Прагматизм считает истиной

а) общезначимые коллективные представления.

б) соответствие знаний об объекте самому объекту.

в) очевидные и достоверные факты.

г) знание, ведущее к успешному действию.

Оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований называется

а) знанием;

б) верой;

в) обманом;

г) восприятием.

Теория истины, рассматривающая истину как результат соглашения, называется

а) корреспондентской.

б) прагматистской.

в) когерентной.

г) конвенционалистской.

Открытие научной рациональности произошло

а) в культуре Древней Греции.

б) в культуре Древнего Рима.

в) в средневековой Европе.

г) в эпоху Нового времени.

62. Направление в гуманитарном знании, связанное с выявлением устойчивой совокупности отношений внутри системы, признающее методологический примат отношений над элементами и примат синхронии над диахронией, – это

а) синхрония.

б) герменевтика.

в) структурализм.

г) диахрония.

Вера, как особое состояние сознания,

а) опирается на рациональные доказательства.

б) связана с ценностным отношением к предмету веры.

в) предлагает эмпирическое обоснование.

г) противоречит житейскому опыту.

Согласно Х.-Г. Гадамеру, предметом понимания является

а) смысл.

б) текст. в) «суть дела».

г) контекст.

65. Герменевтика – это

а) одна из основных логических форм

б) синоним понятия «экзегетика»

в) искусство толкования текстов

г) специальные методы, используемые в процессе открытия нового, при решении проблем в условиях неопределенности

Раздел 7: Философская природа ценностей и их роль в гуманитарном познании.

Источник целеполагающей активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания есть

а) субъект познания.

б) труд.

в) ноумен.

г) Бог.

Разделение наук на номотетические и идиографические предложил

а) К. Поппер.

б) М. Вебер.

г) Г. Риккерт.

д) В. Виндельбанд.

68. Разделение наук на «науки о природе» и «науки о духе» предложил

а) К. Поппер

б) М. Вебер

в) В. Дильтей

г) И. Лакатос

69. Для какого этапа развития науки характерно включение ценностей в содержание научного знания?

а) для классического.

б) для неклассического.

в) для постнеклассического.

70. Центральная проблема философии И. Канта – это

а) исследование предельных основ бытия анализ саморазвития абсолютной идеи.

б) нахождение всеобщих и необходимых оснований познания, а также гуманистических ценностей.

в) исследование движущих сил развития истории.

71. Подход, в рамках которого культура рассматривается как специфически человеческий способ бытия, – это

а) деятельностный.

б) аксиологический.

в) семиотический.

г) социологический.

72. Подход, в рамках которого культура рассматривается как совокупность знаков и знаковых систем, – это подход

а) аксиологический.

б) деятельностный.

в) социологический.

г) семиотический.

73. Подход, в рамках которого культура рассматривается как совокупность ценностей, – это подход

а) социологический.

б) деятельностный.

в) семиотический.

г) аксиологический.

74. Подход, в рамках которого культура рассматривается как социальный институт, который придает обществу системное качество внеприродного порядка, – это подход

а) деятельностный.

б) социологический.

в) семиотический

г) аксиологический

Раздел 8: Проблема познающего субъекта в гуманитарном знании.

Субъект познания в современной науке — это

а) абстрактный индивид.

б) реальный ученый или философ.

в) технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.).

г) научное сообщество.

Социально обусловленная система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения, называется

а) языком;

б) речью;

в) теорией;

г) интерпретацией.

Наши рекомендации