Важное в философии это проблема всеобщего, устойчивого и неизменного, стоящего за множеством отдельных изменчивых вещей. 7 страница

• отсутствует частная собственность;

• все граждане участвуют в производительном труде;

• результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

• труд совмещается с одновременным обучением;

• жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробно­стей, от подъема до отхода ко сну;

• солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, тру­дятся, едят, отдыхают, поют песни;

• большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ре­бенок забирается от родителей и воспитывается в специаль­ных школах, где обучается наукам и приучается к коллек­тивной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

• во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (из­бираемый соляриями) - Метафизик, владеющий всеми зна­ниями своей эпохи и всеми профессиями.

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрож­дения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

Контрольный тест

1.Илларион, был митрополитом.

  1. Киевским.
  2. Московским.
  3. Нижегородским.
  4. Иерусалимским.
  5. Константинопольским.

2.Продолжите фразу: «Москва – третий…».

  1. Ватикан.
  2. Константинополь.
  3. Царьград.
  4. Рим.
  5. Столп мира.

3В середине 19 века в русской философской мысли произошло разделение на.

  1. Левых и правых.
  2. Номиналистов и реалистов.
  3. Западников и славянофилов.
  4. Консерваторов и либералов.
  5. Демократов и анархистов.

4.Славянофилы провозгласили всемирную защиту.

  1. Ислама.
  2. Буддизма.
  3. Протестантизма.
  4. Православия.
  5. Христианства.

5.Еретическим в 14 – 15 века на Руси, было учение.

  1. Жидовствующих.
  2. Воздерживающихся.
  3. Любопытствующих.
  4. Мудрствующих.
  5. Раскольников.

6.Кому из философов России принадлежит наиболее удачное определение предметной области социальной философии.

  1. Николаю Бердяеву.
  2. Семёну Франку.
  3. Владимиру Соловьёву.
  4. Василию Розанову.
  5. Ивану Ильину.

7. «Свобода есть познанная необходимость» - гласит изречение.

  1. Фрэнсиса Бэкона.
  2. Бенедикта Спинозы.
  3. Рене Декарта.
  4. Жан-Жака Руссо.
  5. Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

8. «Знание – сила» - утверждал.

  1. Бенедикт Спиноза.
  2. Блез паскаль.
  3. Рене Декарт.
  4. Фрэнсис Бэкон.
  5. Владимир Соловьёв.

9.Философия казахского Просвещения отличает.

  1. Материалистичность.
  2. Метафизичность.
  3. Иррационализм.
  4. Гуманизм.
  5. Национализм.

10.Философская автобиография Николая Бердяева называется.

  1. «Смысл истории».
  2. «Философия неравенства».
  3. «Самопознание».
  4. «Судьба Росси».
  5. «Я и мир объектов».

11.Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении.

  1. Объективный материализм.
  2. Субъективный идеализм.
  3. Объективный идеализм.
  4. Субъективный материализм.
  5. Диалектический материализм.

12.В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как.

  1. Часть психики, подчиняющуюся принципу реальности.
  2. Субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира.
  3. Высшую функцию мозга, связанную с речью.
  4. Душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей.
  5. Атрибутивное свойство материи.

13.Человеческому сознанию присуще.

  1. Пассивное отражение действительности.
  2. Активная, творческая деятельность.
  3. Непосредственное воздействие на действительность.
  4. Порождение объективной реальности.
  5. Непосредственное восприятие материального мира.

14.Самосознание человека – это.

  1. Духовное зеркало для самоизучения и самолюбования.
  2. Осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми.
  3. Осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества.
  4. Результат рефлексии, размышления личности о себе самой.
  5. Субъективное отражение идеального мира.

15.В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это.

  1. Рассудок.
  2. Разум.
  3. Мышление.
  4. Ум.
  5. Логика.

16.Согласно Иммануилу Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность.

  1. Согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью.
  2. Ориентации в обыденной жизни.
  3. Ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определённым правилам.
  4. Разложения целостных объектов на составные части.
  5. Давать оценку поступкам, интересам и потребностям окружающему поколению.

17.Что появилось у человека раньше – мышление или язык.

  1. Мышление.
  2. Язык.
  3. Одновременно.
  4. Они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен.
  5. Язык и мышление есть два понятия оного процесса.

18.В современной семиотике естественный язык рассматривается как.

  1. Непосредственная деятельность сознания.
  2. Адекватное выражение мысли.
  3. Система искусственных и естественных знаков.
  4. Вторая сигнальная система.
  5. Объективное отражение действительности с помощью материальных средств.

19.Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он.

  1. Позволяет передавать и распространять информацию.
  2. Способствует совершенствованию профессиональных знаний.
  3. Является средством общения всех людей между собой.
  4. Служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации.
  5. Является одной из самых главных причин возникновения государства.

20. «Бессознательное» в современной философии это.

  1. Явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение.
  2. Рефлекторные процессы в организме человека.
  3. Всё, что не осознаётся человеком.
  4. Нечто, присущее только отдельному человеку.
  5. Один из компонентов психики человека.

Список рекомендуемой литературы

1.Сегизбаев О.А. Казахская философия 15-начала 20 веков. Алматы, 2006г.

2.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001г.

3.Габитов Т.Х. Философия. Алматы., Раритет, 2005г.

4.Миронов В.В. Философия. М., 2005г.

5.Фирсов А.А. Философия культуры. М., 2000г.

Лекция №6.

Тема: Западноевропейская философия в культуре Нового времени. Западноевропейская философия в культуре 19 века

План:

1.Социокультурная ситуация начала Нового времени. 2.Основные духовные ориентиры в культуре Нового времени. 3.Возникновение экспериментального естествознания. 4.Формирование философской традиции эмпиризма и рационализма. 5.Формирование эпистемологического идеала. 6.Формирование новой рациональности. 7.Наука как «предмет» философской рефлексии. 8.Выявление перспектив рационального освоения мира западным человеком. 9.Влияние мировоззренческой установки философии Нового времени на формирование принципиально новых возможностей демонстрации субъективности западного человека в культурной деятельности. 10.Своеобразие немецкой культуры второй половины 18 века и первой половины 19 века. 11.«Коперниканский переворот» в философии. 12.Неизбежность метафизических вопросов. 13.Кантовская трансцендентальная философия как теория познания. 14.Кантовское учение о рассудке и разуме. 15.Иммануил Кант о диалектике. 16.Кантовская этика моральной воли как этика долга. 17.Категорический императив как идеальный стандарт для принятия решений и как основание гражданского общества. 18.Кантовская философия права как концепция справедливого урегулирования конфликтов. 19.Философская рефлексия над проблемой о правах человека. 20.Влияние идей Просвещения и Романтизма на формирование философского учения Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. 21.У истоков формирования концепции диалектического мышления. 22.Учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля о диалектике. 23.Основные категории диалектики. 24.Принципы диалектики. 25.Понятие развития. 26.Законы диалектического развития. 27.Диалектика как метод познания. 28.Диалектика раба и господина как форма понимания исторического процесса саморазвития. 29.Философия права Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. 30.Гегелевская философия политики. 31.Антропологическое учение Людвига Фейербаха. 32.Феномен религиозного отчуждения. 33.Критика христианской религии Людвигом Фейербахом. 34.Концепция любви Людвига Фейербаха. 35.Влияние немецкой философии на формирование активной деятельности западного человека. 36.Философское обоснование потенциала реализации человеческих возможностей в создании мира культуры. 37.Мир Культуры как реальность, конструируемая человеческим Разумом. 38.Влияние философии немецкого идеализма на формирование стратегии национальной безопасности и национальной сплочённости немецкого народа, на создание мощного централизованного государства, на формирование национального самосознания.

1.Эпохальные события культуры второй половины 19 века. 2.Рационализм и оптимизм, вера в безграничный прогресс. 3.Индустриальное общество и его основные доминанты. 4.Технический прогресс как главная ценность индустриального общества. 5.19 век – «Золотой век» науки. 6.Эпистемологический спор о человеке. 7.Формирование социально-политической философии. 8.Учение Карла Маркса о предметной деятельности. 9.Социальная концепция человека. 10.Учение об отчуждении и его преодолении. 11.Прибавочная стоимость и эксплуатация. 12.Причины эксплуатации. 13.Понятие превращённой формы. 14.Влияние идей Карла Маркса на социально-политические концепции западного общества. 15.Влияние идей марксовой теории на формирование социально-политического активизма западного человека, на утверждение стратегии социальной справедливости и социального равенства. 16.Развитие общественных наук. 17.Повышение интереса к социогуманитарному знанию. 18.Зарождение позитивизма. 19.Огюст Конт как отец позитивной социологии. 20.Философия и сциентизм. 21.Эмпириокритицизм и махизм как продолжатели позитивизма. 22.Интерес к методологии научного исследования. 23.Неокантианство и его разработка проблемы метода научного исследования. 24.Новое измерение человека: «Человек как символическое животное». 25.Метафизика половой любви Артура Шопенгауэра. 26.«Философия жизни». 27.Философия Фридриха Ницше. 28.Европейский нигилизм. 29.Критика христианства и метафизики. 30.Влияние западноевропейской философии на формирование эпистемологической уверенности западного человека в развитии активных изменений в научно-технической деятельности. 31.Определение потенциальных возможностей и причин препятствующих активизации научной рациональности западного человека.

Текст лекции

1.Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии.

Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:

• глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человече­ство, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

• совместить в себе почти все известные в тот период фило­софские направления — от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;

• открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "золотой фонд" мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

2.В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

• немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);

• материализм (середина и вторая половина XIX в.);

• иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), "филосо­фия жизни".

3.Немецкая классическая философия получила особое распро­странение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких фило­софов того времени:

• Иммануила Канта (1724 - 1804);

• Иоганна Фихте (1762 - 1814);

• Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);

• Георга Гегеля (1770 - 1831);

• Людвига Фейербаха (1804 - 1872).

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

• объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

• субъективный идеализм (Фихте);

• материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:

• повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;

• особое внимание уделила проблеме развития;

• значительно обогатила логико-теоретический аппарат фило­софии;

• взглянула на историю как целостный процесс.

4.Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724-1804).

Иммануил Кант:

• дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу есте­ственных причин на основе законов Ньютона - из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;

• выдвинул теорию о наличии границ познавательной способ­ности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего ("вещей в себе");

• выдвинул учение о категориях - основополагающих, пре­дельно общих понятиях, которыми оперирует философия;

• сформулировал моральный закон ("категорический императив");

• выдвинул идею о "вечном мире" в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете. Георг Гегель (1770-1831) отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального ми­ра, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.

Исключительная заслуга Гегеля перед философией - разра­ботка диалектики - учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.

Иоганн Фихте (1762-1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно кото­рой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая "Я-концепция").

Фридрих Шеллинг (1775 - 1854) глубоко обосновал понима­ние природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.

Людвиг Фейербах (1804-1872) был представителем мате­риалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал от­сутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перене­сением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов.

5.Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм, получивший широкое распространение во второй половине XIX в.

Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:

• философией Людвига Фейербаха;

• марксистской философией;

• творчеством вульгарных материалистов.

Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фей­ербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фей­ербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в., явилась водораз­делом между ними.

6.Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:

• марксистская философия;

• политэкономия (экономическое учение);

• научный коммунизм (социально-политическая теория). Основателями марксизма были немецкие ученые и филосо­фы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895).

Марксистская философия:

• выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;

• показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;

• осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);

• рассматривала историю как целенаправленный и закономер­ный процесс (исторический материализм);

• дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;

• выступала с атеистических позиций.

7.Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вуль­гарный материализм. Вульгарные материалисты - Фохт, Бюхнер, Молешотт - смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). В частности, они:

• механически переносили законы природы (поведение, орга­низацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дар­винизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;

• рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс ("мозг выделяет мысль, как печень - желчь").

8.Во второй половине XIX в. особое распространение в Гер­мании получили идеи иррационализма.

Иррационализм - направление в философии, отрицавшее объ­ективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.

Основоположником иррационализма считается Артур Шо­пенгауэр (1788 - 1860).

В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистиче­ским духом, неверием в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь.

Близкой к иррационализму является "философия жизни", ко­торая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия - бытие, идея, материя и т. д., а бытие человека в мире - то есть жизнь, единственную реальность для человека.

Одним из основоположников "философии жизни" являлся Фридрих Ницше (1844-1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения ("воля к жизни", "воля к власти" - экспансия своего "Я"), иллюзорности, неактуально­сти Бога ("Бог умер").

В будущем "философия жизни" легла в основу популярных современных философских направлений - прагматизма и экзистенциализма.

1.Основоположником немецкого классического идеализма счи­тается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

В течение докритического периода философский интерес И. Кан­та был направлен на проблемы естествознания и природы.

В более поздний, критический период интерес Канта сме­стился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной фило­софии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных фило­софских произведений Канта:

• "Критика чистого разума";

• "Критика практического разума";

• "Критика способности суждения".

2.Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естест­вознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

• Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благо­даря движению и взаимодействию (притяжению, отталкива­нию, столкновению) составлявших его частиц.

• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

• природа находится в постоянном изменении и развитии;

• движение и покой относительны;

• все живое на земле, в том числе и человек, - результат есте­ственной биологической эволюции.

В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоз­зрения того времени:

• механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;

• данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его от­крытия (особенно о возникновении Солнечной системы и био­логической эволюции человека) по своей значимости соизмери­мы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).

3.В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.

В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма - невозможности познания окружающей действи­тельности.

Большинство философов до Канта видело в качестве глав­ной причины трудностей познания именно объект познаватель­ной деятельности - бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действитель­ность - объект, а субъект познавательной деятельности - чело­век, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого ра­зума ограничены (то есть разум не может всего). Как только ра­зум человека со своим арсеналом познавательных средств пыта­ется выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные нераз­решимые противоречия, которых Кантом было обнаружено че­тыре, Кант назвал антиномиями.

Первая антиномия – Ограниченность пространства
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве Мир не имеет начала во времени и безграничен
Вторая антиномия – Простое и сложное
Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых В мире нет ничего простого
Третья антиномия – Свобода и причинность
Существует не только причинность по законам природы, но и свобода Свободы не существует, всё в мире происходит по законам природы по строгой причинности
Четвёртая антиномия – Наличие Бога
Есть Бог – причина всего сущего Бога нет

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий - разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:

• апостериорное знание;

• априорное знание;

• "вещь в себе".

Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предпо­ложительным, но не достоверным, поскольку каждое утвержде­ние, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, чело­век из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретиче­ски могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериор­ное) знание может давать осечки, не обладает полной достовер­ностью и не может претендовать на всеобщность.

Априорное знание - доопытное, то есть то, которое сущест­вует в разуме изначально и не требует никакого опытного дока­зательства. Например: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опыт­ной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) зна­ние абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами все­общности и необходимости.

Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначаль­но истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине ХХ в. теория отно­сительности поставила ее под сомнение.

"Вещь в себе" - одно из центральных понятий всей филосо­фии Канта. "Вещь в себе" это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

4.Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

• внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аф­фицирование") на органы чувств человека;

• органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина ок­ружающего мира;

• целостная картина окружающего мира, возникающая в разу­ме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разу­мом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

• реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

• человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира - "ве­щей в себе", но не их внутреннюю сущность.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми

возникают неразрешимые противоречия - антиномии;

• внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

5.Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы - образы от непознаваемых "вещей в себе" - окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

• формы чувственности;

• формы рассудка;

• формы разума.

Чувственность - первый уровень сознания. Формы чувствен­ности - пространство и время. Благодаря чувственности созна­ние первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок - следующий уровень сознания. Формы рассудка – категории - предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первона­чальных ощущений, размещенных в "системе координат" про­странства и времени. (Примеры категорий - количество, каче­ство, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

Разум - высший уровень сознания. Формами разума являют­ся окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.

6.Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого - высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью кото­рых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть, нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными кате­гориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

Данными классами являются:

• количество;

• качество;

• отношение;

• модальность.

(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отно­шениями, модальностью.)

Сами категории:

• количества - единство, множество, цельность;

• качества - реальность, отрицание, ограничение;

• отношения - субстанциональность (присущность) и акциден­ция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

• модальность - возможность и невозможность, существова­ние и несуществование, необходимость и случайность.

Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру:

первые две категории каждого из четырех классов - противопо­ложные характеристики свойства класса, третьи - их синтез. На­пример, крайними противоположными характеристиками коли­чества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез - ограничение и т. д.

Согласно Канту с помощью категорий - предельно общих характеристик всего сущего - рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначаль­ных ощущений, благодаря чему является возможной упорядо­ченная мыслительная деятельность.

Наши рекомендации