Тема 12. Философия культуры и религии

Семинар 12.1: Философия культуры

Цель занятия:

осмысление понятия культуры, знакомство с основными парадигмами философии культуры.

План

1. Культура как предмет философского осмысления: основные подходы.

2. Многоуровневость и полифункциональность культуры.

3. Культура и цивилизация. Проблемы межкультурной коммуникации.

4. Культура и религия.

Темы докладов

Место и роль философии культуры в социогуманитарном знании.

Понятие культуры: многообразие определений и подходов.

Функции культуры.

Культурные универсалии.

Массовая и элитарная культуры.

Культура и цивилизация.

Диалог культур. Мультикультурализм и глобализация.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Проанализируйте этимологию слова «культура» и проблему определения этого понятия. Приведите примеры дефиниций культуры и вариантов их типологии с позиций различных подходов: светско-этимологический (культура как «возделывание» и др.), религиозно-этимологический (почитание (культ) Бога, света, святынь; утверждение жизни и отрицание смерти), аксиологический (система ценностей, иерархия человеческих идеалов и смыслов), нормативно-ценностный (совокупность всех социальных норм, принципов, образцов, универсальный регулятор и критерий общественной жизни), предметно-ценностный (совокупность ценностей как продуктов человеческого труда, сокровищница результатов человеческого творчества, накопленных в ходе исторического развития), деятельностный (способ, механизм, технология человеческой деятельности; специфически человеческий способ бытия), функциональный (сфера осуществления значимых для человека и общества функций; процесс развития человека, его сущностных сил, способностей в ходе сознательной деятельности по производству, распределению и потреблению ценностей), семиотический (совокупность специфических знаков и знаковых систем), стадиальный (уровень развития творческих сил, способностей, способов организации жизни и деятельности людей), гуманистический (мера человека, реализация творчества и свободы, универсальный способ самореализации личностей и межличностного общения, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в его соотнесенности со смыслом всего сущего), антропологический (искусственная среда обитания человека, мир вещей, носящих отпечаток человеческой деятельности), коммуникативный (сфера и способ человеческого общения), реалистский (особая объективная надындивидуальная реальность, первичная по отношению к человеку), номиналистский (реальность субъективного характера, производная от человека), личностно-атрибутивный (свойство человека в сфере социального поведения – например, воспитанность, образованность и т.п.), фактологический (совокупность событий – фактов и факторов), социологический (особый социальный институт (совокупность институтов и процедур); подсистема или сверхсистема общества; функция общества, социальная память; способ социализации личности), психоаналитический (система требований и ограничений, обуздывающих инстинкты; оформление коллективного бессознательного, архетипов), археологический (комплекс памятников старины, материальных свидетельств жизни того или иного конкретного общества), этнографический (специфическое единство этноса) и др.

По второму вопросу. Дайте сравнительную характеристику основным историческим этапам в развитии представлений о культуре. Проанализируйте важнейшие функции культуры: гуманистическую или человекотворческую (культура служит способом, средством и результатом человеческой самореализации – иногда выделяют особо генеративную функциюкультуры как средства, обеспечивающего технологиями, нормами, ценностями, критериями оценки креативную деятельность человека, производство и воспроизводство культурных объектов), коммуникативно-трансляционную (культура обеспечивает – посредством языковых и знаковых средств, технологий, норм – связь и передачу соответствующего («культурного») опыта; служит «социальной памятью» общества, так называемым «культурным наследием»), семиотическую (культура предполагает создание знаков и знаковых систем и пользование ими), ценностно-регулятивную (культура обеспечивает регуляцию социального взаимодействия путем его организации, нормирования, выделения ценностей, определения критериев, условий и возможностей оценочной деятельности), социально-организующую (культура является главным средством обеспечения существования и воспроизводства социума, его внутренней дифференциации, социокультурной идентификации и самоидентификации членов общества), гносеологическую (культура является средством обеспечения познавательной деятельности, получения и упорядочения информации), компенсаторную (культуру можно рассматривать как средство обеспечения деятельности человека по восстановлению энергетических затрат), игровую (культуры выступает в качестве средства обеспечения игровой деятельности людей как особого опосредованного целедостижения). Охарактеризуйте проблему многоуровневости культуры, определите ее основные понятия (срединная культура; маргинальные культуры; субкультуры; контркультуры; материальная и духовная культуры; мировая и локальная культуры; высокая и народная культуры; элитарная и массовая культуры).

По третьему вопросу. Используя материалы предыдущего семинарского занятия, охарактеризуйте проблему соотношения понятий «культура» и «цивилизация» с позиций различных подходов (культура и цивилизация как синонимы; как антиподы; как различные, но взаимосвязанные феномены). Приведите примеры различных подходов (К. Маркс, Л. Морган, В. Гумбольдт, Ж.-Ж. Руссо, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Конечны, П.А. Сорокин, А.С. Ахиезер). Вновь обратившись к изученным на предыдущем занятии материалам, дайте сравнительную характеристику культурных и цивилизационных особенностей России, Запада и Востока. Затем выделите и охарактеризуйте различные цивилизации внутри общего понятия «Восток», особое внимание уделите сравнительному анализу культурных оснований китайско-конфуцианской, индо-буддийской и арабо-исламской цивилизаций.

Определите понятие межкультурной коммуникации. Какие проблемы современного человечества связаны с взаимодействием различных культур и цивилизаций? Дайте определение межкультурного конфликта и диалога культур (цивилизаций). В чем смысл культурной и цивилизационной экспансии? В чем заключается проблема идентичности культуры и самоидентификации человека в культуре (цивилизации)?

По четвертому вопросу. Раскройте место и роль религии в генезисе и развитии культуры. Охарактеризуйте культуру и религию как нетождественные, но взаимосвязанные феномены. Проанализируйте религию как ценностный фундамент культуры: приведите примеры, как влияет та или иная религия на культурные ценности, идеалы, нормы, принципы, установки, особенности менталитета, «коллективное бессознательное» («архетипы»), «национальный характер», «душу культуры». Проследите соотношение светской и религиозной культуры в современном обществе и на различных этапах истории человечества и отдельных цивилизаций Сравните светские и религиозные подходы к философскому исследованию культуры. Обратите внимание, что существует две крайности в решении проблемы соотношения религии и культуры. С религиозной точки зрения, именно религия и есть безусловная основа культуры (общечеловеческой или любой локальной). Так, Дж. Фрезер выразил эту точку зрения со всей полнотой: «Вся культура – из храма». С позиции же атеистической (например, у «просветителей» Гольбаха, Гельвеция, Дидро, Ламетри (XVIII в.) или у Фейербаха (XIX в.)) религия и культура – явления, противостоящие друг другу; религию следует исключить из понятия «культура». Определите, какая точка зрения Вам ближе, и почему (приведите аргументы «за» и «против»). Какую роль играют религия и атеизм в современной культуре человека и человечества? Проиллюстрируйте свою точку зрения примерами из истории и современности России и других крупнейших цивилизаций мира.

Семинар 12.2: Философия религии

Цель занятия:

философское осмысление феномена религии, знакомство с основными философскими подходами к религии.

План

1. Понятие религии: основные подходы.

2. Язычество и монотеизм.

3. Религия и философия. Религиозная философия и философия религии.

3. Основные проблемы и парадигмы философии религии.

Темы докладов

Проблема «доказательства» и «опровержения» бытия Бога.

Проблема соотношения веры и знания.

Бог и Сатана в культуре и философской мысли. Проблема теодицеи.

Религия, миф, искусство, философия и наука: общее и особенное.

Религия и этика. Базовые ценности мировых религий.

Религия в традиционном и современном обществе.

Религиозные конфликты и межконфессиональный диалог.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Проанализируйте этимологию слова «религия». Приведите примеры дефиниций религии и вариантов их типологии с позиций различных подходов к изучению религии и к оценке ее места и роли в духовной и социальной практике. Используя материалы предыдущего семинарского занятия, по аналогии с различными вариантами интерпретации термина «культура», охарактеризуйте понятие и функции религии. Рассмотрите ее как специфическую форму сознания и мировоззрения, основанных на вере; как особую сферу и способ коммуникации людей и трансляции их духовного опыта; как особую систему ценностей, норм, идеалов и смыслов духовного порядка; как универсальный социальный регулятор; как совокупность специфических социальных институтов и процедур; как способ социализации личности, критерий и средство социокультурной идентификации и самоидентификации членов общества; как особую систему знаков и символов; как специфически человеческий способ бытия и технологию человеческой самореализации; как стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в его соотнесенности со смыслом всего сущего; как систему требований и ограничений, обуздывающих животные инстинкты, конструктивно оформляющих коллективное бессознательное (архетипы) и сублимирующих биологическую энергию в творчество; как способ преодоления бессмысленной суеты материального мира, отвлечения от его относительных ценностей и попытку достижения подлинного бытия и абсолютной истины, установления связи с высшим, «надмирным» началом и т.д. Особое внимание уделите определению религии как особой формы общественного сознания и специфического типа (одного из основных исторических типов) мировоззрения. В таком контексте сопоставьте понятия и феномены религии, мифа, философии, науки, искусства, морали, права.

По второму вопросу. Проанализируйте, какую роль сыграла мифология и религия в культурогенезе. Охарактеризуйте архаические духовные практики (анимизм, фетишизм, тотемизм, магию). Освежите свои знания по истории древних политеистических религий (Востока, Греции, Рима, Руси...) и основных вех на пути человечества к Единобожию (реформа Аменхотепа IV – Эхнатона, проповедь Заратустры, откровения иудейских пророков). Сравните иудаизм как исторически первую форму монотеизма и христианство и ислам как мировыемонотеистические религии. Дайте общую сравнительную характеристику язычества и монотеизма по различным критериям (отношение к Богу (богам), к природе и истории, к судьбе и свободе, к личности, к ценностям, к времени...).

По третьему вопросу. Учитывая полисемантичность (многозначность) понятия «религия» и многообразие ее проявлений в социальной жизни, определите те аспекты религии и проявлений религиозности, в которых они могут рассматриваться в качестве предмета именно философского исследования. Дайте сравнительную характеристику религии и философии как форм общественного сознания, способов познания, видов знания, технологий целеполагания и ценностного обоснования, типов мировоззрения. Выделите общее для религии и философии и сформулируйте их принципиальные отличия друг от друга. По такой же схеме проанализируйте понятия «религиозная философия» и «философия религии», приведите конкретные примеры, иллюстрирующие их существенные различия.

По четвертому вопросу. Дайте характеристику основных философских концепций религии (ее возникновения и предназначения). Проанализируйте соотношение понятий: «религия», «вера», «богословие», «церковь», «конфессия», «секта», «ересь», «ортодоксия», «догма», «обряд». Охарактеризуйте проблему «доказательства» и «опровержения» бытия Бога, проблему соотношения веры и знания, проблему Бога и Сатаны в культуре и философской мысли, проблему теодицеи (проблему «оправдания» Бога, допускающего, несмотря на свое всемогущество, существование зла в сотворенном Им же мире). Сравните различные альтернативы понимания Бога (теизм, деизм, пантеизм, панентеизм, атеизм, монотеизм, политеизм, антропоморфизм). Рассмотрите проблему типологии и классификации религий. Приведите примеры племенных, этнических, национальных, государственных, мировых религий. Сопоставьте базовые ценности мировых религий. Проанализируйте место и роль критики и апологии религии. Охарактеризуйте проблему религиозной компетентности сотрудника полиции в контексте поликонфессиональности РФ и значение философии религии в подготовке сотрудников ОВД.

Тема 13. Аксиология

Наши рекомендации