Раздел III . Философские проблемы социальных и гуманитарных наук

1. Проблема классификации социальных и гуманитарных наук. Специфика социально-гуманитарного познания.

2. Науки о природе и науки о духе: возможности и проблемы компаративного анализа.

3. Специфика, структура и функции социальных теорий.

4. Объяснение, понимание, интерпретация как познавательные процедуры.

5. Ценностная природа социально-гуманитарного познания.

6. Пространство, время, хронотоп в гуманитарном знании.

7. Основные исследовательские программы в обществознании: натуралистическая, культурно-историческая, социологическая и др.

8. На пути к теоретическому синтезу в социально-гуманитарном познании. (Э. Гидденс, Н.Луман, П. Бурдье, Ю.Хабермас).

9. Структуралистская программа исследования социально-гуманитарного знания (Ф.де Соссюр, К.Леви-Стросс, Ж.Лакан).

10. Структурализм в истории. Учение об эпистеме М.Фуко.

11. Интерпретация социально-гуманитарного познания в постструктурализме (Ж.Деррида, Ж.Делез, Ф.Бодрийяр и др.).

12. Современная культура и ситуация постмодерна в философии.

13. Герменевтика как методология исторического познания (Х.-Г.Гадамер).

14. Марксизм и социально-критическая стратегия развития постклассической философии.

15. Становление и развитие неомарксизма. Традиционная и критическая социальная теория.

16. Наука как социальный институт.

17. Наука и социальные технологии в современном обществе.

18. Мировоззренческая и инструментальная ценность современной науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.

19. Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.

20. Социальные ценности и нормы научного этоса. Социальный контроль над наукой.

вопросы для экзамена

1. Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии.

2. Основные проблемы феноменологии Э. Гуссерля.

3. Неопозитивизм как философия науки ХХ века.

4. Постпозитивистские концепции развития науки (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).

5. Экзистенциализм в Германии (М.Хайдеггер. К. Ясперс).

6. Экзистенциализм во Франции (Ж.-П. Сартр, А.Камю).

7. Герменевтика как методология исторического познания (Х.-Г. Гадамер).

8. Философия персонализма (Э. Мунье, М. Бубер).

9. Структурализм и этнология (К. Леви-Строс).

10. Идея «эпистемного» анализа западноевропейской культуры М.Фуко.

11. Л. Витгенштейн и традиции аналитического философствования в современной культуре.

12. Современная социокультурная ситуация и феномен постмодернизма в философии.

13. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Экзистенциальный опыт личности.

14. Специфика познавательного отношения человека к миру. Понятие познания и знания.

15. Наука как специфическая форма познания. Сущность, структура и функции науки в современном обществе.

16. Основные стратегии исследования науки. Проблемное поле философии науки.

17. Феномен научной рациональности. Научное и паранаучное знание.

18. Проблема классификации наук. Специфика социогуманитарного познания.

19. Генезис науки и ее историческое развитие. Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки.

20. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Наука и постиндустриальный мир.

21. Структура научного исследования и уровни организации научного знания.

22. Феномен научной революции. Проблема типологии научных революций.

23. Понятие метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования.

24. Общелогические методы как универсальные приемы и процедуры научного исследования.

25. Наука как социальный институт.

26. Этика науки. Социальные ценности и нормы научного этоса.

27. Проблема «конца философии» в прошлом и настоящем. Постмодернистский проект философствования.

28. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского осмысления.

29. Философия и экологические императивы современной цивилизации. Концепция устойчивого развития: прошлое, настоящее, будущее.

30. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.

31. Основные стратегии исследования науки.

32. Понятие научной революции. Типы научных революций.

33. Наука как социальный институт. Эволюция организационных форм науки.

Учебная и справочная литература,

Наши рекомендации