Дидактическая поэзия как жанр от Гесиода до Лукреция
Дидактический (в лит.) – излагающий в форме художественного произведения какие-нибудь сведения или наставления. Дидактическая поэма.
Лукреций Тит Кар (98-55). Автор замечательной поэмы «О природе» - философского трактата, в котором отражена точка зрения поэта на жизнь, на мир в соответствии с взглядами эпикурейцев. Незаконченная дидактическая поэма. Стихотворная форма, которую самому автору приходится оправдывать потребностями популяризации. Выступает как просветитель. Сухое философское содержание эпикурейской физики. Поэма составлена гекзаметром, состоит из 5-6 книг, у каждой свое вступление.
Энний Квинт (239-169). Исторический эпос «Анналы», охватывающий в 18 книгах всю историю Рима. Энний – творец латинского гекзаметра. Энний резко критикует своих предшественников, первых римских поэтов, за грубость формы, недостаточное внимание к стилистической обработке, за необразованность; философии никто из них "даже во сне не видел". Программа Энния - ввести в римскую литературу принципы греческой формы и греческое идейное содержание, перестроить ее на основе греческой поэтики, реторики и философии. Ощущая себя реформатором, он работает, подобно Ливию Андронику и Невию, в различных областях и обогащает римскую литературу новыми жанрами.
Энний хочет дать поэму гомеровского стиля, стать вторым, римским Гомером. Энний не мог не отдавать себе отчета в том, что его "Анналы", последовательно излагающие события римской истории, глубоко отличны от гомеровского эпоса. "Гомеризм" Энния имеет прежде всего формальный характер и состоит в воспроизведении стиховой формы и отдельных стилистических и повествовательных приемов древнегреческих поэм, в введении гомеровского колорита, как он понимался эллинистическими комментаторами Гомера. Важнейшим шагом в этом направлении был отказ от установившегося в римской эпической традиции сатурнова стиха и обращение к стихотворному размеру гомеровских поэм. Энний - творец латинского гексаметра, ставшего отныне обязательной стиховой фо"рмой римского эпоса. Усвоение гексаметра латинскому стихосложению требовало большого стихового мастерства; Энний успешно справился с этой задачей. Он создает, далее, для эпоса торжественно архаический стиль с использованием гомеровских формул, эпитетов, сравнений, но не пренебрегает и традиционным римским приемом звуковых повторов (стр. 284). Этот стиль Энния также наложил свой отпечаток на последующее развитие римского эпоса, вплоть до "Энеиды".
Энний знакомит римлян с этическими и натурфилософскими системами западно-греческих мыслителей, дает рационалистические объяснения народной религии в дидактической поэме "Эпихарм", переводит "Священную запись" Эвгемера. Привлекали Энния также и легкие жанры развлекательно-дидактического характера; к этой категории принадлежал, например, его сборник под. заглавием "Сатуры" ("Смесь"), собрание мелких стихотворений на разные темы, басен, анекдотов, диалогических сценок, в которых дидактика переплеталась с занимательностью изложения, а в иных случаях приобретала личную полемическую заостренность. Термин "сатура" (будущая "сатира") при своем первом появлении в литературе еще не имел того значения, которое ему было придано впоследствии.
Первый ионийский философ Фалес (начало VI в.), учивший, что "вода - начало всех вещей", не оставил письменных произведений, но уже его ученик Анаксимандр, составитель первой географической карты, изложил свою философскую теорию письменно и притом в прозе. В прозе писали и последующие философы - ионийцы Анаксимен и Гераклит. Прозаическая форма философского трактата была новшеством, которое не сразу привилось повсеместно. Философская школа "элеатов", возникшая в греческих колониях Италии и Сицилии, первое время еще пользовалась старинной формой дидактической поэмы в гекзаметре (Ксенофан, Парменид, по примеру элеатов - Эмпедокл; Ксенофан пользовался также и формой элегии), но впоследствии и она перешла к прозаическому изложению. Наряду с философскими трактатами, в прозе стали появляться и научные произведения по математике, астрономии, медицине, географии.
В "законе" греческая мысль начинает усматривать основу общества. "Закон - царь", - говорит впоследствии поэт Пиндар. Первая обязанность гражданина - повиновение законам полиса. Соответственно меняется и идеал "доблести" (arete), содержащий в себе всю сумму граждански ценных качеств, физических. и моральных. На обладание этими качествами претендует прежде всего аристократия, обосновывающая ими свои традиционные права. Аристократическая "доблесть" рассматривается как переходящая по наследству и поддерживается системой воспитания, основанного на гимнастической тренировке и "мусическом" образовании, т. е. усвоении дидактической поэзии аристократии и ее сказаний об "образцовых" поступках мифологических героев.
Сам Гесиод был мелким землевладельцем и вместе с тем рапсодом. Как рапсод, он, вероятно, исполнял и героические песни, но его собственное творчество относится к области дидактического (наставительного) эпоса. В эпоху ломки старинных общественных отношений Гесиод выступает как поэт крестьянского труда, учитель жизни, моралист и систематизатор мифологических преданий.
От Гесиода сохранились две поэмы: "Теогония" (Происхождение богов) и "Работы и дни". Во вступлении к "Теогонии" Гесиод рисует свое поэтическое "посвящение".
Гесиод, таким образом, не безличный эпический певец; он чувствует себя носителем и учителем истины, которую он противопоставляет ложным песнопениям других певцов, введенных в заблуждение Музами. В "Работах и днях" он ставит себе ту же задачу - "говорить правду". Поэмы Гесиода представляют собой попытку систематического осмысления мира и жизни с позиций свободного земледельца, обрабатывающего в упорном труде свой небольшой участок и притесняемого "царями-дароядцами", насильничающими и творящими неправый суд. Средства осмысления мира у Гесиода еще чисто фольклорные - мифы, притчи, поговорки, правила народной мудрости, но систематизация этого материала продиктована уже потребностью в выработке сознательного миросозерцания, противопоставленного идеалам родовой знати, и стремлением углубить нравственные понятия.
В этом отношении особенно показательна поэма "Работы и дни". Она написана в форме "увещания", обращенного к брату поэта Персу, который вел с Гесиодом тяжбу о наследстве, выиграл ее с помощью "царей-дароядцев" и затем, обеднев, имел намерение завести новую тяжбу. Такие "увещания" с мотивирующими их надобность повествовательными моментами хорошо известны нам из литератур древнего Востока (например из египетской литературы).
Деятельность Гесиода, как систематизатора мифологии, проникнута теми же тенденциями, что "Работы и дни". Гесиод не стремится ни к каким реформам в области религиозных и мифологических представлений, он старается упорядочить, закрепить традиционные взгляды на божественный миропорядок, выдвигая на первый план нравственные моменты, отложившиеся в народных преданиях. Однако самое подчеркивание нравственных проблем и стремление к систематическому осмыслению мира свидетельствуют уже о начинающейся ломке традиционного миросозерцания, об идеологическом сдвиге, происходившем в период распада родового общества.
Гесиод нашел ряд последователей и продолжателей в области как "каталогического", так и чисто "наставительного" эпоса, и его дидактика является предшественницей наставительной лирики и философской поэзии VII - VI вв.
22. Отражение распада родовой общины и формирование нравственных норм в поэме Гесиода «Работы и дни».
Гесиод был мелким землевладельцем и вместе с тем рапсодом. Как рапсод, он, вероятно, исполнял и героические песни, но его собственное творчество относится к области дидактического (наставительного) эпоса. В эпоху ломки старинных общественных отношений Гесиод выступает как поэт крестьянского труда, учитель жизни, моралист и систематизатор мифологических преданий.
От Гесиода сохранились две поэмы: "Теогония" (Происхождение богов) и "Работы и дни". Во вступлении к "Теогонии" Гесиод рисует свое поэтическое "посвящение".
Гесиод, таким образом, не безличный эпический певец; он чувствует себя носителем и учителем истины, которую он противопоставляет ложным песнопениям других певцов, введенных в заблуждение Музами. В "Работах и днях" он ставит себе ту же задачу - "говорить правду". Поэмы Гесиода представляют собой попытку систематического осмысления мира и жизни с позиций свободного земледельца, обрабатывающего в упорном труде свой небольшой участок и притесняемого "царями-дароядцами", насильничающими и творящими неправый суд. Средства осмысления мира у Гесиода еще чисто фольклорные - мифы, притчи, поговорки, правила народной мудрости, но систематизация этого материала продиктована уже потребностью в выработке сознательного миросозерцания, противопоставленного идеалам родовой знати, и стремлением углубить нравственные понятия.
В этом отношении особенно показательна поэма "Работы и дни". Она написана в форме "увещания", обращенного к брату поэта Персу, который вел с Гесиодом тяжбу о наследстве, выиграл ее с помощью "царей-дароядцев" и затем, обеднев, имел намерение завести новую тяжбу. Такие "увещания" с мотивирующими их надобность повествовательными моментами хорошо известны нам из литератур древнего Востока (например из египетской литературы).
Деятельность Гесиода, как систематизатора мифологии, проникнута теми же тенденциями, что "Работы и дни". Гесиод не стремится ни к каким реформам в области религиозных и мифологических представлений, он старается упорядочить, закрепить традиционные взгляды на божественный миропорядок, выдвигая на первый план нравственные моменты, отложившиеся в народных преданиях. Однако самое подчеркивание нравственных проблем и стремление к систематическому осмыслению мира свидетельствуют уже о начинающейся ломке традиционного миросозерцания, об идеологическом сдвиге, происходившем в период распада родового общества.
Гесиод нашел ряд последователей и продолжателей в области как "каталогического", так и чисто "наставительного" эпоса, и его дидактика является предшественницей наставительной лирики и философской поэзии VII - VI вв.
+ прочитать «Работы и дни»