Платоновское учение об Эросе как овладении благом

Часть 1

Возникновение греческой философии.

Мифогенная концепция происхождения античного мышления.

Диалектика Древнегреческого мифа.

Эпические истоки предфилософии. Личность Гомера и его творчество.

Представления Гесиода о природе, мире и космосе.

Гносеогенная концепция происхождения античного мышления

Ионийская философия. Милетская школа.

Натурфилософия и физика как размышления о природе и Космосе.

Философское учение Фалеса Милетского о первоначале.

Учение Анаксимандра. Апейрон как генетическое и субстанциальное начало.

Натурфилософия Анаксимена.

Значение и роль натурфилософии милетцев в античной культуре.

Философские учения Пифагора Самосскоого. Пифагорейцы.

Личность и учение Пифагора в истории философии. Пифагорейство и его историческая судьба.

Учение о числе как основе мира. Нумерология.

Учение о душе. Этическая и социальная доктрина.

Ранние пифагорейцы.

Числовая гармония мира. Музыкально-числовой Космос Пифагора.

Италийская философия. Элеаты.

Учение о космосе как о целостном континууме.

Мифопоэтический взгляд Ксенофанта Колофонского на сущее.

Учение Парменида о Едином.

Диалектика Зенона Элейского. Апории Зенона.

Значение элеатов в истории философии.

Философское учение Анаксагора.

Анаксагор в истории философии.

Проблема бесконечных космосов. Разум и организация космоса.

Анаксагоровское учение о гомеомериях.

Психология и теория познания у Анаксагора.

Философия Гераклита Эфесского.

Личность Гераклита в истории философии.

Диалектика Гераклита как учение об изменяющемся общематериальном континууме.

Логос Гераклита как принцип организации становящегося космоса.

Трагический пафос философствования как отличительная черта философии Гераклита.

Философские учения Эмпедокла.

Личность Эмпедокла в истории философии.

Учение Эмпедокла о космосе как о живом организме.

Любовь и Вражда как организующие принципы мироздания.

Первые итоги физики как элементно-аналитических представлений о мире.

Философия атомистов.

Истоки и смысл античного атомизма.

«Большой Мирострой» Левкиппа.

Философские представления Демокрита о мироздании. Геометризм и функциональность Демокритова атома.

Проблема пустоты. Учение о движении. Структурно-континуальный космос атомистов.

«Трактат о цветах» Демокрита.

Значение греческого атомизма в истории мышления.

Философия софистов.

Софисты как первые учителя мудрости в античности.

Софистика и софизмы. Диалектика как искусство спора.

Этика, теория познания, вопросы политики у софистов.

Обращение софистов к проблеме человека.

Значение софистов в истории философии. Реставрация софистики в эллинизме («Вторая софистика»)

Философия Сократа.

Проблема Сократа в истории философии. Познание как благо. Критика софистики.

Мудрость как высшая нравственность. Этика Сократа. Проблема воспитания. Представления о человеке, добродетели, свободе и счастье.

Сократизм как философия познающего субъекта. Теология Сократа. Диалектика Сократа.

Значение Сократа в античной философии («Аристократизм» Сократа и критика недостатков полисной демократии).

Ранняя античная медицина.

Мифогенная концепция врачевания. Асклепий.

Гиппократ и «Корпус Гиппократа». Метофизическое и физическое единство болезни человека и мира природы. «Священная болезнь».

Трактат «О природе человека». Теория четырех стихий.

Медицинский и философский дискурс в античности.

Философское учение Платона. Введение в платоноведение.

Сократ и Платон. «Платоновский вопрос» в истории философии.

Система платоновской философии. Сократические сочинения Платона.

Ранний Платон».

Анализ учебных диалогов Платона.

«О справедливости».

«О добродетели».

Платоновская концепция субъекта.

«Алкивиад первый».

Выяснение вопроса о справедливости.

Роль наставника в воспитании.

Понятие о справедливости коренится в душе.

Необходимость заботы о справедливости в связи необходимостью заботы о себе.

Философия и политика.

Критика софистической концепции воспитания.

«Гиппий больший».

Обсуждение вопроса о прекрасном.

Критика сенсуалистических, бытовых, утилитаристских и прочих концепций прекрасного.

Прекрасное как совершенно особенное бытие.

Формирование проблематики Идеи.

«Протагор».

Обсуждение вопроса о добродетели.

Критика возможности научения добродетели.

Добродетель знания.

«Горгий».

Обсуждение вопроса о риторике как средстве воспитания гражданина.

Софистическая концепция риторики как искусства.

Сократическая концепция риторики как сноровки.

Искусство и угодничество.

Проблема насилия и справедливости.

Сократическое требование упражнения в справедливости.

Платоновское учение об Эросе как овладении благом.

Пир».

Тезисы об Эроте.

Наши рекомендации