Итак, "начало Вселенной - атомы и пустота, все же остальное «существует лишь во мнении» (Демокрит)
Атомы различаются по форме, по положению и по тяжести (идея Эпикура).
Благодаря сочетанию атомов образуются тела и телесно-вещественные состояния, в том числе галактические скопления и разнообразные «миры».
Благодаря пустоте создаются некие бытийные"места", позволяющие размещаться «телам» и «мирам». Пустота - синоним небытия, в ней нет ни «верха, ни низа, ни того, что впереди, ни того, что позади». Бытийная миссия пустоты состоит в том, чтобы способствовать взаимодействиям и сцеплениям атомов друг с другом.
Следует различать атомы и тела.Первые бескачественны, вторые – качественны. Атом - абсолютно неделим и беспустотен. Тела же, состоящие из атомов, лишь "уплотняют пустоту", но все-таки дробимы и разлагаемы.
В атомистике было впервые постулировано представление о материи не только как о субстрате («материале», )но и как о СУБСТАНЦИИ, т.е. п о д в и ж н о й «ПЕРВОСУЩНОСТИ всего», наделенной внутренней активностью "причинять себе" собственные состояния, способной к САМОДВИЖЕНИЮ.
Категория "СУБСТАНЦИИ" в ее как бесконечного самодвижущегося и саморазвивающегося Начала, применима прежде всего к "миру в целом".
Понятие же "субстрата", напротив, можно "прикладыватъ" к каждому отдельному материальному образованию.
Субстанциональное понимание материи мировоззренчески философичнее. Оно включает в себя два основополагающих момента: идею "материального носителя" и представление о "самообусловленности" развития материи в качестве «Причины самой себя».
Однако субстанциональная трактовка материи очень часто подменялась в материалистической традиции"онаученным атомизмом",толковавшем материю как механическое сочетание неделимых, непроницаемых и обладающих неизменной «массой» атомов. Это было во многом обусловлено стремлением значительной части философов доказать "научность" философского знания, в силу чего и происходилаподмена философского (мировоззренчески «предельного», "всеобщего" и "изначального")понятия материи ее естественнонаучными «двойниками», с их тяготением мыслить мир «вещно», а не философски "запредельно" и умозрительно.
Г/ Материя как объективная реальность.
На рубеже Х1Х-ХХ столетий в физике были сделаны ряд открытий, которые радикально изменили прежние механистичные («научные») представления о материи.
Были открыты рентгеновские лучи, доказано наличие электрона в атоме, сформулирован в рамках специальной теории относительности закон соотношения массы и энергии / е=мс/, вследствии которыхвыяснилось, что атом делим, проницаем и не обладает "массой покоя"при разгоне его до скоростей близких к скорости света.Тем самымбыло опровергнуто представление о том, что атом является базовым строительным материалом мироздания, а механическая масса, непроницаемость и неделимость есть абсолютные свойства материи.
Обнаружив ограниченность прежних воззрений на материю, многие ученые и, примкнувшие к ним философы, сделали из этого катастрофический мировоззренческий вывод об "исчезновении материи и материализма".
Но был предложен и диаметрально иной путь выхода из данного кризиса.
В частности, В. И Ленин дал новое определение материи, основав его на мировоззренческих коллизиях основного вопроса философии о соотношении бытия и мышления, субъективного и объективного, материального и идеального.
Это позволило корректно разграничить собственно философские и естественнона-учные концепции материи, развести между собой ПРОБЛЕМУ СУБСТАНЦИОНАЛЬНОЙ «ПЕРВОПРИЧИНЫ» ВСЕГО СУЩЕСТВУЮЩЕГО и вопрос О СУБСТРАТНЫХ ПЕРВО-ОСНОВАНИЯХ ЕДИНСТВА ФИЗИЧЕСКОГО МИРА.
Ленинское определение материи звучит следующим образом:
"МАТЕРИЯ – это ф и л о с о ф с к а я категория, для обозначения объективной реаль-ности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".
Присмотримся к мировоззренческим и методологическим особенностям данного взгляда на материю. Прежде всего симптоматично то, что Ленин аттестует "материю " как «философскую категорию», тем самым призывая не смешивать "материю философов" и пред-ставления о материи /"материальном составе"/ в сферах научного познания.
Далее. Единственное «свойство», с которым Ленин связывает свое определение материи, есть характеристика ее как "объективной реальности». Ленин принципиально при этом не уточняет, какие конкретно свойства «свойственны» материи в качестве Субстанциональной Первопричины всего существующего.
Являясь обьективной реальностью, она существует "до", "вне" и "независимо" от сознания, в любых его философских разновидностях /будь-то "индивидуальное", "общественное" или «божественное» сознание /.
Это обстоятельство,
во-первых, воспроизводит философско-мировоззренческую альтернативу "материализма" и "идеализма", решая ее в пользу первого из названных умонастроений,
А, во-вторых, делает ленинское определение философски неуязвимым для последующих корректировок, со стороны научного Разума, ибо, чтобы ни было впредь открыто учеными в объективной действительности (новые микрочастицы, поля или астрофизико-биохимические "состояния"), все это будет лишь дополнять и конкретизировать ("физикализировать" ) исходную категорию "объективной реальности".
Иначе говоря, ленинское определение предостерегает ученых от попыток искать абсолютные и неизменные "субстратные первосущности" бытия, ориентирует на осмысление факта качественной и количественной неисчерпаемости мира и его познания.
Еще одним фундаментальным аспектом ленинской интерпретации материи как объективной реальности, является мировоззренческая актуализация проблемы"реальности "и бытийных вариантов ее осуществления. Выясняется, что наряду с «Объективной», существующей «ДО Сознания» и «материальной» по своей природе реальностью, можно выделить также «Субъективную реальность», идеально полагаемых сознанием ценностно-смысловых измерений бытия и «Субъективно-Объективную онтологию культурных предметностей», которые представляют собой социально-историческое и предметно-практическое «воплощение» Идеального в Материальном, форму опредмеченного существования субъективных замыслов и проектов в «материале» природных и социальных закономерностей. Материя мыслится существующей не "сама по себе", а в «отдельном» и посредством "отдельного", что подчеркивает бытийную взаимосвязь «общего», «особенного» и «единичного» в диалектическом самообнаружении материей своих внутренних возможностей.
ВОПРОС 2. Представления о движении в истории философии.
В истории философии понятие "движения" претерпело известную смысловую эволюцию, в процессе которой были мировоззренчески опробованы весьма разнообразные подходы к его истолкованию. Можно выделить некоторые "сквозные" для философского мышления взгляды на движение, как на характеристику бытия.
1. Субстанциональное и атрибутивное понимания движения
Ряд мыслителей идеалистической ориентации рассматривали движение как некую само-стоятельную "сущность", существующую в виде "дематериализованной энергии" и порож-дающую различные бытийные состоянии в качестве собственных "флуктуационных возму-щений".
Более традиционной версией идеалистической интерпретации движения было увязы-вание его с определенной "первосущностью", способом самореализации кото-рой движение и обьявлялось.
При этом сама Абсолютная Первосущность мыслилась или как некий "перводвигатель"); или как «чистый акт творческой активности вечного первоначала, характеризующий его как "актуальную бесконечность" бесконечной активности и бытийной полноты осуществления всех своих абсолютных возможностей.
В контексте материалистических представлений движение рассматривалось как "способ существования материи", ее неотъемлемое, коренное, фундаменталь-ное С В О Й С Т В О ("атрибут"). В этой связи движение также наделялось характеристи-ками вечности, несотворимости и неуничтожимости. Провозглашая мировоззренческий тезис о том, что «Первым и самым важным из прирожденных свойств материи является движение" (марксизм), материалисты, трактовали его в качестве фактора, обусловливающего внутреннюю самоактивность /"жизненность" / материи. "Сказать ли: мир есть материальное движение, или: мир есть движущаяся мате-рия, от этого дело не изменится" /В.И.Ленин/. Материя предстает в качестве вечного становления и качественных перевоплощении объектов, событий, вещей и явлений, бытийно "завязанных" между собой посредством «материального единства мира».
Таким образом, движение либо рассматривалось как механизм самоосуществления тем или иным Абсолютным Первоначалом /"материей", "Богом", "Мировым Разумом”, «чис-тым сознанием», «мировой Волей»и т.п.) своих внутренних возможностей к «самоопреде-лению через существование» в Другом (своем Ином), либо мыслилось как «субстанция» всего.
Движение и покой.
Проблема источника /само/движения и ее экзистенциальные следствия».
Диалектической противоположностью "движения" в большинстве философских пост-роений объявлялся "покой". Движение и покой сопоставлялись при этом в ценностно-целевой перспективе вопрошания о том, какое из данных состояний бытия
А) «первично во времени
Б) приоритетно для Вечности».
Предлагались следующие решения данной проблемы:
а/ Покой абсолютен, а движение относительно.
Покой есть "сущность" самого Абсолютного Первоначала, его "исходное" и "конечное" существование-в-себе-и-для-себя, ценностная доминанта его " бытийного бес-покойства" на этапах существования во "временности" Другого ("материи", "сотворенного мира", природного инобытия Мирового Разума и т.п.).
Покой, таким образом, синонимичен Вечности сущностного единства и постоянства Абсолютного ПервоНачала . Он свидетельство того, что 'Единое едино" как само по себе, так и "во многом", а "многое", напротив, находится в движении, преходяще и конечно во времени. «Движение» же лишь кажется «абсолютным» при взгляде на него "из временности", из суеты бытийных "видимостей", со стороны человеческой "заброшенности в существование"
Высшей целью и смыслом бытия всего существующего является воссоединение с извечной полнотой изначального первосущностного Покоя.
б/ Движение абсолютно, а покой относителен.
Движению принадлежит первенство не только "во времени", но и "в Веч-ности", ибо все новое порождается /"возобновляется"/ в результате "вечной активности" как самого "абсолютно активного первоначала", так и активирующих факторов противо-речий мироздания и многообразных "практик человеческих инициатив"( реформ, революций, освободительных движений, научно-технического прогресса и т.д.).
Покой же только фиксирует и закрепляет результаты самодвижения. Он есть условие "качественной определенности" и «временной» самотождественности всего существующего в его извечных диалектических устремлениях к саморазвитию.