Культурно-мировоззренческая функция

Это достаточно древняя социальная функция науки. Элементы научного мировоззрения впервые формируются в античном обществе в связи с критикой отживших, мифологических взглядов и становлением рациональных взглядов на мир. В дальнейшем с возникновением опытного естествознания наука становится важнейшим компонентом мировоззрения и оказывает на него влияние, прежде всего через научную картину мира.

В эпоху Возрождения и большую часть периода Нового времени влияние науки в обществе обнаруживается почти исключительно в сфере мировоззрения. Именно в этой сфере шла острая борьба между теологией (богословием) и наукой.

В эпоху средних веков теология занимала положение верховной инстанции, призванной решать коренные мировоззренческие проблемы. К ним относились вопросы о строении Вселенной, о месте в ней человека, о смысле и высших ценностях жизни. Наука же в этот период решала частные проблемы земного порядка.

Вплоть до эпохи Возрождения религиозное мировоззрение было господствующим. Религия представлялась носительницей единственной и всеобъемлющей истины.

И только переворот в миропонимании, совершенный Николаем Коперником (середина XVI века), позволил науке впервые оспорить у теологии ее право монопольно определять формирование мировоззрения. Ведь для того, чтобы принять гелиоцентрическую систему Коперника, необходимо было отказаться от некоторых догматов, утверждавшихся теологией. Одновременно надо было согласиться и с представлениями, которые резко противоречили обыденному миропониманию.

Таким образом, только в период Возрождения наука начала принимать участие в становлении мировоззрения. Но это участие давалось с трудом из-за мощного сопротивления церковной власти, с точки зрения которой каждое научное утверждение должно было проходить испытание на соответствие религиозным текстам. В этой связи уместно вспомнить сугубо негативную оценку учения Коперника одним из основоположников протестантизма Лютером. С его точки зрения, «дурак хочет перевернуть вверх дном все искусство астрономии. Но, как указывает Священное писание, Иисус Навин велел остановиться Солнцу, а не Земле». Гонения на науку (запрет учения Коперника, сожжение инквизиторами Джордано Бруно, суд над Галилеем и т.д.) составляют позорную страницу истории и олицетворяют собой борьбу религиозного догматизма против передовых научных идей.

Лишь после Ньютона, с развитием опытного естествознания наука стала задавать тон в формировании мировоззренческих установок. С возрастанием количества крупных научных открытий ослаблялись связи научного сообщества с религией, наука отвоёвывала у неё все новые и новые рубежи.

Прошло немало времени, прежде чем наука, уже в XIX веке, стала решающей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, т.е. в вопросах, касающихся строения Вселенной, структуры материи, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т.д.

Еще большее время потребовалось, чтобы предлагаемые наукой ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы стали обязательными элементами образования. Поэтому образовательная функция науки, близкая к мировоззренческой, проявилась главным образом уже в ХХ столетии. В наше время нельзя стать образованным человеком без знания основ фундаментальных наук.

Наука оказывает свое влияние на мировоззрение в первую очередь через научную картину мира, в которой в концентрированном виде выражены общие принципы мироустройства. Знакомство с ними составляет одну из важнейших задач современного образования, которое формирует научное мировоззрение личности.

В результате осуществления культурно-мировоззренческой функции научные представления превратились в составную часть культуры общества. Именно эти представления (вместе с философией) составляют рационально-теоретическую основу современного мировоззрения.

Наши рекомендации