Прагматизм считает истиной
а) общезначимые коллективные представления.
б) соответствие знаний об объекте самому объекту.
в) очевидные и достоверные факты.
г) знание, ведущее к успешному действию.
Оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований называется
а) знанием;
б) верой;
в) обманом;
г) восприятием.
Теория истины, рассматривающая истину как результат соглашения, называется
а) корреспондентской.
б) прагматистской.
в) когерентной.
г) конвенционалистской.
Открытие научной рациональности произошло
а) в культуре Древней Греции.
б) в культуре Древнего Рима.
в) в средневековой Европе.
г) в эпоху Нового времени.
62. Направление в гуманитарном знании, связанное с выявлением устойчивой совокупности отношений внутри системы, признающее методологический примат отношений над элементами и примат синхронии над диахронией, – это
а) синхрония.
б) герменевтика.
в) структурализм.
г) диахрония.
Вера, как особое состояние сознания,
а) опирается на рациональные доказательства.
б) связана с ценностным отношением к предмету веры.
в) предлагает эмпирическое обоснование.
г) противоречит житейскому опыту.
Согласно Х.-Г. Гадамеру, предметом понимания является
а) смысл.
б) текст. в) «суть дела».
г) контекст.
65. Герменевтика – это
а) одна из основных логических форм
б) синоним понятия «экзегетика»
в) искусство толкования текстов
г) специальные методы, используемые в процессе открытия нового, при решении проблем в условиях неопределенности
Раздел 7: Философская природа ценностей и их роль в гуманитарном познании.
Источник целеполагающей активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания есть
а) субъект познания.
б) труд.
в) ноумен.
г) Бог.
Разделение наук на номотетические и идиографические предложил
а) К. Поппер.
б) М. Вебер.
г) Г. Риккерт.
д) В. Виндельбанд.
68. Разделение наук на «науки о природе» и «науки о духе» предложил
а) К. Поппер
б) М. Вебер
в) В. Дильтей
г) И. Лакатос
69. Для какого этапа развития науки характерно включение ценностей в содержание научного знания?
а) для классического.
б) для неклассического.
в) для постнеклассического.
70. Центральная проблема философии И. Канта – это
а) исследование предельных основ бытия анализ саморазвития абсолютной идеи.
б) нахождение всеобщих и необходимых оснований познания, а также гуманистических ценностей.
в) исследование движущих сил развития истории.
71. Подход, в рамках которого культура рассматривается как специфически человеческий способ бытия, – это
а) деятельностный.
б) аксиологический.
в) семиотический.
г) социологический.
72. Подход, в рамках которого культура рассматривается как совокупность знаков и знаковых систем, – это подход
а) аксиологический.
б) деятельностный.
в) социологический.
г) семиотический.
73. Подход, в рамках которого культура рассматривается как совокупность ценностей, – это подход
а) социологический.
б) деятельностный.
в) семиотический.
г) аксиологический.
74. Подход, в рамках которого культура рассматривается как социальный институт, который придает обществу системное качество внеприродного порядка, – это подход
а) деятельностный.
б) социологический.
в) семиотический
г) аксиологический
Раздел 8: Проблема познающего субъекта в гуманитарном знании.
Субъект познания в современной науке — это
а) абстрактный индивид.
б) реальный ученый или философ.
в) технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.).
г) научное сообщество.
Социально обусловленная система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения, называется
а) языком;
б) речью;
в) теорией;
г) интерпретацией.