Тема № 4. Статус и функции философии (европейской и арабского Востока) в средневековой культуре
1. Философия, которая складывалась в период средневековья (I-XV вв.) имела два основных источника своего формирования:
а) древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях;
б) Священное писание, повернувшее философию в русло христианства.
Средневековая философия отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса своим религиозным содержанием и направленностью
Философия оказалась в жесткой зависимости от религии. И хотя это касается не только европейской, но и арабской философии того времени, нужно отметить, что «служанкой религии» удостоилась быть именно христианская философия, в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.
Вся история христианской философии имеет различные фазы и формы. Выделяют два этапа становления средневековой западноевропейской философии:
1) Патристика – задача, которой заключалась в создании систематической догматики из того, что содержалось в Священном писании (опираясь на античную философию, прежде всего Платона).
2) Схоластика – задача, которой заключалась в обосновании, защите и систематизации незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем, на соединении догматики и рационалистического обоснования (средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы). Иначе говоря, метод схоластической философии – это доказать истину посредством разума, т.е. философии.
Схоластическое мышление сосредотачивается, в сущности, на 2-х проблемах: с одной стороны, споре номинализма и реализма, с другой стороны – на доказательстве существования бога
2. Наибольшее влияние на формирование западноевропейской средневековой философии оказал крупный представитель раннехристианской философии Аврелий Августин (354-430 г.г.)
Его философские идеи изложены в произведениях: «Об истинной религии», «Исповеди», трактат «О троице», главное произведение «О граде Божьем».
Основные положения его философии заключались в следующем:
Жизнь общества – это борьба двух противоположных царств (градов) – Земного и Божественного. Град земной подвергает гонениям град Божий, т.к. его жители самолюбивы и эгоистичны, их стремления приходят в противоречие со стремлениями тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. «…Эти два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, доведенного до презрения к Богу, и небесной – любовью к Богу, доведенного до презрения к самому себе…»
Град земной – это мир зла и сатаны, в нем господствует похоть «управляющая и правителями его, и подчиненными ему народами»
Град Божий – это мир добра и Бога, где « по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь».
Высшей целью человеческой жизни, по мнению Августина, должна стать любовь к Богу и осознание полной зависимости человека от Всевышнего. Человек не может быть творцом, он лишь воспринимает божественные идеи.
Именно люди, покорные Богу и церкви достойны Града Божьего, считает Августин.
Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а монархи должны быть слугами церкви.
Таким образом, можно сделать вывод, что философия Аврелия Августина абсолютнатеоцентрична, вся сосредоточилась на боге как едином, совершенном, абсолютном бытии, мир же имеет значение как божье творение и отблеск (идеи креационизма).
Систематизатором ортодоксальной схоластики считается монах-доминиканец Фома Аквинский (1225-1274).
Главными его трудами считаются «Сумма теологии» - где разрабатывается католическая догматика, становится основой всей схоластической теологии, «Сумма против язычников».
Фома Аквинский – основатель религиозно-философской системы католицизма, получившей название томизм.
У Ф. Аквинского строго определены области науки и веры. Задача науки сводится к объяснению закономерностей мира. Аквинский признает возможность достижения объективного, верного знания и отвергает такие представления, согласно которым действительным считается лишь деятельность человеческого разума.
Познание объективно и истинно, однако оно не может охватить все. Область существенных таинств христианской веры остается для Аквинского вне философского разума и познания (например: триединство бога, воскресение и т.д.). Речь идет об истинах сверхъестественных: о божественном откровении, благой вести, которые содержатся только в вере.
Между наукой и верой нет противоречия, христианская истина стоит выше разума, так как она происходит от бога, но она не противоречит разуму.
Философия должна служить вере, теологии тем, что религиозные истины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опровергает как ложные аргументы против веры.
Ф. Аквинский отмечает, что «бытие божие», коль скоро оно не является самоочевидным, должно быть доказано через доступные нашему познанию следствия. Он предлагает свои доказательства существования бога, а вернее следствия того, что сотворено Богом, которые использует современная католическая церковь:
- движение: все, что движется, движимо кем-то другим, следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог;
- причина: все, что существует, имеет причину, следовательно, есть первопричина всего – Бог;
- случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого, следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
- степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств, следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог;
- цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все цели – Бог.
Заслуживают внимания социально-философские воззрения Фомы Аквинского, которые им также решались в духе католического учения.
Государственная власть – от Бога, форма правления в каждом случае должна сообразовываться с обстоятельствами. Предпочтительной для Ф. Аквинского является монархия. Церкви должна отдаваться первая роль в гражданском обществе. Земная жизнь в государстве – лишь приготовление к будущей духовной жизни. Власть государя должна быть подчинена высшей, духовной власти. Во главе ее на небе – Христос, а на земле – Римский папа.
3. В XI веке в самой схоластической философии развертывается борьба между номинализмом и реализмом. Эта проблема приобрела форму спора об «универсалиях» или о природе общих понятий, диалектики единичного и общего.
Выделились две точки зрения:
Реалисты (представители реализма)утверждают, что общие понятия (универсалии) существуют независимо от вещей, единичного, независимо от человеческой мысли и речи; независимо от материального мира. Универсалии это некие духовные самостоятельные сущности или прообразы единичных вещей. Т.е. они признавали реальное существование общих понятий – «универсалий»: «человек вообще», «дом вообще» и т.п.
Противоположное утверждение – отрицание реального и независимого от человека существования «универсалий». Данная точка зрения получила название – номинализм. Номиналисты считали, что объективно, реально сначала существуют только «единичные вещи» (отдельные предметы, явления), а общие понятия (универсалии) – есть не что иное, как наименования, имена, обозначающие вещи и существующие только в языке.
Таким образом, универсалии существуют не до, а после вещей.
Номинализм был двух видов: умеренный (Пьер Абеляр) и крайний (Иоанн Росцелин).
Умеренные номиналисты допускали существование общего в человеческих понятиях, как отражение сходных черт в единичных вещах.
Крайний номинализм – общее лишь пустое, считали ничего не содержащим «выдохом голоса», звуками, речью.
Таким образом, если реализм рассматривал общее как нечто идеальное и предшествующее вещи, т.е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного, то номинализм был своеобразным выражением материалистического решения этой проблемы.
4. В то время как на Западе философия, искусство и наука на определенное время задержались в своем развитии, на Востоке благодаря заслугам арабских мыслителей происходит их расцвет.
Арабская философия средних веков стала связующим звеном между греческой философией, традиции которой арабы переняли и сохранили (много внимания уделяли идеям Аристотеля) и последующей ступенью европейской философии – схоластикой. Поэтому проблематика, которую решала арабская философия, заметно повлияла на историю западноевропейской философии.
Основным смыслом арабо-язычной философии было защитить ислам и его догматы, поэтому в основных чертах и исходных положениях она совпадает со схоластической философией.
Арабо-язычная философия развивалась не только в лоне религии, но и в лоне науки. Известны успехи арабских ученых в разных отраслях естественнонаучного знания.
5. Основные направления арабской философии периода зарождения:
школа мутакаллимов – обоснование религиозных догматов ислама;
школа мутазилитов - отказ от догм ислама о происхождении мира, человека, предопределенности судьбы; отождествление Бога и Вселенной, отказ антропоморфных представлений о Боге, вера в силу и разум человека;
суфизм – высшее благо для человека есть добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, аскетизм.
Восточный перипатетизм (аристотелизм)представлен следующими именами: Абу Насыр аль-Фараби, (870-950 гг.), Аль-Кинди (800-879), Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037), Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198)
Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198) –является последним крупным представителем арабо-язычного перипатетизма, с которым на протяжении всего средневековья в мусульманском мире связывали сам термин «фальсафа» (философия).
Аверроэс отстаивает «теорию о двойственной истине» - сделать науку и философию самостоятельными, избавить их от церковной опеки. Полная истина лишь одна – это истина философская.
Тюркская философия. Юсуф Баласагуни – автор знаменитого произведения «Кудатгу билик» («Благодатное знание»).
Махмут Кашгари – «Дивани лугат аттюрк» (Словарь тюркских наречий»).
Ахмед Яссауи – глава тюркской ветви суфизма.
Тестовые задания для самопроверки по теме № 4 «Статус и роль философии (европейской и арабского Востока) в средневековой культуре»
1. Философия Средневековья не складывалась на основании этого источника:
A. Философии Аристотеля
B. Платоновской философии
C. Священного писания
D. Милетской философии
E. Неоплатонизма
2. Метод присущий средневековой теологической философии – восприятие окружающего мира через раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер:
A. диалектика
B. эклектика
C. метафизика
D. догматизм
E. софистика
3.Святоотеческая литература, совокупность философских, религиозных и социально-политических учений отцов церкви есть:
A. концептуализм
B. реализм
C. патристика
D. схоластика
E. номинализм
4. Термин «схоластика» означает:
A. учение «отцов церкви»
B. школьная философия
C. божественная философия
D. символ веры
E. служанка богословия
5. В понимании природы универсальных понятий (общего и единичного) сформировались два течения средневековой философии:
A. рационализм и иррационализм
B. догматизм и скептицизм
C. реализм и номинализм
D. монизм и дуализм
E. материализм и идеализм
6. Арабоязычная средневековая философия по своей мировоззренческой направленности была:
A. космоцентристской и социоцентристской
B. идеалистической и религиозной
C. теоцентристской и пантеистической
D. материалистической и атеистической
E. диалистической и солипсистской
7. Основные направления арабо-мусульманской философии:
A. Деизм, пантеизм
B. Калам, фалсафа, суфизм
C. Шиизм, суннизм
D. Скептицизм, стоицизм
E. Натурфилософия, атомизм
8. Как называется учение последователей Аристотеля, к которому относились аль-Кинди, аль-Фараби, ибн-Сина, ибн-Рушд?
A. суфизм
B. восточный перипатетизм
C. вульгарный материализм
D. постмодернизм
E. софистика
9. Рациональный (философский) метод познания бытия в арабской культуре, противостоявший религиозно-догматической традиции:
A. фалсафа
B. калам
C. суфизм
D. шариат
E. сунна
10. Кто из средневековых философов обосновал концепцию двойственной истины?
A. аль-Фараби
B. Фома Аквинский
C. Пьер Абеляр
D. Ибн-Рушд
E. Иоанн Росцеллин