Выразительно прочитайте наизусть сонет В. Шекспира.

Билет № 12

1. Дайте определение понятию «поэма» на примере произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Поэма– крупное стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. Лиро-эпическое произведение, т.к. рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает собственные мысли, чувства, переживания. Произведение Лермонтова «Мцыри» - это романтическая поэма. Композиция поэмы своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе – строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма. Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны».

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

В поэме «Мцыри» рассказывается о трагической судьбе кавказского мальчика, плененного и увезенного русским генералом Ермоловым из родных краев. По дороге ребенок заболел и был оставлен в одном из местных монастырей. Здесь мальчик был вынужден проводить свою жизнь «вдали от солнечного света». Ребенок все время скучал по кавказским просторам, стремился обратно в горы.

Через некоторое время он как будто привык к стесненным условиям жизни в обители, выучил чужой язык и уже готовился к постригу в монахи. Однако в семнадцать лет юноша вдруг ощутил сильный душевный порыв, заставивший его внезапно покинуть монастырь и убежать в неведомые края. Он почувствовал себя свободным, к нему вернулась память детских лет. Парень вспомнил родной язык, лица некогда близких ему людей.

Опьяненный свежим воздухом и детскими воспоминаниями, юноша провел на воле три дня. За этот короткий срок он увидел все, чего лишила его неволя. Парень любовался картинами грузинской могучей природы, красивой девушкой, грациозно наполняющей кувшин водой. Он одолел в смертельной схватке барса и постиг степень собственной силы и ловкости. За три дня юноша прожил целую жизнь, наполненную яркими эмоциями и ощущениями. Найденный совершенно случайно в окрестностях монастыря без памяти, парень отказался принимать пищу, потому что понял, что прежнюю жизнь в неволе он продолжать не сможет.

Путь к мятежному сердцу Мцыри нашел только старый монах, который его крестил. Исповедуя юношу, старец узнал о том, что увидел и почувствовал парень за три дня своего неудавшегося побега.

2. Роль художественной детали в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».

Любая художественная деталь помогает раскрыть идейный смысл произведения. Пример - контрастное сопоставление цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа) , контрастное сопоставление звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй части) . Улыбка полковника - благопристойный гражданин, заботливый отец. И как не приятен этот человек Ивану Васильевичу во второй части рассказа.

Писатель обращается к резко социальному конфликту, который выражен и на уровне контрастной композиции (бал — наказание). Положительные в первой части рассказа детали (красивое лицо, статная фигура полковника, усы как у Николая I, обаятельная улыбка) становятся отрицательными во второй части. Красота полковника вызывает у Ивана Васильевича, наблюдающего наказание, отвращение (оттопыренная губа, надутые щеки полковника). Писатель прибегает к приему контрастного сопоставления цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа), а также контрастного сопоставления звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй

В рассказе "После бала" Толстой поднимает важную проблему: "Что влияет на становление личности человека: среда или случай? ". Он решает её, рассказывая о двух моментах жизни Ивана Васильевича, главного героя произведения: его любви к девушке Вареньке, счастливейшем балу в его жизни и сцене экзекуции, свидетелем которой он стал на следующее утро.
Толстой делает акцент именно на эпизод утра, и это не случайно. В небольшой сцене наказания, занимающей всего лишь четверть рассказа, и раскрывается основная мысль, авторская позиция. Поэтому Толстой называет свой рассказ "После бала".

Выразительно прочитайте наизусть сонет В. Шекспира.

Билет № 13

1. Раскройте понятие «тема лирического произведения». В чем особенность раскрытия темы Родины в стихотворении А.А. Блока «Россия»?

Лирика - это такой род литературы, который открывает внутренний мир автора и в котором важен не объект, а его состояние и процесс речевого общения.

Центральный персонаж лирического произведения - сам автор и его переживания. В лирике поднимаются вечные темы любви, смерти, красоты, смысла жизни. Изображение внешнего мира служит для самовыражения героя, когда отсутствует прямо выраженное "я" автора.

Тема произведения— то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения. Темы лирического произведения:

Тема любви (любовная лирика) Поэтические произведения о проблеме люб­ви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства А.С. Пушкин «Я вас любил...», «Храни меня, мой талисман...»  
Тема природы (пейзажная лирика)   Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы С.А. Есенин «Береза», «Топи да болота»
Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика) Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества Пушкин «Пророк»
Тема поисков жизненного Смысла (философская лирика) Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти Ф.И. Тютчев «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...»
Тема свободы (вольнолюбивая лирика) Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности А.С. Пушкин ода «Вольность», «Деревня»
Тема дружбы Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение А.С. Пушкин «К портрету Жу­ковского», «К портрету Вяземского»
Тема одиночества Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми М.Ю. Лермонтов «Парус», «Выхожу один я на дорогу...»
Тема родины (патриотическая лирика) Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества С.А. Есенин «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный»
Тема народа Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа Н.А. Некрасов «Железная доро­га», «Размышления у парадного подъезда»

Одним из самых известных стихотворений цикла «Родина» является стихотворение «Россия» (1908). В нем слиты воедино чувство любви к родине и вера в ее будущее возрождение. Стихотворение начинается с образа дороги: Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи… Для раскрытия образа Родины очень важна антитеза «спицы расписные» «расхлябанные колеи». Россия - страна, где невероятное богатство соседствует со страшной нищетой: Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви! Автору дорога именно деревенская, народная родина с ее простором, широтой и… нищетой. Русские «песни ветровые» поэт сравнивает со «слезами первыми любви». Это означает, что чувство любви к России насквозь пропитало душу поэта.
Хоть и тяжела доля родины, но автор не жалеет свою родную страну: Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойничью красу!

Лирический герой видит все, что происходит с его горячо любимой Россией. Он мучается от осознания бед и несчастий, которыми наполнена судьба его страны. Но герой с готовностью несет свой крест. Он чувствует себя насквозь русским человеком и не собирается отступать от судьбы своей родины. Особенность: образу родины автор придает черты национального женского характера: «плат узорный до бровей», женщина с затуманенным заботой лицом, красавица, отдавшая чародею «свою разбойничью красу».
Последняя строфа состоит из шести строк, потому что она самая главная. Именно здесь автор выражает свою основную мысль: несмотря ни на что, Россия – удивительная страна, где «невозможное возможно». Блок поэтизирует даже страдания простого крестьянского народа. Долгая дорога пролетает для него незаметно, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика!..»

2. Преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях

А.С. Пушкина («Во глубине сибирских руд…»)

Значительное место в творчестве Пушкина занимает тема дружбы. Это стихотворения, посвященные друзьям-лицеистам и друзьям-декабристам. Он и сам был наделен даром дружбы. Круг его друзей был широк и разнообразен. Особое место в пушкинской «дружеской лирике» занимают стихотворения, вдохновленные стремлением поэта поддержать товарищей в час тяжелых испытаний. Это стихотворения, посвященные Ивану Пущину «Мой первый друг…», посетившему опального поэта в Михайловском незадолго до мятежа на Сенатской площади и стихотворение, обращенное ко всем сосланным в Сибирь декабристам. Душевная щедрость и гражданская позиция автора – в основе этих произведений. Желая вселить бодрость в сердца друзей-декабристов, Пушкин призывает их хранить «гордое терпенье», уверяет, что борьба велась не напрасно, труд их «не пропал даром». Автор верит, что «придет желанная пора» и их дружеский союз вновь соединится

Прочитать наизусть стихотворение «Во глубине сибирских руд…»

Наши рекомендации