № 1.
ЮНГ К.Г. «ПОНЯТИЕ
КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО»
Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психолог и мыслитель, один из ключевых представителей неофрейдизма. Признавая фрейдовское понятие бессознательного, Юнг в то же время полагал, что ошибка Фрейда состояла в чрезмерной эротизации бессознательного. Кроме того, Юнг утверждал, что бессознательное сложнее и глубже устроено, чем это представлялось Фрейду. Руководствуясь этими соображениями, Юнг разработал концепцию «глубинной аналитической психологии», сутью которой являлось представление о существовании коллективного бессознательного, как потаенного уровня организации психики человека.
Вопросы для конспектирования
1. Как Юнг понимал природу коллективного бессознательного?
2. Что такое архетипы, каково их соотношение с инстинктами?
3. В каких сферах культуры архетипы проявляют себя?
4. Какую роль играют архетипы в жизни людей?
5. Какие Юнг приводит доказательства существования архетипов?
Источник: Аналитическая психология: прошлое и настоящее: Сборник. – М., 1995.
САРТР Ж.-П. «ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ–ЭТО ГУМАНИЗМ»
Жан-Поль Сартр (1905-1980) – выдающийся французский философ, писатель, публицист, основатель французского атеистического экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе. Работа «Экзистенциализм – это гуманизм» представляет текст доклада, в котором он излагает основные тезисы своего трактата «Бытие – ничто».
В начале работы Ж.-П.Сартр рассматривает упреки, высказанные в адрес экзистенциализма представителями других идейных течений. В ответ Ж.-П.Сартр формулирует основные постулаты экзистенциализма.
Во-первых, он дает определение экзистенциализму, указывая, что основой этого учения является человеческая субъективность, рассматривает две разновидности экзистенциализма, представителей которых объединяет мысль, что у человека «существование предшествует сущности».
Во-вторых, Ж.-П.Сартр поясняет, что означает человеческая субъективность. Следует обратить особое внимание на понятия, которые составляют внутреннюю сущность субъективности и отражающие трагический характер мировоззрения человека эпохи двух мировых войн.
В-третьих, Ж.-П.Сартр подчеркивает, что экзистенциализм прямо противоположен квиетизму, ибо суть экзистенциализма в утверждении, что человек существует лишь настолько, насколько «себя осуществляет», «судьба человека в нем самом… надежда в нем самом, в его действии».
В-четвертых, следует обратить особое внимание на своеобразие понимание Ж.-П.Сартром свободы человека (его взгляд расходится со многими трактовками свободы, которые были предложены до него).
В-пятых, Ж.-П.Сартр формулирует главный постулат своего учения – что такое гуманизм в понимании экзистенциалистов, подчеркивая, что «человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире».
Вопросы для конспектирования
1. Какие обвинения выдвигают противники в адрес экзистенциализма?
2. Какие два направления существуют внутри экзистенциализма? В чем различие между ними и в чем они близки?
3. В чем состоит смысл идеи, что «экзистенция – это человеческая субъективность»?
4. В чем состоит суть главной идеи экзистенциализма, что «существование предшествует сущности»?
5. Каковы ключевые экзистенциалы человеческой духовности?
6. Как понимает экзистенциализм, что такое свобода?
7. Что считает Ж.-П.Сартр экзистенциалистским гуманизмом? Действительно ли, экзистенциализм – это гуманизм?
Источник:Сумерки богов: Сборник. – М., 1989.
КАМЮ А. «МИФ О СИЗИФЕ. ЭССЕ ОБ АБСУРДЕ»
Альбер Камю (1913-1960) – французский философ-экзистенциалист, писатель и публицист. Отправная точка его рассуждений – трагическое переживание «смерти Бога» в XX столетии, которая знаменовала утрату метафизического смысла бытия человека. Поэтому опыт человеческого существования в мире, неизбежно завершающийся смертью, приводит мыслящую личность к открытию абсурда, как конечной истины своего земного удела. Однако эта истина должна человека не погрузить в пучину отчаяния, а пробудить в душе мужественное стремление жить вопреки вселенскому хаосу, обходясь без доводов в пользу такого выбора.
Вопросы для конспектирования
1. Какая, по мнению Камю, существует по-настоящему серьезная философская проблема и почему она должна быть признана таковой?
2. Что собой представляет абсурд, как он возникает, в чем состоит его воздействие на человека?
3. Оправдывает ли абсурдность человеческого бытия самоубийство?
4. Какие три следствия выводит Камю из абсурда?
5. Как Камю истолковал древнегреческий миф о Сизифе?
Источник:Сумерки богов: Сборник. – М., 1989, с.222-268, 305-308.
КАМЮ А. «БУНТУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК»
В этом произведении Камю продолжает анализ проблем человеческого существования, начатый в «Мифе о Сизифе». Его вновь интересует переживание человеком абсурдности своего бытия в мире, но на этот раз ставится вопрос о форме противостояния абсурду. Камю усматривает ее в феномене «бунта» против бессмысленности и трагичности бытия человека. Бунт рассматривается как жизнеутверждающее начало, в котором преодолевается одиночество и достигается солидарность людей в признании объединяющих ценностей, отстаивается свобода и достоинство личности.
Вопросы для конспектирования
1. Какими характеристиками обладает абсурд?
2. Оправдывает ли абсурд самоубийство и убийство?
3. Каким образом абсурд ведет человека к бунту?
4. Что свойственно бунтующему человеку, во имя чего он бунтует?
5. В чем заключается смысл принципа «Я бунтую, следовательно, мы существуем»?
6. Что собой представляет «метафизический бунт»? Чем он отличается от бунта раба против своего господина?
Источник:Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990, с.120-137, 336-338.
ФРОММ Э. «ИСКУССТВО ЛЮБВИ»
Эрих Фромм (1900-1980) – немецко-американский психолог и социолог, представитель неофрейдизма. Как и Юнг, Фромм отходит от биологизма Фрейда. Разрабатывая целостную концепцию личности, Фромм стремился выяснить механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе ее формирования. Связь между психикой индивида и обществом выражает социальный характер. Критикуя капиталистическое общество, как больное и иррациональное, Фромм констатировал феномен отчуждения человека в нем. В связи с этим он выделял типы социальных характеров, совпадающих с различными формами отчуждения – рыночный, эксплуататорский, конформистский и другие.
В работе «Искусство любви» Фромм обращается к исследованию любви как сложного биосоциального явления, выражающего ряд проблем человеческого существования. Он раскрывает сложность феномена любви, его различные патологии, источником которых является, в том числе, нездоровая атмосфера общества, отчужденное бытие человека. Главный вопрос, который его интересует – что значит любить и какими качествами должен обладать человек, чтобы быть способным испытать это чувство.
Вопросы для конспектирования
1. Какие заблуждения, касающиеся любви, отмечает Фромм?
2. Какие проблемы человеческого существования разрешает любовь?
3. Какие характеристики присущи чувству настоящей любви?
4. Почему происходит распад любви в капиталистическом обществе?
5. Какие Фромм отмечает формы псевдо-любви?
6. Какие качества необходимы человеку для способности любить?
Источник:Фромм Э. Искусство любви. – Минск, 1990.
ЧАСТЬ II.
ВАРИАНТЫ контрольных работ