Философия XVI - XVII веков
Эмпиризм:
Ф.Бэкон – его родоначальник вэпоху Нового времени, сторонник номиналистического материализма, представитель деизма, теории двойственности истины.
Т.Гоббс - продолжатель и систематизатор учения Ф.Бэкона, сторонник номиналистического материализма, деизма, представитель механицизма в понимании природы, человека, общества, создал законченную систему механистического материализма. Государство он понимал как «искусственное тело», «механическое чудовище» («Левиафан»), возникающее на основе общественного договора. Естественное состояние людей было предпосылкой договора, когда люди жили разобщенно и находились в состоянии «войны всех против всех».
Рационализм:
Основоположник рационализма эпохи Нового времени – французский философ, математик Р. Декарт – сторонник деизма, дуализма, механицизма.
Последователи: голландский философ Б.Спиноза – сторонник монизма, субстанциального материализма, пантеизма, механистического детерминизма, представитель метафизики и немецкий философ и математик Г.Лейбниц – сторонник плюрализма, объективного идеализма, деизма, в его учении содержатся элементы диалектики. Рационализм распался на две ветви - материалистический (Спиноза) и идеалистический (Лейбниц). Дуалистическое учение Р.Декарта занимает в этом отношении особое место.
Сенсуализм:
В Новое время разделился на две ветви – материалистическую (Д.Локк) и субъективно-идеалистическую (Д.Беркли и Д.Юм).
Д.Локк – сторонник материализма, деизма, либерализма в политике, представитель теории естественного права и общественного договора, сторонник идея разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную и федеративную (внешнеполитическую) власть.
Д.Беркли – сторонник теизма, в его взглядах субъективный идеализм совмещался с идеями объективного идеализма, критиковал учение Д.Локка. Учению Д.Беркли присущ солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.
Д.Юм – сторонник субъективного идеализма,но в отличие от Д.Беркли, допускал возможность объективного существования мира, и агностицизма.
Философия XVIII в.: Просвещение
Термин «Просвещение» впервые был употреблен Ф.Вольтером и И.Гердером, и им обозначается крупная эпоха в развитии философской мысли. В широком смысле Просвещение понимается как политическая идеология, философия и культура периода становления капиталистического общества, в которой обосновывается идея необходимости самого широкого распространения в обществе передовых прогрессивных идей, образования. В узком смысле Просвещение рассматривается как философское направление эпохи Нового времени, идейно направленное против традиционной средневековой идеологии, философии и культуры.
Просвещение получило распространение во многих странах. В Англии его представителями были Д.Локк, Д.Толанд, А.Коллинз, Д.Гартли, Д.Пристли; в США – Б.Франклин, Т.Пейн, Т.Джефферсон; в Германии – Г.Лессинг, И.Кант, Г.Гегель, И.Гердер; в России – М.М.Ломоносов, А.Н.Радищев, П.С.Новиков, Я.П.Козельский. В то же время наибольшее распространение просветительская идеология получила во Франции. Самым ярким проявлением французского Просвещения стала «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» в 17-ти томах. Ее вдохновителями и редакторами были Д.Дидро и Ж.д'Аламбер. В создании «Энциклопедии» активно участвовали Ф.Вольтер, Ш.Кондильяк, К.А.Гельвеций, П.Гольбах, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо.
Важнейшие принципы французского Просвещения:
- критика основ феодального общества, сословных привилегий, политического деспотизма;
- неприятие религиозной (клерикальной) идеологии, схоластики, нетерпимости и фанатизма; невежество и мракобесие рассматривались как главные причины всех человеческих бедствий;
- необходимо устранение диктата теологии, секуляризация культуры, мышления, общественных отношений;
- идея необходимости обоснования рационального мировоззрения, поскольку разум должен быть высшей инстанцией в решении любых проблем;
- вера в неограниченные возможности разума в преобразовании всех общественных отношений и жизни человека, в будущее «царство разума»;
- для самых широких слоев населения необходимо приобщение к культуре и знанию;
- свободомыслие и антидогматизм как необходимое условие развития человека;
- материализм в понимании природы и идеализм – общества;
- исторический оптимизм, т.е. вера в прогресс науки и общества (исключая Ж.-Ж.Руссо);
- концепция «естественного порядка» - социальные отношения должны быть приведены в соответствие с «естественной» неизменной природой человека;
- телеологизм - идея существования общих целей исторического развития всего человечества (Ф.Вольтер впервые использовал понятие «философия истории»);
- гедонистическая и утилитаристская этика;
- политический радикализм в отношении старого, «неразумного» общества.
Распространенными воззрениями на природу были механистический материализм, на ее познание - материалистический сенсуализм (Д.Дидро, Ж.Ламетри, П.Гольбах, К.Гельвеций).
По вопросу о Боге выделялись сторонники деизма (Ф.Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо) и атеизма, полностью отвергавшие идею креационизма всредневековой философии (Ж.Ламетри, П.Гольбах, К.Гельвеций, Д.Дидро). В рамках деизма возникло две концепции религии:
- Ф.Вольтер: концепция «естественной (государственной) религии» – не религиозная, а философская (рациональная) вера в Бога необходима: религия нужна для контроля над народными массами, сохранения порядка в обществе и поддержания общественной нравственности;
- Ж.-Ж.Руссо: концепция «гражданской религии» – религия должна усиливать авторитет морально-правовых норм в разумно организованном обществе, атеисты – «плохие граждане».
По социально-политическим воззрениям выделялись сторонники республиканской формы правления (Ж.-Ж.Руссо), «просвещенного абсолютизма» (Ф.Вольтер, Ж.Ламетри, К.Гельвеций), конституционной монархии (Ш.Монтескье, Д.Дидро).