Сознание как философский феномен

На протяжении всей истории философской мысли
феномен сознания всегда волновал человека. Уже в глу-
бокой древности ставились вопросы о том, каким образом
из неживой природы возникли живые организмы, обла-
дающие сознанием; как осуществляется переход от ощу-
щений и восприятий к мышлению; в каком отношении
находится сознание к материальному миру.

Первые анимистические представления (anima -
дух) связывались с верованием людей в духов как в дви-
жущее начало. В более позднее время эти представления
получили своеобразную трактовку в религиозных учениях,
согласно которым сознание есть проявление некой нема-
териальной субстанции - "души", обладающей самостоя-
тельным существованием и не зависящей от материи, от
человеческого мозга в частности.

Вера в первичность и вечность духа в рационализи-
рованной форме была воспринята идеализмом, который
тесным образом примыкает к религиозным учениям.
Идеализм наделяет сознание (разум, идея, дух) самостоя-
тельным существованием, якобы творящим и порождаю-
щим окружающий мир, управляющим его движением и
развитием. Представители идеализма так или иначе на-
стаивают на первичности сознания по отношению к ма-
терии, считая его врожденным свойством человеческой
души. При этом сознание независимо от мозга развивает-
ся имманентно, самопроизвольно и может быть понятно
исключительно из самого себя. В античной философии
такой взгляд был свойствен Платону, который впервые
выделяет понятие идеального как некой противополож-
ности чувственно-предметному, материальному. Идеаль-

ное (бестелесный разум) - предводитель и источник гар-
монии, истинное бытие. В каждой индивидуальной душе
человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является
началом, регулирующим человеческое поведение. В сред-
ние века сознание трактуется как надмировое начало
(Бог), которое существует до природы и творит ее из
ничто.

Идеализм в понимании сознания присущ и дуализ-
му. Согласно воззрениям его приверженцев, психическое
и физиологическое независимы друг от друга. В частно-
сти, в дуалистической концепции Р. Декарта природа и
дух представляют собой два различных начала: основным
свойством материи является протяженность, а духа - спо-
собность мыслить. Подобно тому как идея не имеет про-
тяженности, рассуждал Декарт, так и тело не может мыс-
лить. При этом понятие сознания у него отождествляется
с мышлением, которое выражает все то, что происходит в
нас в процессе восприятия. Иными словами, Декарт ис-
толковывает сознание как замкнутый в себе внутренний
мир человека.

Взгляды Декарта оказали значительное влияние на
последующее решение проблемы сознания в истории фило-
софии: с одной стороны, они послужили отправной точкой
для дальнейшего развития механистической, натуралистиче-
ской линии анализа поведения человека и элементарных
психофизических процессов, с другой - развитию идеали-
стического представления о природе сознания.

Материалистическая линия понимания сознания
прослеживается со времен древней философии. Античные
мыслители (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар) учили, что
сознание зависит как от тела человека, так и от воздейст-
вия окружающих его вещей. Такой подход к сознанию
был воспроизведен французскими материалистами
XVIII в. (Д. Дидро, К. Гельвеции и др.). Они понимали
сознание как функцию мозга и отражение действительно-
сти, отстаивали реальность сознания как активного фак-
тора жизнедеятельности человека.

Идеалистическое же направление получает даль-
нейшее обоснование у Г. Лейбница, а также у И. Канта и
Гегеля. В учении Лейбница сознание как замкнутое в себе
внутреннее образование предстает общим принципом бы-
тия. Согласно Канту, сознание абсолютно самостоятельно

по отношению к внешнему миру, в своих принципах и
априорных (доопытных) формах рассудка оно независимо
от действительности.

Для Гегеля сознание есть дух, который начинает в
стихии логики свое становление от "бездуховного" и доходит
до абсолютного знания. Он полагал, что сознание человека
определяется историческими формами общественной жиз-
ни, а рассмотрение духа является истинно философским
лишь тогда, когда он понимается как воплощение вечной
идеи.

Признание сознания как активной деятельной силы
(Лейбниц), постановка вопроса о социально-исторической
основе сознания, утверждение принципа диалектики и ис-
торизма в анализе его сущности (Гегель), акцентирование
зависимости психики человека от его телесной организа-
ции и выделение качественной специфики мышления
(Фейербах), фиксирование определяющей роли природы
по отношению к сознанию и деятельности человека, вы-
деление потребностей как побудительных мотивов взаи-
модействия человека с миром (русские революционные
демократы) - все эти аспекты феномена сознания и его
возникновения явились значительным прогрессом в ре-
шении данной проблемы.

Вместе с тем мыслители прошлого не смогли дойти
до понимания сознания как продукта социально-
исторического развития человека, как образа внешнего
мира, возникающего в результате активного преобразова-
ния людьми действительности. Эти принципиально важ-
ные аспекты проблемы сознания были успешно осмысле-
ны философией диалектического материализма, которая
исходит из органической взаимосвязи человека и природы,
рассматривая последнюю как определяющее и первичное
начало по отношению к сознанию. Сознание выступает
как особое свойство высокоорганизованной материи. Бу-
дучи специфическим свойством мозга, сознание дает иде-
альное отражение внешнего мира. Оно возникло и разви-
валось в тесной связи с развитием мозга. Наше сознание
является продуктом вещественного телесного органа -
мозга. Это не вещество мозга и не другая какая-нибудь
материя, а способность субъекта отражать вне нас сущест-
вующий мир в виде живого образа материального мира.
Отражение материи в сознании человека выступает как

его внутренний, духовный мир. Человек воспринимает
мир при помощи мозга, но сознание не просто функция
мозга, а функция специфического типа взаимоотношения
человека с миром. Суть его в том, что сознание возникает
на определенной ступени развития материи при появле-
нии соответствующих условий, необходимых для жизни.
Поэтому сознание представляет собой особую форму от-
ражения, способ регуляции взаимоотношений человека с
окружающей действительностью, возникающих на основе
его практической преобразовательной деятельности.

В современной немарксистской философии многие
мыслители придерживаются идеалистических воззрений
на проблему сознания. Так, приверженцы "философии
жизни" (А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Ф. Ницше и их по-
следователи) трактуют сознание как неотделимую от бы-
тия реальность в формах "воли", "воли к власти",
"жизненного порыва", "жизненного разума" и т.п. Созна-
ние здесь берется в своей непосредственной слитности с
"жизненной реальностью" как вид бытия, как некая спон-
танная самопроизвольная сила.

Иную модификацию идеализма предлагает филосо-
фия феноменологии (Э. Гуссерль). Для феноменологов
сознание - реальность, в формах которой нам дан мир.
Сознание есть та первичная основа, в которой "творятся"
и "рождаются" исходные смыслы всех форм человеческой
активности.

Особую известность получило учение 3. Фрейда. Он
рассматривает психику человека как сложно организован-
ную систему с. тремя сферами: "Оно" (глубинный слой
бессознательных влечений), "Я" (сфера социального, по-
средник между бессознательным и внешним миром),
"Сверх-Я" (социальность внутри сознания человека; ин-
станция, олицетворяющая собой установки общества,
своего рода моральная цензура). Фрейд, по существу, ре-
дуцирует сознание к бессознательному, считая, что "Я"
превращает обыкновенную волю инстинктов "Оно" в дей-
ствие, как будто бы это было его собственной волей.
Здесь при верном фиксировании важной роли в поведе-
нии человека неосознаваемых явлений психики все же
неправомерно принижается значение социальной состав-
ляющей сознания.

Вместе с тем сознание находится в сложном взаи-
модействии с различными формами неосознанных, бес-
сознательных актов, определяющих поведение личности.
Некоторые из этих актов совершаются автоматически, не
подконтрольны сознанию (концепция установки Узнад-
зе). В тех случаях, когда бессознательное вторгается в
сознание, и последнее не способно противостоять ему,
происходят различные психические расстройства (страх,
навязчивые и бредовые идеи, состояние тревоги и т.п.).

На формирование сознания решающее воздействие
оказывает культура в целом, в то же время и бессознатель-
ное на уровне ощущений, влечений, страстей и т.п. детер-
минирует сознательные действия и поступки. Бессозна-
тельное накапливается в виде информации, определяющей
вкусы, привычки и т.п., и остается в памяти человека, в том
числе и в виде социального опыта человечества (архетипы,
традиции), что оказывает так или иначе воздействие на соз-
нание. С другой стороны, накопленные знания, опыт, со-
циокультурные традиции в процессе становления личности
выступают решающим фактором формирования сознания,
они в целом и определяют то, что человек - это, в первую
очередь, сознательное существо.

Сознание существует как субъективный образ объ-
ективного мира, как способ социальной регуляции чело-
веческой деятельности. Оно есть идеальное в том смысле,
что образ - это не вещь, а снимок с нее в мозгу человека.
Иное дело, что этот образ, если он верно отражает мате-
риальное, объективен по своему содержанию.

С уяснением природы подсознательного нередко свя-
зана и определенная область психологических исследова-
ний - так называемая парапсихология. Данное направление
ведет изучение форм чувствительности, обеспечивающих
способы приема и передачи информации, не объяснимые
известными органами чувств ("сверхчувственное воспри-
ятие"). Речь идет о таких явлениях, как телепатия, экстра-
сенсорика и т.п. Множество факторов, свидетельствую-
щих о наличии сверхчувствительного восприятия, не дает
основания отвергать существование неизвестных науке
форм чувствительности, а следовательно, и возможности
расширения границ познания. Вместе с тем для изучения
подобного рода явлений еще не разработан соответст-
вующий понятийный аппарат и методы познания. Тем

самым не следует переоценивать значимость имеющихся
необъяснимых современной наукой фактов.

Наши рекомендации