Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития

Формационный подход – Учение об общественно-экономических формациях как ступенях исторического процесса, по которым последовательно восходит человечество как единое целое, разработал К. Маркс и Ф. Энгельс. Решающим фактором общественного развития при этом являлся способ производства, как соотношение уровня развития производительных сил и производственных отношений. Политическая структура и духовная сфера общества – это надстройка, всецело зависящая от способа производства. Движущей силой исторического развития являются противоречия производительных сил и производственных отношений, антагонистических классов и классовой борьбы, что неизбежно ведёт к социальной революции.
Обычно формационному подходу к изучению общества противопоставляют цивилизационный. Их отличие можно свести к следующим линиям сравнения:
Формационный подход 1.Главное внимание уделяется изучению объективных, независимых от человека закономерностей развития.2.Решающая роль отводится в истории общества материальным факторам, прежде всего производству.3.Общество рассматривается как движение от более низкой ступени развития к более высокой.
Цивилизационный подход1.В центре изучения – человек. Общество рассматривается через формы и продукты трудовой, социальной, политической и других видов деятельности.2.Определяющее значение имеют мировоззрение, система высших духовных ценностей, ядро культуры.3.Общество – это совокупность цивилизаций, каждая из которых неповторима, прогресс относителен.

К. Маркс выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (её первая стадия – социализм). Их базис – способ производства. Одной из основных черт этой теории общественно-экономического развития является убеждённость в том, что всё человечество закономерно проходит определённые ступени (стадии) развития.

Тойнби “Постижение истории” – основа развития общества – религиозная специфика. Выделил около 30 цивилизаций, но 5 из них великие – западная, дальневосточная, индусскя, ближневосточная, восточнославянская. История человекчества складывается из отдельных приобретений, который вносят в копилку человеческого опыта отдельные цивилизации. Большинство цивилизаций не оставляют после себя ничего.

Хантингтон “Столкновение цивилизаций” – межцивилизационные противоречия ключевые в динамике развития общества.

Вебер – “Протестантская этика и дух капитализма”. Особая роль – религия.

Существуют разные точки зрения на проблему соотношения цивилизационного и формационного (стадиального) подхода к развитию общества: 1.каждый тип цивилизации нужно рассматривать как самостоятельный, имеющий собственные этапы развития (например, в развитии российской цивилизации никогда не было рабовладельческого этапа, феодальная и капиталистическая стадии развития хронологически не совпадают с западноевропейскими и обладают специфическими чертами); 2.формационный подход отражает глобальность изменения истории человечества. Внутри каждой формационной модели можно выделить отдельные локальные цивилизации (например, в рамках рабовладельческой общественно-экономической формации существовали древнегреческая, древнеримская, эллинистическая цивилизации и др.); 3.устойчивые цивилизации в их пространственных рамках как бы рассекаются формационными эпохами с их хронологическими рамками. При всей своей несхожести каждая цивилизация проходят универсальные стадии-ступени, выделяемые с учётом целого комплекса экономических, социальных, политических, духовных факторов (например, в рамках развития российской цивилизации выделяются стадия феодализма, капитализма, современного общества).

Наши рекомендации