Мысли XI – XVIII вв

(продолжительность – 20 минут)

Отметив важнейшие характерные особенности русской философии, перейдём теперь к её более подробному, поэтапному освещению.

На протяжении первых семи веков своего развития философия существовала в едином синкретическом образо-мысле-комплексе средневековой духовности. Это был период детства русской философии, на протяжении которого она больше ходила в учениках (сначала -- у древних греков и Византии, затем -- у Запада), чем проявляла своё оригинальное лицо. Неудивительно, что в течение этого периода и самих философов, по сути, на Руси не было; в подавляющем большинстве случаев философские размышления принадлежали богословам и писателям, политическим и общественным деятелям.

В развитии русской средневековой философии можно выделить три этапа. Первый представлен предфилософией Киевской Руси, его хронологические рамки – XI - XII века. Второй связан с эпохой борьбы с татаро-монгольским нашествием и становлением централизованного русского государства вокруг Москвы (XIII – XV вв.). Третий, охватывающий XVI-й и XVII-й века, -- с укреплением российского государства, превращением его в мировую державу.

Приобщение Руси к философии началось после 988 года – года Крещения Руси. Войдя в семью христианских народов, Древняя Русь вступила в интенсивный культурный обмен с Европой. Поэтому неудивительно, что именно византийские и болгарские богословы, произведения которых с начала XI века стали активно переводиться на древнерусский язык, закономерно выступили в роли первых учителей философии. Эти сочинения составили значительный корпус переводной литературы,из которого интеллектуальная элита того времени и узнавала об основах христианского мировоззрения. Наибольшим авторитетом пользовались сочинения греческо-византийских авторов: Иоанна Златоуста, Василия Кесарийского, Иоанна Лествичника, Иоанна Дамаскина, Григория Назианзина.

В середине XI века начинают появляться первые оригинальные сочинения древнерусских авторов, среди которых на первое место по своему философско-мировоззренческому значению надлежит поставить «Слово о законе и благодати», написанное между 1037 и 1050 гг. (т.е. во времена княжения Ярослава Мудрого) первым русским митрополитом Иларионом. Центральная задача произведения – обоснование преимуществ христианской веры перед язычеством. Христианство выступает для Илариона религией свободы, дарующей свет истины и подлинное спасение. «Слово» преисполнено оптимизма, жизнеутверждающего пафоса и веры в грядущее процветание Русской земли, в нем утверждается равенство русских среди других цивилизованных народов.

«Златоустом, паче всех просиявшим на Руси» называли Кирилла Туровского (ок. 1130 – 1182), епископа г. Турова на Припяти.Его проповеди, слова, речи представляют вершину торжественного древнерусского красноречия. Основная тема произведений Кирилла – проблема человека. Для него человек – центр Вселенной, «венец творения». Проникновенным пафосным гимном людям звучит его голос: «Тебе, человек, вся тварь в услужение создана. Небо и земля тебе служат: то влагой, а эта плодами. Ради тебя солнце светит и греет, и луна со звездами ночь освещает! Для тебя облака дождем землю напояют. И земля в службу тебе взращивает всякую траву семенную и дерево плодовитое! Ради тебя реки приносят рыбу, а пустыни питают зверей». Пожалуй, никто другой в средневековой Руси не отзывался о человеке так возвышенно, с таким неподдельным восхищением!

Среди светских деятелей, оставивших глубокий след в истории древнерусской мысли, выделяется великий князь Владимир Мономах (1053 – 1125), известный как талантливый писатель, мыслитель-гуманист. На склоне лет он пишет «Поучение», адресуя его своим детям и внукам. Основная тема этого произведения – обязанности власти. Владимир рисует образ идеального христианского правителя, который, «имея страх Божий в сердце своём», должен чувствовать свою ответственность за судьбы народа и государства.

Из числа немногочисленных мыслителей эпохи татаро-монгольского нашествия можно выделить владимирского епископа Серапиона Владимирского (? – 1275), гневно осуждавшего в своих проповедях «беззаконную жизнь» соотечественников, которые своими грехами и навели беду на родную землю – татаро-монгольское нашествие. Главный лейтмотив размышлений Серапиона -- борьба за духовное очищение народа.

Расцвет средневековой философии пришелся на XVI – XVIIвека. В это время происходили заметные события в религиозной жизни, связанные сначала с борьбой между нестяжателями, выступавшими за ограничение монастырских землевладений, и иосифлянами, требовавшими усиления экономической мощи Церкви, а затем – в середине XVII века -- с расколом.

Духовным вождем нестяжателей был Нил Сорский (ок.1433 - 1508), который после путешествия в Византию, на Афон, стал последователем исихазма. Нил – проповедник аскетизма, понимаемого однако в духовном смысле, не как умерщвление плоти, а как внутреннее самосовершенствование. Всякую собственность мыслитель считал противоречащей монашеским обетам, отсюда его протест против монастырских имуществ.

Духовным лидером иосифлян был Иосиф Волоцкий (1439/40 - 1515), основатель и настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря. По мнению Иосифа, монахи должны уделять большую часть времени богослужению и молитвам, поэтому обеспечивать их всем необходимым должны монастырские крестьяне. В своих сочинениях и речах он доказывал законность монастырского землевладения, защищал право Церкви на богатое убранство храмов. Однако главная его заслуга состояла в поддержке самодержавия, обосновании приоритета светской великокняжеской власти перед властью церковной. Иосиф утверждал, что государь «естеством подобен всем человекам, властию же — Богу», что он наместник Божий на земле, «первый отмститель Христу на еретики».

Иосиф Волоцкий выступил непосредственным предшественником псковского старца Филофея (ок. 1465 - 1542),который написал несколько посланий к великому князю Василию III и к царю Ивану IV. В них он и обосновал идеологему «Москва – Третий Рим», суть которой сводится к следующему: было два Рима, две церкви, и обе они пали, ныне же появилась церковь нового, третьего Рима, возглавляемая русским самодержцем, а четвёртому Риму уже не быть. Таким образом, России предписывалась роль единственной хранительницы единственно истинной православной веры. Непосредственными политическими результатами принятия этой доктрины московскими князьями стало присвоение Иваном IV Грозным титула царя в 1547 году, установление патриаршества на Руси при Борисе Годунове в 1589 году[3].

Важнейшим духовно-политическим, религиозным событием XVII века следует признать, по-видимому, раскол,разразившийся в середине столетия в связи с вопросом исправления богослужебных книг и некоторых церковных обрядов. Инициатором и главным борцом за нововведения стал любимец царя Алексея Михайловича патриарх Никон(1605 - 1681), быстро взлетевший на вершину власти и также быстро её лишившийся. Лидером же старообрядцев стал протопоп Аввакума (1620-1682),чья жизнь закончилась ссылкою и смертной казнью.

Опора на авторитет веры, равно как и стремление к упрощению обрядовой стороны дела в ряде старообрядческих сект (в частности, отказ от священства, непризнание ряда догматов и таинств, самокрещение, упор на личную веру) сближало идеологию раскольников с протестантизмом. По мнению историка А.П. Щапова (1831 - 1876), раскол был народно-демократическая оппозицией против преобразования России в европейское государство. В этом смысле старообрядцы выступают предшественниками славянофилов, также ратовавших за сохранение самобытности России.

Самым глубоким и наиболее широко образованным мыслителем XVII века был Юрий Крижанич (1617 - 1683), славянский ученый-энциклопедист (по происхождению – хорват), один из первых сторонников идеи «славянского единства» (панславизма). Главную роль в деле объединения славян он отводил России, однако пропаганда Крижаничем идеи единства славянского мира, увы, не встретила понимания в Москве и его сослали в Тобольск, где он прожил шестнадцать лет. Здесь он написал свои основные сочинения: «Политика», «О промысле Божием» и др. В этих трудах он подвергнул критике различные стороны жизни русского общества и выдвинул программу преобразований в Московском государстве,основанную на анализе его экономического положения и внутренней политической обстановки. Крижанич также предпринял попытку создания «общеславянского языка»(получившего название «крижаники»)и использовал его в своих книгах.

Более семи веков длилась эпоха средневековья на Руси, на протяжении этого времени был создан русский философский язык, оригинальный стиль мышления, собственное уникальное проблемное поле. Отталкиваясь от греко-византийской традиции, ассимилируя наиболее значимые идеи западноевропейской мысли, русская философская мысль к концу этого периода подготовила почву для возникновения собственной самобытной философии, осознающей свою инаковость по сравнению с другими национальными философиями.

Русская философия эпохи Просвещения.В XVIII веке наступает отрочество отечественной философии. В Россию проникает просветительская мысль Европы, зарождается отечественная наука, зачинается система светского образования, а вместе с ним из-под опеки церкви постепенно высвобождается и философия. Тем не менее, период ученичества русских мыслителей продолжается: большинство из них растолковывают согражданам не собственные, а чужие, с «европейского плеча», идеи, выступая поклонниками Вольтера, Руссо, Лейбница, Вольфа; позднее, в начале 19-го века -- Канта, Шеллинга, Гегеля.

Центральной фигурой в области науки и философии в первой половине XVIII века следует признать Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765) – выдающегося русского поэта и ученого-энциклопедиста. Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания, в частности, в области физики он развивал. Он создал русскую оду философского и высокого гражданского звучанияи стал автором первой научной грамматики русского языка.

В понимании природы позицию Ломоносова можно охарактеризовать как деистический естественнонаучный материализм.Будучи православным человеком, онпризнавал роль Бога как устроителя мироздания, как создателя законов, управляющих всеми явлениями во Вселенной, но не признавал возможность божественного вмешательства в ход естественных процессов. Ломоносов чётко проводил границу между сферами компетенции науки и религии: первая должна заниматься исследованием творения, т.е. материального мира, вторая – изучать самого Творца. Ломоносов подчеркивал: «Нерассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтыре научиться можно астрономии или химии».

Конкретизацией деизма у Ломоносова выступает «корпускулярная философия»,направленная на объяснение физических и химических явлений. В основе последних лежит закономерное движение протяжённых, непроницаемых, шарообразных частиц материи («элементов»), из которых составляются «корпускулы». Это движение подчинено естественному закону сохранения вещества и движения. Многие стихи и оды Ломоносова посвящены воспеванию природы, мудро устроенной прекрасной Вселенной[4].

Социально-политические воззрения Ломоносова также носили прогрессивный характер. Он был одновременно и сторонником европеизации России, и русским патриотом, ратовал за приобщение России к европейской цивилизации и в то же время доказывал необходимость развития русской культуры, в особенности, русского языка и русской науки.

Во второй половине XVIII века с открытием Московского университета (1755), одним из трёх факультетов которого был философский (наряду с юридическим и медицинским), преподавание и развитие философии поднимается на новый уровень: увеличивается число квалифицированных философов, совершенствуется русская философская терминология, появляются первые отечественные учебники философии.

Пожалуй, одним из важнейших завоеваний философии эпохи Просвещения следует признать появление философского плюрализма.Во второй половине XVIII века мы уже встречаем поклонников французских просветителей (вольтерьянство), масонов[5], немецких философов Г. Лейбница и Х. Вольфа (лейбницеанство и вольфианство)[6], также появляются сторонники материализма[7]. В первой четверти XIX века в Россию проникают идеи немецкой классической философии И. Канта, И.Г. Фихте и, в особенности, Ф.В. Шеллинга (Д.М. Велланский, М.Г. Павлов и др.).

Наиболее значительным мыслителем этой поры был Александр Николаевич Радищев (1749-1802), прославившийся своей бескомпромиссной борьбой с самодержавием и крепостничеством. Его центральное философское произведение -- трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», первым философско-антропологическим сочинениемв русской философии.

Главные задачи работы – исследовать вопросы о природе человека, о соотношении в нём души и тела, о перспективах обретения бессмертия. Решая все эти вопросы, Радищев исходит из постулата о существовании Бога, принятие которого и предопределяет его выводы. В первых двух частях трактата Радищев излагает аргументы материалистов, доказывающие тесную зависимость души от тела, и приходит к выводу, что со смертью тела погибнет и душа. В третьей и четвёртой частях он опровергает этот вывод и приходит к положению о бессмертии души. Основные аргументы в пользу бессмертия души следующие: во-первых, душа проста, неразделима, следовательно, не может разложиться; во-вторых, поскольку Бог предопределил целью жизни человека постоянное совершенствование, то оно не может прекратиться с физической смертью, а продлится после неё, для чего душа человека получит новую, более совершенную организацию. В целом, трактат не претендует на достижение объективной истины, а носит нравоучительный, воспитательный характер.

Эпоха Просвещения завершается, на наш взгляд, восстанием декабристов, которые в своих программных документах -- «Конституции» Н.М. Муравьёва (1795 - 1843) и особенно в «Русской правде» П.И. Пестеля (1793 - 1826) – подвели своеобразный итог под отмирающим феодализмом, выразили просветительскую идеологию в наиболее рафинированном и последовательном виде, предложили обществу реальную перспективу по превращению страны в буржуазное демократическое государство.

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Русская оригинальная философская мысль зародилась в 11 веке в связи с утверждением христианства на Руси. Первым оригинальным отечественным мыслителем следует признать митрополита Иллариона, который в своей работе «Слово о законе и благодати» поставил вопрос об исторической судьбе Руси, показал позитивное значение христианства для духовной и социальной жизни русского народа.

2. Важнейшей идеей, ставшей доминантой русского самосознания на протяжении всей истории России, стала идеологема «Москва – Третий Рим», обоснованная в 16 веке старцем Филофеем. Согласно этой идее, миссия русского народа состоит в том, чтобы быть хранителем единственно истинной православной веры.

3. Важнейшим достижением русской философии эпохи Просвещения стало возникновение светской системы образования, а именно создание Академии наук и открытие Московского университета, одним из трех факультетов которого был философский, а также появление плюрализма направлений и школ.

Учебный вопрос № 3

Философско-социологические взгляды П.Я. Чаадаева,

«славянофилов» и «западников»

(продолжительность – 20 минут)

Во второй трети XIX века отечественная философия достигает совершеннолетия, осознает себя каксамобытная, отличная от западной мысли и приступает к подлинно самостоятельной постановке и решению основных философских проблем. Основным идейным событием этого периода выступает противостояние междуславянофиламиизападниками.Основной проблемой, которую они решали с диаметрально противоположных позиций, является вопрос обисторическом пути развития России.

Лидерами славянофильского движения были Иван Васильевич Киреевский (1806 – 1856), Алексей Степанович. Хомяков (1804 – 1860), Константин Сергеевич Аксаков (1817 - 1860).Славянофилы стремились к созданию истинно православной философии, способной устранить противоречие между верой и разумом на основе переработки «европейской образованности» в духе учений восточной патристики.

Центральное место в учении славянофилов занимает идея соборности. По мнению Хомякова, её суть в гармоническом сочетании единства и свободы на основе христианской любви. И это сочетание присуще лишь православию, тогда как католичество изменяет началу свободы во имя единства, протестантство, наоборот, принижает единство, возвышая свободу. Реальным проявлением соборной жизни является крестьянская община, с помощью которой достигаются «сохранение исконного обычая, право всех на собственность поземельную и право каждого на владение, нравственная связь между людьми».

Будущее Россиивидится славянофилами в радужных тонах. Они надеются на «воскресение Древней Руси», опираясь на такие качества русского народа, как смиренность, набожность, любовь к святости, взаимопомощь. Славянофилывыступали за самобытный путь развития России, верили в великую миссию русского народа. По мнению Хомякова, Россия стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественнейшей страной, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ».

Предтечей западников следует признать Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1854), его главная заслуга – создание оригинальной историософской концепции[8]. В 1836 году в журнале «Телескоп» было опубликовано его первое «Философическое письмо», за которое он был указом императора объявлен сумасшедшим. Центральная тема письма – место России в мировой истории, оценка её вклада в европейскую цивилизацию. Общий лейтмотив этого послания к некоей «сударыне» -- глубокий скептицизм по отношению к прошлому, настоящему и будущему России. «Отшельники в мире – пишет философ, -- мы ничего ему не дали, ничего не взяли у него, не приобщили ни одной идеи к массе идей человечества…» По мнению мыслителя, Россия существует «лишь для того, чтобы преподать великий урок миру». Корень всех бед России Чаадаев видит в искаженном понимании христианства: «Хотя мы и христиане, не для нас созревали плоды христианства».

К западникам принадлежалиВиссарион Григорьевич Белниский (1811-1848), Тимофей Николаевич Грановский (1813 - 1855) Константин Дмитриевич Кавелин (1818 – 1885), но их идейным лидером был, без сомнения, Александр Иванович Герцен (1812 - 1870).

Центральной темой его размышлений был вопрос об отношениях между личностью и обществом. В дилемме индивидуализм – коллективизм симпатии независимого и свободолюбивого Герцена всецело на стороне личности. «Масса – пишет он, -- хороша только как безличная, и развитие самобытной личности составляет всю прелесть, до которой дорабатывается все свободное, талантливое, сильное».

Однако после поражения европейских революций 1848-49 гг. Герцен разочаровался во всём строе европейской жизни. Он находит, что Европа погрязла в невылазном болоте «мещанства». И тогда его взоры снова обращаются к горячо любимой России. Герцен разрабатывает оригинальную теорию русского социализма,согласно которой общинный быт русского народа и свободная от предрассудков мысль интеллигенции могут стать залогом возможности для России иного, отличного от западноевропейского, пути развития, двигаясь по которому она сможет перейти к социализму быстрее и безболезненнее западных стран.

В целом западники были убеждены в том, что Россия отстала от Запада, должна у него учиться и пройти вслед за ним тот же самый путь развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку, западные институты и ценности. Западники мало интересовались религией и имели склонность к преувеличению недостатков русской Церкви. Многие из них были сторонниками социализма в той или иной форме.

Несколько огрубляя суть спора между славянофилами и западниками, их основные идеи для наглядности можно свести в таблицу:

Таблица

СЛАВЯНОФИЛЫ ЗАПАДНИКИ
§ приверженность православной религии, рассмотрение её как единственно верной; § оценка православия как религии свободы, в которой на основе любви гармонично совмещаются интересы личности и общества; § разработка философии с опорой на традиции восточной патристики; § вера в особый исторический путь России, связанный с реализацией русским народом высокой миссии, состоящей в духовном водительстве в мире; § вера в нравственную чистоту русского крестьянства; § негативное отношение к Петру I и идеализация допетровской истории; § критика западной цивилизации за бездуховность, стяжательство, индивидуализм, ошибочную веру. § критика религии вообще и православной церкви -- в частности, вплоть до атеизма; § разработка философии с опорой на науку и учения представителей немецкой классической философии; § признание отсталости России от европейских стран и утверждение необходимости её движения по западному пути развития, усвоения достижений передовых стран Европы; § восторженное отношение к преобразованиям Петра I, «прорубившего окно» в Европу; § критическое (реалистическое) отношение к русской истории; § приверженность социалистичес-ким идеям, в частности, взглядам Сен-Симона, Прудона и др. § критика самодержавия и призывы к его ликвидации

ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. Главной проблемой русской философии первой половины 19-го века стал вопрос о путях развития России, ее исторической миссии и судьбе. Диаметрально противоположные ответы на этот вопрос давали западники во главе с Герценом, ратовавшие за европейский путь развития России, и славянофилы, представленные Киреевским и Хомяковым, выступавшие за сохранение общинного образа жизни, движение России по особому пути под водительством Православной церкви.

2. Славянофилывыступали за самобытный путь развития России, верили в великую миссию русского народа. По мнению Хомякова, Россия стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественнейшей страной, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ».

3. Западники были убеждены в том, что Россия отстала от Запада, должна у него учиться и пройти вслед за ним тот же самый путь развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку, западные институты и ценности. Западники мало интересовались религией и имели склонность к преувеличению недостатков русской Церкви. Многие из них были сторонниками социализма в той или иной форме.

4. Именно со славянофилов и западников традиционно начинают считать, что русская философия поняла свою инаковость, собственное оригинальное лицо, перестала «ходить в ученицах» у Запада и вступила на оригинальный самобытный путь развития.

Учебный вопрос № 4

Наши рекомендации