Философское учение Аристотеля

Аристотель (384-322) - ученик Платона. Родина - полис Стагира. Осн. труды можно разбить на восемь групп: логические («Органон»), общефилософские («Метафизика», «О философии»), физические («Физика», «О небе»), биологические («История животных», «О происхождении животных»), психологические («О душе»), этические («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»), политико-экономические («Политика», «Экономика») и искусствоведческие («Поэтика»)

Предмет «первой философии» - не природа, а то что существует сверх нее. Здесь изложены основные возражения Аристотеля против учителя, которые концентрируются вокруг теории идей Платона. Аристотель считал, что идеи, конечно, есть, и они есть причина вещей. Но вместе с тем, идеи должны быть в самих вещах, а не в каком-то умопостигаемом «втором» мире, «мире идей». Идеи - это общее в вещах. Но общее проявляется в единичном. Следовательно, идеи как «общее в вещах», как «чистые формы вещей» находятся в самих вещах, а не вне них. Аристотель выдвигает ряд аргументов против платоновского понимания идей. Наиболее сильный аргумент Аристотеля состоял в том, что, следуя Платону, мы как бы умножаем сущность вещей и предметов. Например, есть живой реальный человек - Сократ. Ему в мире идей соответствует «идея Сократа», но еще «идея человека», еще «идея грека». Таким образом, на одного реального Сократа приходится несколько идей-сущностей. Это недопустимо, потому что логически противоречиво. Аристотель выдвинул много аргументов, остроумно доказывающих, что идеи должны быть в самих вещах, а не вне их. По Аристотелю, дело выглядит следующим образом. Каждая единичная вещь содержит идею - «субстанцию» и «субстрат». Несколько осовременивая мысль Аристотеля, можно сказать, что для него каждая вещь имеет «форму» и «содержание». Форма вещи и есть сущность вещи. Например, медный шар. Главное здесь «форма» - шар, а «содержание», или «материя», из которого состоит шар, - медь.

Начала всех аксиом, или основной закон бытия звучит так: «противолежащее не может быть присуще одному и тому же». Отсюда два вывода: 1) небытие не есть бытие (в связке), 2) небытие есть несуществующее (в предикате). В реальности же небытия нет. Кроме этого, он называет четыре первоначала, или высшие причины: формальная причина - сущность, суть бытия и форма (синонимы) - отвечает на вопрос: «Что это есть?», материальная причина - материя как бесформенное и неопределенное вещество и как то, из чего вещь состоит и возникает (материя является носителем возможности, оформляясь, она переходит в действительность, материя пассивна, форма - активна) - отвечает на вопрос: «Из чего?» (он называет пять материальных элементов - землю и воду, которые движутся вниз, огонь и воздух, которые движутся вверх, и эфир, который имеет круговой движение), целевая причина (осуществление целенаправленного процесса) - отвечает на вопрос: «Ради чего?», движущая причина - (источник движения - в перводвигателе) - отвечает на вопрос: «Откуда начало движения?». Изменение вызывается первым двигателем, изменению подвергается материя, а изменение приводит к форме. Все причины извечны и присущи практически всем вещам.

Выводы Аристотеля: 1. Мир один. Он духовно-материальный, реально существующий мир. 2. Вещи и процессы реального мира надо познавать из него самого, т.е. изучать следует саму действительность, а не «запредельный» мир идей. 3. В центре познания должны быть не абстракции и схемы ума, а сами вещи и процессы. Тогда и наука оправдана, она получает смысл развития в познании реального, а не «запредельного» мира.

Поскольку самопознание движется через понятия, то существуют схемы и законы движения понятий, которые являются орудием науки, орудием мышления. Схемы и законы движения понятий изучаются логикой. Значит, логика и есть орудие науки, орудие мышления. Научить логике можно любого человека, имеющего определенные способности. Таким образом, нам доступно постижение сущности вещей и процессов мира, в котором мы живем. Для этого надо изучать этот мир при помощи логики, в которой большое место он отводил силлогизму. Пример: 1.«Все металлы электропроводны», 2. «Медь - металл», 3. «Медь - электропроводна».

Разработанные Аристотелем категории начала, причины, формы, материи, возможности, действительности, движения, места, времени, бесконечности, непрерывности и др. до сих пор остаются одними из главных в философии.

Основные идеи Аристотеля:
1. Учение о 4-х причинах возникновения всякого предмета (формальная, материальная, действительная, целевая причины)
2. Создание формальной логики - учение о формах и законах мышления. Основные законы мышления: закон тождества, закон непротиворечий, закон исключенного 3-го.

Основные формы мышления:
1. Понятие - логическая форма мышления, которая обозначает класс предметов на основании их существенных свойств или характеристик (стол, стул, здание, человек)
2. Суждение - логическая форма мышления, в которых на основе связи между понятиями человека утверждается или отрицается. Структура суждения:
- субъект (S) - то, о чем говорится в суждении (объект высказывания)
- предикат (Р) - то, что говорится о субъекте.
- связка (и/или/некоторые/все) - способ связи субъекта и предиката.
3. Умозаключение - форма мышления, в которых на основании 2-х известных суждений получается новое суждение. Структура умозаключения:
- исходное суждение называется посылки (от 2-х и более)
- новое суждение называется вывод.

Учение об окружающем мире. В основе которого изменение окружающего мира должна находится неподвижная причина (перводвигатель) Перводвигателем является БОГ.

Наши рекомендации