Критерии оценки выступлений
А. Содержательные:
1. Качество выполнения домашнего задания, отражения в нем основных идей направления – высокое, среднее, низкое.
2. Логичность раскрытия темы выступления (изложения материала) – логично, в целом логично, нелогично;
3. Уровень владения основными категориями по теме и ориентации в материале – высокий, средний, низкий;
4. Содержание ответов на вопросы – ответил на вопрос, частично ответил, не ответил.
Б. Методические:
1. Четкость изложения материала – высокая, средняя, низкая.
2. Связность и логичность речи:
- при выступлении - высокая, средняя, низкая
- при ответах на вопросы - высокая, средняя, низкая;
3. Степень воздействия на аудиторию - высокая, средняя, низкая;
4. Умение держаться перед аудиторией – уверенно, достаточно уверенно, неуверенно.
5. Умение отображать выступление в графическом виде – развитое, достаточно развитое, неразвитое.
Индивидуальное оценивание проводится по 3-балльной шкале: «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно».
«Отлично», если выступающий полностью соответствует содержательным и методическим критериям.
«Хорошо», если выступающий в целом соответствует содержательным и методическим критериям, допускает незначительные неточности в выступлении и при ответе на вопросы.
«Удовлетворительно», если выступающий допускает серьезные ошибки в выступлении и при ответе на вопросы, но исправляет их с помощью своей команды или преподавателя.
Оценка группе определяется как среднее арифметическое оценок членов команд. Кроме того, выставляется общая оценка за работу в команде.
«Отлично», если команда работает слаженно, действия участников непротиворечивы, соблюдаются этические правила по отношению к соперникам.
«Хорошо», если команда действует в целом слаженно, имеется незначительная несогласованность действий, этические правила в основном соблюдаются.
«Удовлетворительно», если команда действует недостаточно слаженно и согласованно, нарушает этические правила.
В обобщенном виде критерии оценки сведены в карточку экспертных оценок и представлены в Приложении № 1.
Оценки группе экспертов выставляются преподавателем на основании соответствия членов команды содержательным и методическим критериям.
А. Содержательные:
1. Качество анализа выступлений представителей команд:
- домашнего задания - высокое, среднее, низкое;
- выступлений команд – высокое, среднее, низкое.
2. Обоснованность предлагаемых оценок:
- индивидуальных – обоснованные, в целом обоснованные, необоснованные;
- командных – обоснованные, в целом обоснованные, необоснованные.
3. Уровень владения основными категориями по теме и ориентации в материале – высокий, средний, низкий.
4. Уровень задаваемых вопросов членам команд – уточняют содержание выступления, частично уточняют содержание выступления, не имеют отношения к содержанию выступления.
Б. Методические:
1. Четкость выступления – высокая, средняя, низкая;
2. Связность и логичность речи эксперта - высокая, средняя, низкая;
3. Степень воздействия на аудиторию - высокая, средняя, низкая;
4. Умение держаться перед аудиторией – уверенно, достаточно уверенно, неуверенно.
Примечание. Критерии оценки преподаватель подбирает самостоятельно, с учетом подготовленности аудитории, отводимого времени и других факторов.
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели организационные, содержательные и методические аспекты деловой игры по философии.
Деловая игра представляет собой форму моделирования социальных процессов, в ходе которой обучаемые в учебной деятельности, осваивают элементы деятельности профессиональной, формируют свой личный опыт.
Деловая игра обладает не до конца познанным творческим потенциалом, даже, несмотря на определенные рамки, в которых она развертывается (принципы, этапы, правила). И этот творческий потенциал деловой игры, при творческом же подходе к нему со стороны преподавателя и обучаемых, может быть реализован. В этом случае эффективность, как обучения, так и воспитания, с необходимостью будет возрастать. И эту тенденцию необходимо сохранять и развивать, аккумулируя творческие возможности и дисциплины «Философия», и метода деловой игры, и самого педагога.
Предложенная методика организации и проведения деловой игры по философии не претендует на завершенность, она дает только общие направления деятельности преподавателя и обучаемого, и является, по сути, началом разговора о возможностях и перспективах деловой игры в преподавании дисциплин кафедры философии, других кафедр, подготовке специалистов пожарной охраны.
Литература
1. Алексеев Н. Г., Громыко Ю. В., Злотник Б. А. Организационно-деятельностная игра: возможности и области применения// Вестн. высш. школы. 1987. № 7.
2. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
3. Витгенштейн Л. Философские работы. В 2-х ч. М., 1994.
4. Демин М. В. Труд и игра как виды и аспекты человеческой деятельности//Вестник МГУ. Сер. 7. 1983. № 1.
5. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
6. Коровяковская Е. П. Разработка и использование учебно-ролевых (деловых) игр при подготовке специалистов: Учебное пособие по специальному курсу. М., 1987.
7. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
8. Розин В. М. Методологический анализ деловой игры как но-в; ii области научно-технической деятельности и знания//Вопросы философии. 1986. № 6.
9. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990.
10. Современная западная философия. М., 1978.
11. Философия. Методическое пособие для курсантов 2-го факультета. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2004.
12. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
13. Эльконин Д.Б. Д. Психология игры. М., 1978.
14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Деловая игра: основные концептуальные положения………………...3
2. Методика проведения деловой игры по философии………………….7
Заключение………………………………………………………………..22
Приложение……………………………………………………………….23
Литература………………………………………………………………...25
[1] “... под экзистенциализмом --- пишет Ж.-П. Сартр — мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагает некоторую среду и человеческую субъективность” // Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм./ В кн.: Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990, с. 320.
[2] Сартр Ж.-П. Цит. произведение, с. 323.
[3] Там же, с. 323.
[4] Там же, с. 327.
[5] Там же, с. 327.
[6] Там же, с. 325.
[7] Там же, с. 333.
[8] Там же, с. 333.
[9] Там же, с. 336.
[10] Там же, с. 336.