Закон перехода количественных изменений в качественные
Закон перехода количественных изменений в качественные – один из основных законов материалистической диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития. Впервые он был сформулирован на объективно-идеалистической основе Г. Гегелем. Творческое развитие на базе диалектического материализма получил в трудах классиков марксизма- ленинизма.
Закон перехода количественных изменений в качественные носит объективный и всеобщий характер. Его содержание раскрывается с помощью всех категорий диалектики и прежде всего категорий качества, количества и меры.
Качество (от лат. qualitas) – это философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определённость, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря качеству, каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов. Вместе с тем качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов [40].
Другими словами, качество (лат. qualitas) — это: 1)совокупность свойств, указывающих на то, что собой представляет предмет; 2)объективная определенность предмета, в силу которой предмет является данным, а не иным предметом, отграничивающая данный предмет от всех предметов и с исчезновением которой предмет перестает существовать как данный предмет. Как хорошо в свое время сказал Г. Гегель: «Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» [Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Сочинения, т.1. М., 1929.]. Изменение качества влечет за собой коренное изменение данного предмета[5].
Категория качества впервые была проанализирована Аристотелем, определявшим её как видовое отличие сущности. Аристотель отмечал текучесть качества как состояний вещей, их способность превращаться в противоположное. Средневековая схоластика толковала так называемые скрытые качества как вечные и неизменные «формы». На почве механистического мировоззрения и философии нового времени сложилось деление на первичные и вторичные качества. Г. Гегель определил качество как логическую категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объекта.
Диалектический материализм исходит из признания объективности и всеобщности качественной определённости вещей. Качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, не является своего рода «пучком свойств», а обладает ими: «...существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами»[26]. Под свойством понимается способ проявления определенные стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Категория качества объекта не сводится к отдельным его свойствам. Она выражает целостную характеристику функционального единства существ, свойств объекта, его внутренней и внешней определённости, относительной устойчивости, его отличия от других объектов или сходства с ними.
Категория качества выражает определенная ступень познания человеком объективной реальности. На начальном этапе познания объект исследования выступает перед субъектом прежде всего каким-либо отдельным свойством или рядом свойств. В непосредственном чувственном восприятии качество выступает как некоторое множество свойств. «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто ,— потом развиваются понятия качества ... (определения вещи или явления) и количества... Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество...»[22]. Познание идёт от качества к количеству и далее к их единству — мере. Любой предмет представляет собой единство качества и количества.
Количество – это категория диалектики, которая отображает общее и единое в вещах и явлениях, характеризуя их с точки зрения относительного безразличия к конкретному содержанию и качественной природе. Поскольку количественное сравнение становится возможным только после качественного познания предметов, исследование количественных отношений связано с процессом абстрагирования.
Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) – это формирование образов реальности (представлений, понятий, суждений) посредством отвлечения и пополнения, т. е. путём использования (или усвоения) лишь части из множества соответствующих данных и прибавления к этой части новой информации, не вытекающей из этих данных. Первые попытки специального анализа проблемы качества восходят к пифагорейцам и связаны с изучением природы чисел и их применением для познания мира. Как особую категорию качества рассматривал Аристотель: «Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определённое нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина — если измеримо».
В новое время, в связи с исследованием движения и введением переменных величин в математику, Р. Декарт, и в особенности И. Ньютон и Г.В. Лейбниц, развивали более общее представление о количестве, включая в последнее не только постоянные, но и переменные величины, а также отношения порядка и сравнения. Впервые диалектическая взаимосвязь количества и качества и их различие выявил Г. Гегель.
С целью установления количеств, определённости предмета сравниваются составляющие его элементы — пространств, размеры, скорость изменения, степень развития — с определенным эталоном как единицей измерения. Чем сложнее явление, тем труднее его подвергнуть изучению количественными методами (например, явления в сфере нравственности, политики, эстетического восприятия мира и т. п.). В этих случаях часто прибегают к различного рода шкалам. Процесс познания реального мира как исторически, так и логически совершается таким образом, что познание качества предшествует познанию количественных отношений. Наука движется от качественных оценок и описаний явлений к установлению количественных закономерностей. Опираясь на последние, она получает возможность глубже исследовать качество.
Количество находится в единстве с качественной определённостью явлений, вещей, процессов. Это единство составляет их меру. Изменение количественной определённости вещей в границах меры не затрагивает их качества. За этими пределами количественные изменения сопровождаются изменением качества.
Мера – это философская категория, выражающая диалектическое единство качественных и количественных характеристик объекта. Качество любого объекта органически связано с определенным количеством различий и изменений. В рамках данной меры количественные характеристики могут меняться за счёт изменения числа, размеров, порядка связи элементов, скорости движения, степени развития и т. п. Мера указывает предел, за которым изменение количества влечёт за собой изменение качества объекта и наоборот. Мера— это своего рода зона, в пределах которой данное качество может модифицироваться, сохраняя при этом свои существенные характеристики[40].
Понятие «мера» играет большую роль в познании, в логике. Нельзя познать предмет, если не выявлены его качественные и количественные характеристики не исследованы их взаимосвязи и взаимоотношения. При этом надо иметь в виду, что особенности связи количества и качества, особенности проявления диалектического закона перехода количества в качество (и обратно) различны в разных областях действительности. Причем в одних случаях меру обнаружить более или менее легко (например, переход воды в пар при определенной температуре), но в других областях этого сделать не удалось до сих пор, как, например, в области мышления, т.е. когда изменение набора конкретных точек внутри определенного объекта приводит к изменению качества этого объекта[12].
Согласно закону перехода количественных изменений в качественные любое количественное изменение выступает как изменение элементов системы. Степень различия между старым и новым качеством зависит от количественных изменений в рассматриваемом объекте. Ф. Энгельс: «... Качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)» [26]. Появление нового качества по существу означает появление предмета с новыми закономерностями и мерой, в которой заложена уже иная количественная определённость. При этом глубина качественных изменений может быть различной. Она может ограничиваться уровнем данной формы движения, а может выходить за его пределы.
Процесс коренного изменения данного качества, «надлом» старого и рождение нового есть скачок. Он является переходом от старого качества к новому, от одной меры к другой. Переход явления из одного качественного состояния в другое есть единство уничтожения и возникновения небытия и бытия, отрицания и утверждения. Скачок включает в себя момент снятия прежнего явления возникающим. При этом качественные и количественные изменения взаимно обусловливают друг друга.
Переход одного явления в другое есть взаимодействие количественных и качественных изменений, проходящих через ряд промежуточных фаз. При этом различные фазы изменения данного качества означают изменение степени данного качества, т. е. по сути дела количественное изменение. Со стороны количественных изменений этот переход выступает во времени как нечто постепенное, а со стороны качественных — как скачок. Начало скачка от одного явления в другое характеризуется началом коренного преобразования всей системы связей между элементами целого, всей системы (природы) элементов. Завершение скачка означает образование единства качественно новых элементов и иной структуры целого.
Примеры скачков в развитии объективной реальности являются большие скачки:
— образование звёзд, в частности Солнечной системы с её планетами;
— возникновение жизни на Земле;
— образование новых видов животных и растений;
— происхождение человека и его сознания;
— возникновение и смена общественно-экономических формаций в истории человеческого общества.
Особым видом скачка, характерным для общественного развития, является революция.
В процессе развития можно выделить два основных вида скачков: скачок как «точечное» во времени изменение, т. е. резкий переход от одного качества к другому, и скачок как некоторый процесс определенной длительности. Скачок может длиться миллиардную долю секунды в микропроцессах, миллиарды лет — в космических процессах и сотни тысяч лет — в образовании видов животных. Для скачков первого типа характерны резко выраженные границы переходов, большая интенсивность, то скорость процесса самого перехода, целостная перестройка всей системы как бы разом. Примерами такого рода скачков являются ядерный взрыв или социальная революция в обществе.
Исходя из природы качества как системы свойств, следует различать единичные, или частные, скачки, связанные с появлением новых отдельных свойств, и общие скачки, связанные с преобразованием всей системы свойств, т. е. качества в целом.
Скачки можно различать и по характеру процессов, предваряющих качественное преобразование. В одной форме скачков резко выражена граница перехода, например, рождение и смерть организма. Предварительные изменения постепенно нарастают до границы меры без коренного преобразования данного качества. В скачках иного рода процесс коренного преобразования качества не предваряется постепенным количественными изменениями, которые включаются в сам процесс перестройки данной системы. Так, переход одного электрона с внешней орбиты атома на внутреннюю существенно влияет на химические свойства атома или молекулы.
Закон перехода количественных изменений в качественные имеет важное методологическое значение, обязывая изучать объект и с качественной и с количественной сторон в их единстве, так чтобы количественные характеристики не затмевали качественной определённости фактов и закономерностей. Этот закон предостерегает как от всех форм плоского эволюционизма, реформизмa, так и от разновидностей катастрофизма, а в общественном развитии — от субъективистского авантюризма[26].