Ранняя лирика Некрасова. Особенности поэтики
После двух лет литературной подёнщины, когда Некрасов, нарушивший волю отца и проклятый им, остался без гроша в кармане один на один с чуждым ему тогда Петербургом и стал зарабатывать на хлеб статьями, фельетонами, сценками, он, наконец, осуществил свою давнюю мечту и издал небольшим тиражом первый поэтический сборник «Мечты и звуки». Радость была недолгой. В.Г.Белинский выступил с разгромной рецензией, указав, что молодой стихотворец поёт не своим голосом, подражает «чистому искусству» и игнорирует реальную жизнь. Некрасов от стыда скупил в лавке оставшиеся сборники и уничтожил их. Через два года встретился с Белинским и стал писать совсем другие стихи – о людях, их чувствах, судьбах, страданиях.
Уже в ранних стихотворениях «Современная ода», «Нравственный человек», «В дороге», «Школьник», «Огородник», «Пьяница» и других сказалось критическое и сатирическое умение Некрасова поэтически воссоздать скудность и убогость жизни и бедных, и богатых.
Тематика этих стихотворений самая разнообразная. Здесь и сатира на самодовольную сытость, и уничтожающий сарказм по отношению к безнравственным людям из мира сытых, и зарисовки о горькой судьбе людей низших сословий, и темы потерянного детства, обречённости, тяжёлой женской доли, и размышления о причинах пьянства на Руси.
Разнообразны и композиционные, стилистические приёмы. Все стихи многогеройные, многоголосые. Почти во всех есть сюжетность, иногда диалогичность. Всегда заметна страстная, патриотичная и высоконравственная позиция лирического героя. Язык этих стихотворений предельно прост, вплоть до использования элементов народной речи.
Но всё же главное – яркая гражданственность лирического героя. Его заботят конкретные человеческие судьбы, а не только судьба России в целом, в её абстрактном и неконкретном аспекте. А о главном свойстве поэтики Некрасова лучше всех сказала обожавшая его стихи Марина Цветаева: он говорил не от имени народа, не о народе и не для народа – он «говорил народом», то есть чувствовал боль другого человека настолько сильно и явно, как будто «влезал в шкуру» этого человека и становился им, вживаясь в его образ. Именно поэтому столь поражают читателя истории, рассказанные Некрасовым в стихах.
Некрасов уже в ранних стихотворениях использует интересные композиционные приёмы:
· умелое использование рефренов, контрастов;
· сбивчивость композиции, её «кинематографичность», то есть мозаичность с быстрой сменой планов изображения;
· смелое развитие жанровой палитры лирического стихотворения: стихи-фельетоны, стихи-диалоги, стихи-зарисовки, рассказы, новеллы, памфлеты;
· предельная демократизация самого предмета поэзии: изображение не только высоких человеческих порывов и красоты мира, но и мельчайших подробностей совсем непоэтичной на первый взгляд народной жизни;
· малое количество эпитетов и метафор, не мешающее создавать стихи, обладающие несомненной художественной красотой и силой, достигающейся предельной мощью авторского переживания, гражданской болью, нравственным накалом.
Муза поэта.
В стихотворении «Родина» выражена разнообразная гамма чувств лирического героя – от мягкой сыновней любви к матери до жгучей ненависти к отцу-тирану. Но прежде всего лирический герой беспощаден и суров по отношению к самому себе. Звучат в стихотворении и упрёк-сожаление по отношению к матери за её покорность судьбе и отцу, и чувство горестного стыда от осознания собственного барства.
Родной дом не становится спасением от тяжести жизни, потому что детство было омрачено пониманием несправедливости деспотизма и бесполезности покорства. Отсюда – отрада от разрушения того, что поэт вынужден звать «родиной», - родного дома, поместья отца. Чувства любви и ненависти у Некрасова настолько неотделимы, что образуют единый оксюморон, парадоксальное понятие «любовь-ненависть». Диалектика этого чувства такова: ненависть к безобразному во имя торжества любви; любовь к Родине, побеждающая мрак, вызывающий ненависть. Такова и Муза поэта ( в Древней Греции – одна из 9 покровительниц искусств и наук, вдохновительница и покровительница поэтов).
Музе посвящены такие стихотворения Некрасова, как «Вчерашний день часу в шестом…», «Замолкни, Муза мести и печали!..», «Муза».
Вдохновительница поэзии Некрасова похожа на униженную, но стойкую и несгибаемую русскую женщину. Поэтом движет боль. Он готов отказаться от луча света, от любви, если они способны осветить и согреть лишь «бездну», «мрак», «тёмный путь».
Стихотворение «Муза» Некрасов пишет в 1852 году, в довольно мрачное время, в дни смерти Н.В.Гоголя. Это ответ на пушкинскую «Музу» и его стихотворение «Наперсница волшебной старины…», причём, не просто ответ, а полемика с Пушкиным (даже начинается некрасовское стихотворение с характерного слова-возражения «нет»). «Муза» Некрасова по жанру похожа на элегию. В стихотворении используется та же лексика, что и у Пушкина, те же мотивы: Муза, песня сладкогласная, красота, неслышимо, младенческий, гармония, волшебный, свирель и т.п. Но лексика приобретает совсем другую эмоциональную окраску, она подчёркнуто демократична, а заимствованные у Пушкина образы снижены и приземлены – вплоть до использования сарказма: «…в пелёнках у меня свирели не забыла…».
Если Муза Пушкина научила поэта и высокому, и земному, то Муза Некрасова – «неласкова и нелюбима», она другая, она «сестра родная» бедной, избитой кнутом, но несгибаемой русской женщины. Некрасов подробно описывает процесс постижения ребёнком жизненных истин, тогда как Пушкин предельно лаконичен, рисуя лишь результат этого процесса на уровне ощущений, красок и звуков. Некрасов демонстративно смешивает два стиля – нежный и грубый. В эти же дни он в другом стихотворении писал: «Он проповедует любовь враждебным словом отрицанья». Так и тут: «В душе озлобленной, но любящей и нежной…». Или:
Всё слышалося в нём в смешении безумном:
Расчёты мелочной и грязной суеты,
И юношеских лет прекрасные черты…
Тему поэта-гражданина Некрасов развивает в стихотворениях «Праздник жизни – молодости годы…», «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин».