Введение
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ
Учебное пособие
Новосибирск
УДК 1(082) + 1(075.8)
Ответственный редактор:
Доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии СГУПС Мартишина Наталья Ивановна
Рецензенты:
Кафедра философии и истории ФГОБУ ВПО СибГУТИ.
Доктор философских наук, профессор кафедры философии НГАСУ Сабиров Владимир Шакирович
Составитель: Акишина Е.О.
Хрестоматия по философии: Учебное пособие: тексты по философии, методическое обеспечение и обоснование, контрольные задания. – Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2012.
В учебном пособии представлены основные разделы философии, способы постановки и решения философских проблем. Тексты и отрывки из произведений философов разных эпох позволяют получить представление о наиболее интересных и актуальных вопросах и темах философских рассуждений. Тестовые задания расширяют знания о многообразии путей философского творчества, закрепляют усвоение материала касающегося многообразия философских идей, учений, школ и направлений. В учебном пособии приводится также краткий словарь наиболее важных философских терминов и понятий.
Оглавление
Предисловие…………………………………………………………….5
Введение…………………………………………………………….......6
Раздел 1. Метафилософия........………………………………………..7
Тема: «Предмет и функции философии»………………………………7
Бертран Рассел о ценности философии………………………………8
Юшкевич Павел Соломонович о сущности философии.......................12
Тема: «Основной вопрос философии»………………………………..16
Фридрих Энгельс об основном вопросе философии………………….16
Раздел 2. История философии………………………………………..19
Тема: «Философия Древнего Китая»………………………………….20
Лао цзы о дао и дэ……………………………………………………….20
Конфуций о «благородном муже»...........................................................23
Тема: «Философия Древней Греции»……………………………………25
Разговор Сократа с софистом Антифонтом…………………………26
Платон: аллегория пещеры………………………………………………28
Тема: «Философия средних веков»………………………………………30
Аврелий Августин о времени и вечности…………………………………31
Тема: «Философия Нового времени»……………………………………..32
Фрэнсис Бэкон «идолах» познания и борьбе с ними……………………..33
Раздел 3. Онтология………………………………………………………..36
А.И.Введенский об истинном и кажущемся бытии………………………37
Раздел 4. Гносеология………………………………………………………41
Тема: «Проблема научного метода»………………………………………..42
Рене Декарт об истинном методе…………………………………………42
Пол Фейерабенд о методологическом анархизме в науке…………………46
Тема: «Специфика научного познания»……………………….……………48
Карл Поппер о фальсифицируемости теории как критерии научности...48
Раздел 5. Социальная философия………………………………………….52
Тема: «Проблема социального прогресса»…………………………………..53
Кант об идее мировой истории………………………………………………53
Карл Маркс об экономическом прогрессе……………………………………55
Карл Поппер против историцизма…………………………………………..57
Ю. Бохеньский о ложности идеи прогресса…………………………………60
Раздел 6. Философская антропология………………………………………62
Тема: «Сущность человека»……………………………………………………63
Карл Маркс о родовой сущности человека и об отчужденном труде……..63
Фридрих Ницше о трех превращениях человеческого духа…………………68
Семен Франк о творческой природе человека………………………………..70
Тема: «Проблема человеческой свободы»…………………………………….74
Эпиктет о человеческой свободе………………………………………………74
Жан – Поль Сартр о свободе и ответственности человека…………………76
Тестовые задания по философии……………………………………………..81
Краткий философский словарь………………………………………………109
Библиографический список источников……………………………………125
Основные источники…………………………………………………………….125
Дополнительные источники…………………………………………………….126
Предисловие.
Настоящее учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей очного и заочного отделений, а также всех интересующихся философией. Пособие состоит из предисловия, введения, шести глав, девяти вариантов тестовых заданий по философии, краткого философского словаря, библиографического списка основных и дополнительных источников. Шесть глав соответствуют основным разделам философии: метафилософия, история философии, онтология, гносеология, социальная философия и философская антропология. Каждая из глав содержит краткую характеристику раздела, одну или несколько из наиболее интересных тем, проблем данного раздела; варианты решения философских вопросов, представлены в текстах философов разных школ, направлений, эпох. Не претендуя на охват всех философских вопросов, проблем, исследование всего многообразия идей и типов философствования, пособие все же позволяет составить представление о многогранности, многомерности, сложности философских вопросов и их решений. При работе с философскими текстами рекомендуется: прочитав фрагмент текста выделить главные идеи автора, сформулировать их, найти и представить в виде развернутых суждений аргументы в защиту основных идей, сделать обобщение по проблеме, осмысляемой в тексте, связать её с разделом философского знания. Кроме того, при сопоставлении альтернативных вариантов решения одной и той же проблемы нужно проследить аргументацию того или иного автора, выявить основания и причины разных подходов к проблеме. При выполнении тестовых заданий необходимо будет использовать дополнительную информацию по истории и теории философии (см. список основных библиографических источников). Краткий философский словарь позволит лучше ориентироваться в философской терминологии, позволит тем, кто только начал изучать философию с большей уверенностью приступить к чтению философских текстов.
Введение.
Философия – одна из важнейших форм духовной деятельности человека и общества. Она решает коренные мировоззренческие вопросы, вырабатывает целостный взгляд человека на мир и свое место в этом мире. Философия является квинтэссенцией духовной культуры общества. Теоретико-понятийное мышление объединяет философию и науку. Философия, обобщая достижения научного познания и всего духовно-нравственного, художественно-эстетического опыта человечества, формирует общую картину мира, стиль мышления и ценностные ориентации человека.
Важнейшим исходным компонентом философии является онтология – учение о бытии, основных формах сущего: материи и сознания. Вопрос о соотношении мышления и бытия, основной вопрос философии, имеет и гносеологическую значимость. Гносеология (теория познания) решает вопрос о соответствии бытия мыслимого, т.е. наших знаний, действительности, тому, что существует независимо от нашего сознания. Проблема истины – это, в частности, проблема возможности получения знания соответствующего действительности, а также проблема средств и методов достижения истинного знания.
Среди многих проблем философии большое значение имеет исследование общества. Проблема общественного прогресса, его критериев имеет не только и не столько отвлеченно-теоретическую значимость, но является актуальной и важной для каждого человека, поскольку вопрос о возможности создания более справедливого общества, воспитания гуманного человека, имеет значение здесь и сейчас, а не в некоем отдаленном будущем. Центральной темой философии, отправной точкой любого мировоззрения является философия человека – философская антропология. Очевидно, что социальная философия и философская антропология тесно взаимосвязаны, поскольку общественная жизнь осуществляется в деятельности конкретных людей.
Данная книга акцентирует внимание на этих важнейших вопросах, показывает возможные варианты их решения.