Проблема ценностей в истории философской мысли. Наука как ценность
Наука как ценность
Наука как ценность, кроме своих собственно научных функций: предсказание, объяснение, наука является социальной, она существует в обществе и влияет на общество. Наука может быть рассмотрена с аксиологической точки зрения. Ценности науки. Древний Египет – герметическое знание, наука распространялась, только среди высших слоёв. Знание - повышало статус человека. Понятие джентльмен и леди в Англии, ассоциировались с образованием; какими – бы богатыми не были, без образования не признавались в обществе.
Наука как ценность для человека дающая определённый статус.
Реальное положение, которое имел учёный в обществе и то положение, которое ему давала наука.
В 18 веке в Германии человек мог занимаясь наукой, кормить себя (Кант). По болонской системе пять этапов
1) начальное образование
2) бакалавр
3) магистр
4) докторантура
5) защита докторской диссертации
Отношение к учёному и к науке в обществе в массовом сознании
Насколько престижно заниматься наукой; 20 – ый век учёный не самая доходная профессия; В массовом сознании учёный в роли учёного безумца; исходно наука вне ценностная; то что является ценностью для учёного, может быть анти ценностью для общества.
Ценности – это специфические социальные характеристики объектов, выявляющие их положительное значение для человека и общества. Две точки зрения на роль ценностей и норм в научном познании. Галилей, Ньютон придерживались точки зрения, что естественнонаучное познание должно быть строго объективным, независимым от субъекта познания. Оно должно исключать ценностные аспекты (характерно для классической и неклассической науки). Но ущербность позиции, утверждающей ценностную нейтральность науки, с особой остротой обнаруживается тогда, когда плоды научного прогресса несут людям зло (например, создание оружия массового уничтожения, применение генно-модифицированных веществ, растущее загрязнение воздуха, воды, почв, истощение природных ресурсов и т.п.). Наука не может быть свободна от ценностных аспектов, ибо она как социальный институт включена в систему экономических, социально-политических, духовных отношений, существующих в конкретном историческом типе общества. Наука, идущая рука об руку с гуманистической нравственностью, оборачивается великим благом для всех живущих, в то время как наука, равнодушная к последствиям собственных деяний, однозначно оборачивается разрушением и злом. Высшей ценностью для общественной личности является идеал (социально-политический, нравственный и т.п.) Идеалы в науке – это образцы, стандарты научного объяснения, описания, доказательства. Социальные нормы представляют собой исторически обусловленные правила, т.е. требования, предъявляемые обществом к поведению личности.
Сущность социальных и внутринаучных ценностей:
Социальные ценности – существуют на уровне общества в целом. Классификация социальных ценностей: Материальные (человеческие потребности в пище, жилье, одежде, стремление к благополучию); Духовные: - научные (истина); - эстетические (красота); - нравственные (добро, справедливость); - религиозные. Социальные ценности современного российского общества: Экономические: частная собственность; рыночные отношения; деньги. Социально-политические: свобода слова, печати, критики, собраний; социальная стабильность. Духовные: научная рациональность; свобода художественного и научного творчества; религиозные; нравственные; эстетические; философские. Внутринаучные ценности – образцы описания, объяснения, научного доказательства. Методологические идеалы, нормы, господствующие в науке парадигмы и исследовательские программы. математический идеал научности (Эвклид, Декарт). Из исходных аксиом осуществляется дедуктивное выведение логических следствий. Критерии: строгость, непротиворечивость, полнота, доказательность, непреложность выводов. физический идеал научности (Ньютон, Бэкон): адекватное описание и объяснение с опорой на эксперимент, а также с использованием логико-математического аппарата. Теория строится с помощью гипотетико-дедуктивного метода. гуманитарный идеал научности. Социальное познание осуществляется сквозь призму ценностей и норм. Субъект гуманитарного познания включён в систему общественных отношений, которые он изучает. Методика проведения эксперимента. Возрастает роль математического моделирования и статистическо-вероятностных методов. Оценка результатов научной деятельности. Критерии: логическая доказуемость, экспериментальная проверяемость. Этические связи научного сообщества: недопустимость плагиата