П.я. чаадаев. славянофилы и западники
1.1. План семинарского занятия:
1. Основные темы и проблемы русской философии XIX–XX вв.
2. Славянофилы и западники.
3. Жизнь и судьба П.Я. Чаадаева.
4. Философия Чаадаева: антропология, гносеология, отношение к религии.
5. Чаадаев о России («Философические письма», «Апология сумасшедшего»).
Темы рефератов:
1. Философия истории П.Я. Чаадаева.
2. Чаадаев в России.
3. Историософия славянофилов.
4. Место Чаадаева в русской истории.
Тематика докладов:
1. Философские взгляды А.С. Хомякова.
2. Философские взгляды И.В. Кириевского.
3. Философские взгляды К.С. Аксакова.
3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:
1. С самосознанием какой эпохи связана философия в России?
2. Особенности русской философии, ее отличие от западной и др.
3. Почему мыслящее общество в России разделилось на славянофилов и западников? Вам чья позиция ближе?
4. Как относился Чаадаев к прошлому, настоящему и будущему России («Философическое письмо (первое)», «Апология сумасшедшего»)?
5. Что пишет Чаадаев о происхождении разума? нравственности?
6. Как Чаадаев отноился к славянофилам?
7. В чем, по Чаадаеву, смысл и назначение истории?
8. Какое влияние оказал П.Я. Чаадаев на развитие русской философии?
9. Кто вам ближе – славянофилы или западники? Почему?
4.1. Знать понятия:
историософия, славянофилы, западники, провиденциализм
5. Рекомендации по УИРС:
Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.
7. Философские тексты:
П. Я. Чаадаев. Философические письма.
Письмо первое
Письмо второе
Письмо третье
Письмо четвертое
Письмо пятое
Письмо шестое
Письмо седьмое
Письмо восьмое
П. Я. Чаадаев. Из афоризмов.
П.Я. Чаадаев. Апология сумасшедшего.
П.Я. Чаадаев. Письмо гр. М. Ф. Орлову.
8. Список литературы:
Основная
1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.
2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.
3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.
Дополнительная
1. Алексендер Ф. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. – М., 2000.
2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.
1. Тема № 23: РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ. А.И. ГЕРЦЕН.
НАРОДНИКИ. АНАРХИСТЫ
План семинарского занятия
1. Материализм и диалектика Герцена («Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы» и др.).
2. «Теория русского социализма», историософия, антропоцентризм в философии Герцена.
3. Философия русских народников: П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева, Н.К. Михайловского.
4. Современное значение идей анархиста М.А. Бакунина.
5. П.А. Кропоткин: ученый-энциклопедист, философ.
Темы рефератов:
1. Социально-философские и этические взгляды А. И. Герцена.
2. Философия народничества.
3. Философско-социологическая концепция М. А. Бакунина.
4. Антропологическая философия П. Л. Лаврова.
5. Философский нигилизм П. Н. Ткачева.
6. Философия личности и общества Н. К. Михайловского.
7. Философия П. А. Кропоткина.
Тематика докладов:
1. Диалог народников с Марксом о судьбе России.
2. «Письма об изучении природы» А.И. Герцена.
3. А.И. Герцен: Дилетантизм в науке».
4. Какие идеи М.А. Бакунина современны сегодня?
5. «Исторические письма» П.Л. Лаврова.
3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:
1. «Письма об изучении природы» Герцена – какова их роль в развитии материалистических традиций в русской философии?
2. Как относятся между собою философия и естествознание (по работе «Дилетантизм в науке». Статья первая)?
3. Что означает понятие «русский социализм» Герцена?
4. В чем, по Герцену, источник мышления?
5. Как решает Лавров проблему человека?
6. Что такое: субъективный метод в социологии?
7. Что думал Лавров о будущем России?
8. В чем, по Ткачеву, польза философии?
9. Как объясняет Ткачев природу человеческой психики?
10. Как решает Михайловский проблему личности и общества?
11. Как выражен субъективный метод в социальной философии Михайловского?
12. Что думал Михайловский о судьбе России?
13. Как Бакунин критикует идеализм и религию?
14. Что составляет по Бакунину, природу человека?
15. Что вы можете рассказать о Кропоткине – ученом-энциклопедисте?
16. Какое место занимает взаимная помощь в учении Кропоткина?
17. В чем, по Кропоткину, назначение философии?
18. Назовите основные идеи представителей материалистического направления в русской философии.
4.1. Знать понятия:
антропологизм, персонализм, «русский социализм», этика, позитивизм, «диалектика – алгебра революции»
5. Рекомендации по УИРС:
Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007
7. Философские тексты: