Учебно-методические указания 2 страница

В чем смысл жизни, с точки зрения В.С. Соловьева? Проанализируйте его аргументацию, согласны ли вы с ним? Есть ли изначально заданный смысл жизни, по вашему мнению?

«Нравственный смысл жизни первоначально и окончательно определяется самим добром, доступным нам внутренне через нашу совесть и разум, поскольку эти внутренние формы добра освобождены нравственным подвигом от рабства страстям и от ограниченности личного и коллективного себялюбия. Здесь крайнее мерило всяких внешних форм и явлений. «Разве вы не знаете, – говорит апостол Павел верующим, – что мы будем судить и ангелов?» Если же нам подсудно и небесное, то тем более все земное. Человек в принципе или по назначению своему есть безусловная внутренняя форма для добра, как безусловного содержания; все остальное условно и относительно. Добро само по себе ничем не обусловлено, оно все собою обусловливает и через все осуществляется. То, что оно ничем не обусловлено, оставляет его чистоту, то, что оно все собою обусловливает, есть его полнота, а что оно через все осуществляется, есть его сила или действенность.

Без чистоты добра, без возможности во всяком практическом вопросе различить добро от зла безусловно и во всяком единичном случае сказать да или нет жизнь была бы вовсе лишена нравственного характера и достоинства; без полноты добра, без возможности связать c ним все действительные отношения, во всех оправдать добро и все добром исправить жизнь была бы одно-стороннею и скудною; наконец, без силы добра, без возможностей его окончательного торжества над всем, до «последнего врага» – смерти – включительно, жизнь была бы бесплодна.

Внутренними свойствами добра определяется жизненная задача человека; ее нравственный смысл состоит в служении Добру чистому, всестороннему и всесильному.

Такое служение, чтобы быть достойным своего предмета и самого человека, должно стать добровольным, а для этого ему нужно пройти через человеческое сознание. Помогать ему в этом процессе, а отчасти и предварять то, к чему он должен прийти, есть дело нравственной философии. Основатель ее как науки, Кант остановился на первом существенном признаке абсолютного добра – его чистоте, требующей от человека формально-безусловной, или самозаконной, воли, свободной от всяких эмпирических примесей: чистое добро требует, чтобы его избирали только для него самого; всякая другая мотивация его недостойна. Не повторяя того, что хорошо исполнено Кантом по вопросу о формальной чистоте доброй воли, я обратился в особенности ко второму существенному признаку добра – его всеединству, – не отделяя его от двух других (как сделал Кант относительно первого), а прямо развивая разумно мыслимое содержание всеединого добра из тех действительных нравственных данных, в которых оно заложено. Получились, таким образом, не диалектические моменты отвлеченной идеи (как у Гегеля) и не эмпирические осложнения натуральных фактов (как у Герберта Спенсера), а полнота нравственных норм для всех основных практических отношений единичной и собирательной жизни. Только такою полнотою оправдывается добро в нашем сознании, только под условием этой полноты может оно осуществить для нас и свою чистоту, и свою непобедимую силу.

(Соловьев В.С. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии // Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева. СПб., 1903. Т. 7. C. 5-20)

ВАРИАНТ № 7

Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Учение Платона об идеальном государстве».

Задание 2. Выполните тестовые задания.

Номер вопроса Содержание вопроса Код и вариант ответа
Укажите имя философа, соответствующее периоду античной философии 1.1.Кант 1.2. Спиноза 1.3. Аристотель 1.4. Декарт
Агностицизм – это 2.1 признание принципиальной непознаваемости окружающего мира, 2.2 теория познания, 2.3 отрицание сотворения мира Богом, 2.4 признание относительности любого человеческого знания.
Под обществом в широком смысле слова понимается 3.1 древнекитайское общество 3.2. любая совокупность людей 3.3 часть материального мира, отделенного от природы, но тесно связанного с ней 3.4 весь материальный мир в целом
Основоположником немецкой классической философии является 4.1 Жан-Поль Сартр 4.2 Иммануил Кант 4.3 Рене Декарт 4.4 Уилсон Эдвард
Идея подавления чувственной природы, отказа от удовольствий с целью высвобождения внутренней энергии характерна для 5.1 эвдемонизма 5.2 гуманизма 5.3 аскетизма 5.4 гедонизма
Кто автор утверждения: «Максима благоволения (практическое человеколюбие) – долг всех людей друг перед другом (всё равно, считают их достойными любви или нет) согласно этическому закону совершенства: люби ближнего своего как самого себя»? 6.1 Г. Гегель 6.2 Ф. Ницше 6.3 И. Кант 6.4 А. Шопенгауэр
Мыслитель и ученый, назвавший религию коллективным неврозом навязчивости: 7.1 Э. Фромм 7.2 К. Лоренц 7.3 З. Фрейд 7.4 К. Маркс
Философское направление ХХ в., отвергающее возможности философии как теоретического познания 8.1 неопозитивизм 8.2 постпозитивизм 8.3 прагматизм 8.4 эмпириокритицизм
Шопенгауэр полагал, что поступки людей продиктованы: 9.1 разумом 9.2 инстинктом 9.3 волей 9.4 желаниями
Автор произведения «Диалектика природы» 10.1 Ф. Энгельс 10.2 К. Маркс 10.3 Г. Гегель 10.4 И. Кант

Задание 3. Решите задачу.

Почему Н.К. Михайловский скептически относится к идее коллективного, а не личностного прогресса? В чем, по его мнению, антиномия между личностным и общественным прогрессом?

«Пусть общество прогрессирует, но поймите, что личность при этом регрессирует, что если иметь в виду только эту сторону дела, то общество есть первый, ближайший и злейший враг человека, против которого он должен быть постоянно на страже. Общество самим процессом своего развития стремится раздробить личность, оставить ей какое-нибудь одно специальное отправление, а остальное раздать другим, превратить её из индивида в орган».

(Михайловский Н.К. Борьба за индивидуальность // Полн. соб. соч. СПб., 1906-1909.Т. 1. С. 477-478)

ВАРИАНТ № 8

Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Онтология Аристотеля».

Задание 2. Выполните тестовые задания.

Номер вопроса Содержание вопроса Код и вариант ответа
Укажите имя философа, соответствующее периоду средневековой философии 1.1 Фейербах 1.2. Платон 1.3. Ф. Аквинский 1.4. Гельвеций
Раздел философского знания, анализирующий мораль и нравственность, называется: 2.1 эпистемологией 2.2 этикой 2.3 эстетикой 2.4 мнтропологией
Функция философии, способствующая формированию у человека представлений об основных ценностях, называется 3.1 аксиологической 3.2 методологической 3.3 эвристической 3.4 прогностической
Философия Платона имеет характер 4.1 субъективного идеализма 4.2 объективного идеализма 4.3 скептицизма 4.4 материализма
Первым мыслителем, поставившем вопрос о различии между философией и другими областями знаний, был: 5.1 Платон 5.2 Гераклит 5.3 Аристотель 5.4 Пифагор
Материалистическое учение в индийской философии 6.1 буддизм 6.2 чарвака 6.3 джайнизм 6.4 брахманизм
Конфуцианский принцип «ли» обозначает 7.1 человечность 7.2 соблюдение порядка 7.3 добродетель 7.4 мера
Первоначалом всего сущего считал огонь 8.1 Анаксемандр 8.2 Фалес 8.3 Гераклит 8.4 Пифагор
Средневековый автор изречения «Сущности не следует умножать без необходимости» 9.1 Тертуллиан 9.2 Абеляр 9.3 Росцелин 9.4 Оккам
Причина неравенства в обществе по Руссо 10.1 воспитание 10.2 власть 10.3 религия 10.4 собственность

Задание 3. Решите упражнение.

В духе какой политико-правовой концепции высказался Г.И. Пестель? Перечислите Западноевропейских философов, высказывавших сходные идеи.

«Бог, творец вселенныя, есть и творец законов природы, нужд естествен-ных. Сии законы глубоко впечатлены в сердцах наших. Каждый человек им подвластен, ничто ни в силах их низвергнуть, и потому постановления госу-дарственные должны быть в таком же согласии с законами природы, как и святыми законами веры».

ВАРИАНТ № 9

Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Гносеология и логика Аристотеля».

Задание 2. Выполните тестовые задания.

Номер вопроса Содержание вопроса Код и вариант ответа
Укажите имя философа, соответствующее периоду философии эпохи возрождения 1.1 Эпикур 1.2. Гегель 1.3. Локк 1.4. Макиавелли
Цивилизацию как ценность всех культур, которая носит единый общечеловеческий характер, видит: 2.1 К. Ясперс 2.2 Л. Витгенштейн 2.3 З. Фрейд 2.4 Э. Фромм
Основные неотчуждаемые права человека, по Д. Локку: 3.1 жизнь 3.2 независимость 3.3 равенство 3.4 собственность
Характеристика Вселенной по Д. Бруно? 4.1 ограниченность 4.2 подвижность 4.3 неодушевленность 4.4 беспредельное
Возрождение как движение в европейской культуре возникло в: 5.1 Германии 5.2 Греции 5.3 Англии 5.4 Италии
Космическое духовное начало, безличный абсолют в индийской философии 6.1 атман 6.2 дхарма 6.3 карма 6.4 брахман
Принцип «у-вей» этический принцип 7.1 даосизма 7.2 конфуцианства 7.3 буддизма 7.4 джайнизма
Первая философская школа Древней Греции 8.1 пифагорейская 8.2 платоновская 8.3 элейская 8.4 милетская
Мировоззренческим принципом средневековой философии является 9.1 космоцентризм 9.2 гелиоцентризм 9.3 теоцентризм 9.4 антропоцентризм
Тезис «Наука – чума ХХ века» характеризуется смысл позиции 10.1 сциентизма 10.2 технократического утопизма 10.3 экологического оптимизма 10.4 антисциентизма

Задание 3. Решите упражнение.

О какой гносеологической проблеме рассуждает Р. Барт? Означает ли его позиция отказ от понимания изначального авторского смысла? Согласны ли вы с его аргументацией?

«Текст сложен из множества разных видов письма, происходящих из раз-личных культур и вступающих друг с другом в отношения диалога, пародии, спора, однако вся эта множественность фокусируется в определенной точке, которой является не автор, как утверждали до сих пор, а читатель. Читатель – это то пространство, где запечатлеваются все до единой цитаты, из которых слагается письмо; текст обретает единство не в происхождении своем, а в предназначении, только предназначение это не личный адрес; читатель – это человек без истории, без биографии, без психологии, он всего лишь некто, сводящий воедино все те штрихи, что образуют письменный текст… Теперь мы знаем: чтобы обеспечить письму будущность, нужно опрокинуть миф о нем – рождение читателя приходится оплачивать смертью Автора».

(Барт Р. Избранные работы. М., 1994. С.390 – 391)

ВАРИАНТ № 10

Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Социально-политические взгляды Аристотеля».

Задание 2. Выполните тестовые задания.

Номер вопроса Содержание вопроса Код и вариант ответа
Укажите имя философа, соответствующее периоду философии нового времени 1.1 Бэкон 1.2. Сократ 1.3. Гераклит 1.4. Руссо
Философом, разделившим философию на естественную теологию, естественную философию и метафизику, является 2.1 Аристотель 2.2 Г. Гегель 2.3 Ф. Бэкон 2.4 О. Конт
Античным философом, создавшим концепцию этического интеллектуализм, отождествившим добродетель со знанием, являлся 3.1 Сократ 3.2 Анаксагор 3.3 Аристотель 3.4 Парменид
Философская позиция, представители, которой сомневаются в возможности познания мира, называется 4.1 агностицизмом 4.2 скептицизмом 4.3 наивным реализмом 4.4 прагматизмом
Гносеологическая позиция, проводящая непреодолимую границу между опытом и объективной реальностью, называется 5.1 эмпиризмом 5.2 агностицизмом 5.3 гносеологическим оптимизмом 5.4 интиуитивизмом
Вопрос об отношении мышления к бытию как основной вопрос философии был сформулирован 6.1 К. Ясперсом 6.2 Ф. Энгельсом 6.3 И. Кантом 6.4 А. Швейцером
Древнейшей формой постижения реальности человеком является: 7.1 искусство 7.2 миф 7.3 наука 7.4 философия
Перед человеком возникает вопрос о смысле жизни, так как человек 8.1 счастлив 8.2 смертен 8.3 верит в Бога 8.4 разумен
К. Поппер является автором концепции 9.1 научных революций 9.2 роста знаний 9.3 научно-исследовательских программ 9.4 эволюционной эпистемологии
Создателем классического психоанализа является 10.1 Э. Фромм 10.2 З. Фрейд 10.3 А. Адлер 10.4 К. Юнг

Задание 3. Решите упражнение.

Можно ли интерпретировать это рассуждение К. Поппера как разновидность агностицизма? Аргументируйте свой ответ.

«Наука не является системой достоверных или хорошо обоснованных высказываний; <…> она никогда не может претендовать на достижение истины или чего-то заменяющего истину, например, вероятности <…> мы не знаем – мы можем только предполагать. И наши предположения направляются ненаучной, метафизической (хотя биологически объяснимой) верой в существование законов и регулярностей, которые мы можем обнаружить, открыть».

(Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 226.)

ВАРИАНТ № 11

Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Духовная эволюция А. Августина».

Задание 2. Выполните тестовые задания.

Номер вопроса Содержание вопроса Код и вариант ответа
Укажите имя философа, соответствующее периоду немецкой классической философии 1.1 Кузанский 1.2. Фихте 1.3. Дидро 1.4. Юм
  Представители Милетской школы в античной философии выдвинули проблему: 2.1 человека 2.2 первоначала 2.3 Бога 2.4 счастья
Создатель формальной логики – это:   3.1 Сократ 3.2 Платон 3.3 Аристотель 3.4 Эпикур
Определите, позицию какой из философских школ эпохи эллинизма отражает следующее высказывание: "Покорного судьба ведет, а непокорного - тащит". 4.1 основные и неосновные 4.2 внутренние и внешние 4.3 постоянные и временные 4.4 правовые и организационные
Процесс воздействия норм права на общественные отношения с целью закрепления образцов общественно полезного поведения называется… 5.1 эпикуреизм 5.2 стоицизм 5.3 скептицизм 5.4 неоплатонизм
Номинализм - это философское направление:   6.1 утверждающее, что реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные вещи, общее же в них – лишь имя, понятие; 6.2 утверждающее принцип гармонии веры и разума; 6.3 отрицающее возможность познания внешнего мира; 6.4 рассматривающее вопрос о сотворении мира Богом.
Средневековый мыслитель, чье учение в 1878 г. решением Папы Римского было объявлено официальной философией католицизма: 7.1 Тертуллиан 7.2 Августин Блаженный 7.3 Фома Аквинский 7.4 Иоанн Росцеллин
Наилучшая форма правления, по Гоббсу:   8.1 демократия 8.2 абсолютная монархия 8.3 конституционная монархия 8.4 республика
В своей философской концепции Бэкон выделил четыре вида идолов (призраков), которые представляют собой: 9.1 основы религиозных убеждений человека; 9.2 заблуждения, создающие у человека ложные представления; 9.3 предметы поклонения; 9.4 ориентиры научного познания.
Автор идеи разделения властей: 10.1 Локк 10.2 Гольбах 10.3 Вольтер 10.4 Гоббс

Задание 3. Решите упражнение.

Проанализируйте концепцию «трех миров» К. Поппера и сделайте вывод, имеет ли самостоятельный онтологический статус «третий мир».

«Если использовать слова «мир» или «универсум» не в строгом смысле, то мы можем различать следующие три мира или универсума: во-первых, мир физических объектов или физических состояний; во-вторых, мир состояний сознания, мыслительных (ментальных) состояний, и, возможно, диспозиций к действию; в-третьих, мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства. <…>

Третий мир есть естественный продукт человеческого существа, подобно тому как паутина является продуктом поведения паука... Третий мир в значительной степени автономен, хотя мы постоянно воздействуем на него и подвергаемся воздействию с его стороны».

(Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 439-440, 446)

ВАРИАНТ № 12

Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Ф. Аквинский – классик схоластической философии».

Задание 2. Выполните тестовые задания.

Номер вопроса Содержание вопроса Код и вариант ответа
Выберите имя автора философского учения о призраках (идолах) рода, пещеры, рынка и театра 1.1 Декарт 1.2 Бэкон 1.3 Лейбниц 1.4 Спиноза
Вольтер являлся сторонником 2.1 атеизма 2.2 пантеизма 2.3 теизма 2.4 деизма
Монтескье считал, что «власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц» необходимо: 3.1 сосредоточить в руках монарха 3.2 разделить 3.3 сосредоточить в руках законодательного собрания 3.4 передать в руки церковных иерархов
Критерий общественного прогресса, применявшийся в философии Просвещения:   4.1 Уровень развития производительных сил общества. 4.2 Степень совершенства человеческого разума. 4.3 Степень демократичности политического устройства. 4.4 Уровень религиозности общества.
Автор следующих работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»:   5.1 Гегель 5.2 Кант 5.3 Фейербах 5.4 Шеллинг
Философским открытием марксизма является 6.1 материалистическое понимание истории; 6.2 формулировка принципов правового государства; 6.3 создание идеалистической диалектики; 6.4 формулировка категорического императива;
Сциентизм – это:   7.1 Объявление науки высшей культурной ценностью, с которой должны соизмерять свое содержание все остальные формы духовной жизни. 7.2 Широкая критика науки как формы постижения мира и как социального института, в перспективе угрожающих существованию человеческой цивилизации. 7.3 Учение о закономерностях научного познания. 7.4 Обозначение процесса вытеснения наукой религиозного мировоззрения.
Какой из органов осуществляет правосудие в РФ? 8.1 прокуратура 8.2 суды общей юрисдикции 8.3 нотариат 8.4 комитет по правам человека
Постпозитивизм можно рассматривать как философию 9.1 науки 9.2 обыденной жизни 9.3 социальных систем 9.4 языка
Первооснова мира в концепции Шопенгауэра 10.1 мировой разум 10.2 мировая воля 10.3 абсолютная идея 10.4 материя

Задание 3. Решите упражнение.

Философия иррационализма - это разрыв с классической философией и классическим способом мышления. Против каких положений классической философии и мировоззрения выступает Ницше?

«Три заблуждения. Всемерное поощрение науки, характерное для по-следних столетий, объяснялось отчасти тем, что при её посредстве люди надеялись более всего приблизиться к пониманию доброты и мудрости божией, - основной мотив, звучавший в душе великих англичан (таких, как, например, Ньютон), - отчасти же это обуславливалось верой в абсолютную пользу познания, а точнее – верой в то, что между моралью, знанием и счастьем су-ществует неразрывная связь – основноймотив, звучавший в душе великих французов (таких, как, например, Вольтер), - в какой-то мере это объяснялось и тем, что в науке видели воплощение самоотверженности, безобидности, са-модостаточности, истинной невинности, и оттого считали её достойной любви, наука казалась далекой от дурных инстинктов человека – основной мотив, звучавший в душе Спинозы, который в сфере познания чувствовал себя равным Богу, - вот три причины – три заблуждения».

(Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993. С.306)

ВАРИАНТ № 13

Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Ф. Бэкон. Учебние об истине и заблуждении».

Задание 2. Выполните тестовые задания.

Номер вопроса Содержание вопроса Код и вариант ответа
Выберите имя автора философского учения о первичных и вторичных качествах 1.1 Локк 1.2 Декарт 1.3 Протагор 1.4 Аристотель
Создатель гелиоцентрической системы мира:   2.1 Кузанский 2.2 Бруно 2.3 Петрарка 2.4 Коперник
Мыслитель эпохи Возрождения, автор трактата «Государь»: 3.1 Петрарка 3.2 Кузанский 3.3 Макиавелли 3.4 Мор
Наилучшая форма правления, по Гоббсу:   4.1 демократия 4.2 абсолютная монархия 4.3 конституционная монархия 4.4 республика
Характеристики, свойственные философии Просвещения: 5.1 антиклерикальный характер (вплоть до атеизма); 5.2 религиозный характер; 5.3 преимущественный интерес к социальным вопросам; 5.4 преобладание онтологической и гносеологической проблематики.
Понятие, характеризующее философию Гегеля:   6.1 апория 6.2 вещь в себе 6.3 абсолютная идея 6.4 утопия
Критерием общественного прогресса в марксистской философии выступает:   7.1 Уровень развития производительных сил. 7.2 Степень демократичности политического режима. 7.3 Уровень развития научных знаний. 7.4 Степень нравственного совершенства человека.
Основой для развития неотомизма послужило учение:   8.1 Фомы Аквинского, 8.2 Ансельма Кентерберийского, 8.3 Тертуллиана, 8.4 Августина Блаженного,
В основе концепции органического развития общества Леонтьева лежит идея:   9.1 цикличности общественного развития, 9.2 общественного прогресса, 9.3 социального регресса, 9.4 отрицания закономерного характера общественного развития, режима имущества супругов
По мнению славянофилов, самобытные особенности исторического развития России, которые следовало поддержать в качестве жизнеспособных начал:   10.1. православие, 10.2 старообрядчество, 10.3 община, 10.4 крепостное право, 10.5 монархия

Задание 3. Решите упражнение.

Проанализируйте рассуждения К. Маркса и выявите принципы философии марксизма, определившие их.

«Главный недостаток всего предшествующего материализма – включая и фейербаховский – заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой. <…>

Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной ис­тинностью, – вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюс­торонность своего мышления…

Недовольный абстрактным мышлением, Фейербах апеллировал к
чувственному созерцанию; но он рассматривает чувственность не как прак­тическую, человечески-чувственную деятельность. <…>

Общественная жизнь является по существу практической. Все мисте­рии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное раз­решение в человеческой практике и в понимании этой практики.

Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заклю­чается в том, чтобы изменить его».

(Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произведения: в 3-х т. Т. 1. М., 1986. С. 1-3)

ВАРИАНТ № 14

Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Рационализм Р. Декарта».

Задание 2. Выполните тестовые задания.

Номер вопроса Содержание вопроса Код и вариант ответа
Выберите имя автора философского учения о реальном существовании единичных вещей, понятия – лишь имена единичных вещей 1.1 Руссо 1.2 Оккам 1.3 Кузанский 1.4 Кант
Категория «небо» относится к философии 2.1 брахманистов 2.2. чарваков 2.3 Конфуция 2.4 Мо-цзы
Даосизм – это философия 3.1 Конфуция; 3.2 Лао-цзы; 3.3 Мо-цзы; 3.4 ЦзоуЯня.
Представители Милетской школы в античной философии выдвинули проблему:   4.1 человека 4.2 первоначала 4.3 Бога 4.4 счастья
С точки зрения Сократа, дурные поступки являются следствием: 5.1 плохого воспитания 5.2 человеческого незнания 5.3 божественного промысла 5.4 подражания авторитетам
Античный философ, назвавший свой диалектический метод майевтикой: 6.1 Аристотель б) Гераклит в) Платон г) Сократ
Для средневековой философии характерен: 7.1 пантеизм 7.2 политеизм 7.3 теизм 7.4 деизм
Создателем классического психоанализа является 8.1 Э. Фромм 8.2 З. Фрейд 8.3 А. Адлер 8.4 К. Юнг
Картина мира, возникающая на основе абсолютизации законов механики 9.1 биологической 9.2 механистической 9.3 религиозной 9.4 социальной
Гносеологическая позиция, проводящая непреодолимую границу между опытом и объективной реальностью, называется 10.1 эмпиризмом 10.2 агнсотицизмом 10.3 гносеологическим оптимизмом 10.4 интуитивизмом

Задание 3. Выполните упражнение.

Какие положения Канта принимаете, какие нет? Обос­нуйте. Какие способы аргументации использованы Кантом?

«…человек есть животное, которое, живя среди других членов своего рода, нуждается в господине. Дело в том, что он обязательно злоупотребляет своей свободой в отношении своих ближних; и хотя он, как разумное существо, желает иметь закон, который определил бы границы свободы для всех, но его корыстолюбивая животная склонность побуждает его, где это ему нужно, делать для самого себя исключение. Следовательно, он нуждается в господине, который сломил бы его собственную волю и заставил его подчиняться общепризнанной воле, при которой каждый может пользоваться свободой. Где же он может найти такого господина? Только в человеческом роде. Но этот господин также есть животное, нуждающееся в господине. Поэтому, как ни поступит человек в данном случае: предоставит ли он верховную власть одному или сообществу многих избранных для этой цели лиц, нельзя понять, как он создаст себе главу публичной справедливости, который сам был бы справедлив. Ведь каждый облеченный властью всегда будет злоупотреблять своей свободой, когда над ним нет никого, кто распоряжался бы им в соответствии c законами. Верховный глава сам должен быть справедливым и в то же время человеком. Вот почему эта задача самая трудная из всех; более того, полностью решить ее невозможно; из столь кривой тесины, как та, из которой сделан человек, нельзя сделать ничего прямого. Только приближение к этой идее вверила нам природа. Что эта проблема решается позднее всех, следует еще из того, что для этого требуются правильное понятие о природе возможного [государственного] устройства, большой, в течение многих веков приобретенный опыт и, сверх того, добрая воля, готовая принять такое устройство. А сочетание этих трех элементов – дело чрезвычайно трудное, и если оно будет иметь место, то лишь очень поздно, после многих тщетных попыток».

Наши рекомендации