Категория свободы и ее понимание в рассказе

Персонаж - носитель концепции Пути осуществления личностью ее свободы Примеры из текста
Ларра Свобода как немедленное исполнение всех личных желаний, свобода исключительно для себя, ведущая к отчуждению от людей. Итог: попытка реализации подобного представления о свободе личности оборачивается против самой личности, обрекая ее на вечные муки одиночества. Например, разговор с вождями; убийство девушки; жизнь после суда и приговора племени.
Изергиль Свобода, достигаемая через «мятеж сердца» - свобода любви. Любовь исповедуется как высшее благо жизни. Способность открыто, расковано проявлять свои чувства поднимает человека над пошлой обыденностью. Однако и в любви, особенно если это исключительно любовь-наслаждение, таится угроза губительной для личности несвободы. Например, мотив «любви-чумы» в истории о сыне важного турка; история о любви к поляку и др.
Данко Свобода как способность отказаться от всех желаний и стремлений в пользу наивысшего – добыть свободу всем людям и себе самому. Подобный путь достижения свободы – это путь самозабвения и самопожертвования. Однако именно жертвенный ореол позволяет ярче высветить этический идеал личности. Например, образы древнего огня, горящего сердца, пылающих костров отсылают к образам мучеников за истину (т.е. свободу), восходивших ради ее торжества на костры.

Литература:

1. Бровман Г.А. В.Вересаев. – М., 1959.

2. Бабушкин Ю. В.В. Вересаев. – М., 1966.

3. Нольде В. Вересаев: жизнь и творчество. – Тула, 1986.

4. Берков П. А.И. Куприн. – М., 1956.

5. Михайлов О. Куприн. – М., 1956.

6. Кулешов Ф. Творческий путь А.И. Куприна. 1883-1907. – М., 1983.

7. Колобаева Л.А. Концепция личности в ранней литературе рубежа 19-20 вв. – М., 1990.

8. Бялик Б. Горький-драматург. – М., 1977.

9. Михайловский Б.В., Тагер Е.Б. Творчество М.Горького. – М., 1969.

Темы 5 - 6. Творчество И.А. Бунина в свете развития его философской концепции. Философский психологизм И.А. Бунина периода позднего творчества (20е – н. 50х гг. ХХ века)

1. «Интуитивная философичность» творчества 1890-1900 гг.

2. Собственно философский период творчества (1910-е гг.).

3. Триада «жизнь – любовь – смерть» как семантическая доминанта позднего творчества Бунина.

4. Медиумическая функция категории «любовь» в творчестве Бунина

5. Концепция «покаяния» в позднем творчестве Бунина.

Период Основные особенности Произведения
1. Раннее творчество (1890-1900-е гг.) – период интуитивной философичности Происходит освоение основных черт окружающего мира. Большая часть произведений посвящена России. По Бунину, Россия стоит на краю пропасти, т.к. русское дворянство (душа России) отошло на второй план и скоро вовсе исчезнет, что повлечет за собой неизбежную гибель крестьянства - «тела» России, которое не сможет самостоятельно существовать, если его покинет душа. Рассказы «Танька», «Антоновские яблоки», «Эпитафия» и др.; лирика
2. Зрелое творчество (1910-е гг.) – собственно философский период Период формирования философской системы Бунина. По Бунину, в начале XX века мир кардинально изменился, т.к. вошел в новую стадию развития – цивилизацию. Цивилизация – это благо для тела, но гибель для души. Бог не властен над миром цивилизации, где царит Дьявол. Человек страдает в этом мире, и единственным избавлением для его души является смерть. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Сны Чанга», «Грамматика любви», «Легкое дыхание»; повести «Суходол», «Деревня» и др.
3. Позднее творчество (1920 – н. 1950-х гг.) – философско-психологический период Бунин, не принявший революцию 1917 года, эмигрирует во Францию, где остается до самой смерти. В этот период центральной темой его творчества становится тема любви. Финалы всех произведений этого периода глубоко трагичны, т. к., по Бунину, любовь позволяет человеку понять, что его жизнь ужасна, и приближает душу к освобождению – смерти. Бунин размышляет о судьбах России и приходит к выводу, что у нее есть только один путь – путь покаяния в своих грехах. Цикл рассказов «Темные аллеи»; роман «Жизнь Арсеньева»

Литература:

1. Горелов А. Звезда одинокая / Три судьбы. – Л., 1978.

2. Михайлов О. Строгий талант. И.А. Бунин. – М., 1976.

3. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа 19-20 вв. – М., 1990.

4. Смирнов Л. Творчество И.А. Бунина. – М., 1998.

Тема 7. Русский декаданс

1. Понятие кризиса в современной философии искусства и культурологии.

2. Понятие «декаданс».

3. «Троеевангелие от декаданса»: этика (Н.Минский), философия (Ф.Ницше), эстетика (Д.Мережковский).

Кризис – непременный этап в развитии культуры, придающий динамику культурному процессу. История культуры есть чередование эпох «расцвета» и «упадка». (Концепции Г.В.Ф. Гегеля, К. Ясперса, Д. Чижевского)

Кризис культуры связан с переосмыслением слагаемых смыслового ядра культуры.

Кризис рубежа XIX – XX вв. переживается столь остро, т.к. это первый осознанно переживаемый человечеством кризис культуры. (работа О. Шпенглера «Закат Европы»)

Характерной чертой творчества представителей старшего поколения русских символистов, заявивших о себе уже в 80-е гг. XIX в. является особый тип мироощущения, сложившийся и оформившийся на рубеже XIX – XX веков, который получил название декадансили декадентство(от позднелат. decadentia - упадок)

Основные черты декадансного мировоззрения:

1) пессимистическое отношение к миру;

2) апокалипсические ожидания – ожидание конца света;

3) восприятие собственной жизни как мучительного и бессмысленного прозябания, от которого может избавить только желанная смерть;

4) подчеркнутый интерес к анормальным, патологическим состояниям: безумию, суициду (самоубийству), уродствам, болезням, наркомании и др.;

5) демонстративное пренебрежение общепринятыми этическими нормами, влекущее за собой аморализм,

6) убежденность в том, что понять мир с точки зрения разума невозможно, а можно постичь только иррациональным, мистическим путем.

«Троеевангелие от декаданса»

Философия

Этика

эстетика

Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», «Рождение трагедии из духа музыки»

Н. Минский «При свете совести»

А. Шопенгауэр «Мир как воля и представление»

Д. Мережковский «О причинах упадка и новых течения в русской поэзии

Фиксируется коренное, фундаментальное изменение, повлекшее за собой формирование новой картины мира – «хаосмоса»: «Бог умер»,

Выдвигаетс концепция сверхчеловека, т.е. человека самодостаточного.

В области философии культуры выдвигается концепция культурной динамики как результата противоборства аполлонического и дионисийского начал.

Выдвигается концепция человека в современном мире: одинокий пловец, на утлой лодчонке оказавшийся посреди бушующего океана бед.

Единственный шанс на спасение «чувство любви к самому себе» - принцип «аристократического индивидуализма»

Главная причина кризиса русской литературы, начавшегося в 1860-е гг. – господство материалистических взглядов на мир и реалистические тенденции в литературе.

Путь преодоления кризиса: борьба за победу «божественного идеализма».

«Новое искусство» (символизм) может быть определен через три основные черты:

- мистическое содержание;

- символическую природу;

- «изощренный импрессионизм» в области формы.

Литература:

1. Литературный энциклопедический словарь / п/р В. Кожевникова и П. Николаева – М., 1987.

2. Современное зарубежное литературоведение. Страны западной Европы и США. Концепции, школы, термины / Сост. И.П. Ильин, Е.А. Цурганова. – М., 1996.

3. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999.

4. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999.

5. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. – М., 2001.

6. Соколов А.Г. История русской литературы к.19-н.20 в. – М., 1999.

7. История русской литературы : в 10 Т. – М.; Л., 1954. Т. 10.

8. П.С. Гуревич. Культурология. – М., 1998.

9. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998.

10. Пайман А. История русского символизма – М., 1998.

11. Ханзен-Леве А. Русский символизм – СПб., 1999.

12. Машбиц-Веров И.М. Русский символизм и путь А. Блока. – Куйбышев, 1969.

Тема 8. Предсимволизм как ранняя фаза бытования русского символизма

1. Конституирующие черты эстетики и поэтики.

2. Творчество Инн. Анненского.

3. Раннее творчество К. Бальмонта.

(См. Кн. Л.Я. Гинзбург «О лирике»)

Тема 9. Философско-эстетическая концепция русского символизма

1. Старший символизм.

2. Московская и Петербургская школы символизма.

3. Категория символа в философии и эстетике символизма.

Символизм(от греч. simbolon - символ, знак) - первое литературно-художественное направление модернизма, возникшее во Франции в 60-е годы XIX века. Наиболее известными представителями европейского символизма были П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, О. Уальд и др. В России расцвет символизма приходится на 80-е гг. 19 – 10-е гг. 20 столетия, русский символизм прошел в своем развитии три стадии: предсимволизм (И. Анненский и др.), старший символизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб и др.), младший символизм (А. Блок, А. Белый и др.), первая и вторая из которых по типу мироощущения являются декадентскими.

Наиболее оригинальным, не имеющим аналогов в европейской традиции, явлением в составе русского символизма представляется младосимволизм, базировавшийся на философских идеях В. Соловьева.

Основные черты философии и эстетики символизма:

1. Философской основой символизма является идеализм, утверждающий параллельное существование прекрасного мира совершенных идей и ничтожного мира реальных вещей. Свои теоретические представления символизм черпает в работах А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана, в творчестве Р. Вагнера.

2. С точки зрения символистов – искусство есть высшая реальность, только посредством искусства человек способен приблизиться к высшей истине, прозреть подлинную сущность окружающих его явлений путем установления аналогий между реальными вещами и совершенными идеями.

Средством постижения сущности явлений реальности становится символ.

Характерными чертами символизма являются:

- тенденция к жизнестроительству (переживание жизни как художественного текста),

- неомифологизация,

- подчеркнутая реминисценционность текстов.

Д.С. Мережковский, один из крупнейших теоретиков модернизма, выделял три основные черты поэтики символизма:

1) мистическое содержание,

2) символизация,

3) «изощренный импрессионизм» в области формы.

Наши рекомендации