Наука и философия, обыденное познание, религия, искусство
Наука возникает на основе обыденного знания. Научное познание отличается от обыденного познания.
Обыденное познание | Научное познание |
Субъект познания не нуждается в специальной подготовке, познание осуществляется в процессе деятельности, передается в виде рецептов. | Субъекту нужна специальная подготовка, он применяет определенные исследовательские методы. |
В качестве средств деятельности применяются здравый смысл и обыденный язык, рецептурное знание проверяется на практике. | Полученные знания выражаются с помощью специального языка (принятая система символов), иногда высокой степени абстракции. Используются особые методы познавательной деятельности: методы выделения самого объекта познания (пример с фиксацией элементарных частиц) и его исследования (например, эксперимент), специальная научная аппаратура. |
В качестве предмета познания выступает реальный мир, как он дан нашим чувствам. | Наука создает свой особый мир объектов и средств их познания, широко используются идеализированные объекты – конструкты, которые часто не могут быть воспроизведены в обыденном мышлении и не соответствуют объектам реальности. Например, идеальный маятник, абсолютно твердое тело, идеальный обмен товаров. В конструктах схватывается одна существенная черта исследуемого явления. |
Знания и приобретаются стихийно, и выражаются не систематически. | Знание системное и обоснованное (обоснование осуществляется специальными методами: эмпирическая обоснованность, выводимость из уже доказанного как истинное знания). За счет системности знания оказывается возможным перенос идеальных объектов из одной предметной области в другую, создание схем предметных связей без обращения непосредственно к действительности, прогнозирование схем будущей деятельности. |
Знание должно обладать характеристиками пригодности, эффективности, поскольку обеспечивают элементарную ориентацию человека в мире; субъекты делятся на авторитетных – опытных и неопытных. | В науке все равны, признается самоценность истины и принцип новизны, отсюда санкции против плагиата. |
Наука находится в тесной связи с философией, которая выступает наиболее близкой ей сферой знания. Их сближает то, что они осуществляют познание мира в теоретической форме, обе стремятся к познанию истины, открыты для критики всех полученных результатов.
Наука и философия
Философия | Наука |
Главная задача – сформировать мировоззрение. | Влияет на мировоззрение, но это не цель, а побочный эффект. |
Пытается выявить основания и причины целостности. Почему познание осуществляется в такой форме? Рефлексивная форма знания. | Исследует объект как целое. Условия познания принимаются как данное. |
Рассматривается общая картина мира и то, какое место занимает исследуемый объект в ней. | Действительность как объект исследования детализируется, отсюда дисциплинарное деление науки. |
Как форма мировоззрения связана с тем субъектом, которое высказал знание. Есть национальные философии. | Объектное знание. Нет национальных наук. |
Кумуляция способов освоения действительности, отсюда утоньшение процессов познания. | Кумулятивность результатов познания, отсюда разрастание тела науки. |
Концепции взаимоотношений философии и науки:
а) метафизическая: философия – наука наук (Древняя Греция), знание ради истины, а не практики.
б) позитивизм (Конт): наука – сама себе философия, философия может существовать лишь как методология науки. Э. Мах: научная философия – это психология научного творчества. Карнап – философия должна сосредоточиться, прежде всего, на анализе языка науки.
в) экзистенциализм: разводят философию и науку, они на зависят друг от друга.
г) диалектическая концепция: логическая преемственность, философия – рефлексивная, общая часть науки, наука – конкретика и применение; постоянный взаимообмен.
Почему важна связь философии и науки? Сейчас падает вера в связь прогресса общества и прогресса в науке. Это опасно: люди усваивают технические достижения и безразличны к культурным ценностям, научная активность считается выше культурной, или наоборот, снижается культурная значимость научных представлений о мире. Несмотря на развитие науки, многих катастроф избежать не удается, наука на практике не очень помогает (или далеко не всем людям). Нужен этический контроль над наукой, а это уже задача философии.
Плодотворное воздействие философии на науку признавали все ведущие ученые. Вернадский: «никогда не наблюдали мы до сих пор в истории человечества науки без философии, философские идеи входят как необходимый всепроникающий элемент во все время ее существования».
Воздействие философии на науку проявляется в следующих аспектах:
1. Генетическое. Философское осмысление мира явилось важнейшим условием перехода от преднауки к науке. Выработанное в философии видение мира и теоретический способ его постижения – это предпосылки для возникновения науки.
2. Эвристическое (прогностическое).Многие фундаментальные для науки идеи были заданы философией, родились в лоне философии, а затем транслировались в науку. Например, идеи атомизма, идеи саморазвивающихся систем (синергетика).
3. Категориальное.Философия разрабатывает сетку категорий (наиболее общих понятий), которые затем используются наукой.
Наука и религия
Религия | наука |
Религия доступна каждому, ставит общечеловеческие проблемы, указывает пути их решения, опирается на непреходящие ценности любви, справедливости, надежды, спасения. | Наука в определенном смысле удел избранных |
Вера в потусторонние сверхъестественные силы, в существование «иного» мира, который оказывается более ценным, чем мир обычной жизни. | Исследование объективного мира, существование которого не вызывает сомнения. |
Опирается на веру, которая не требует какого-либо подтверждения; вера – особое внутреннее состояние в основе которой желание, чтобы нечто осуществилось. | Опирается на знание, на то, что твердо установлено, обосновано экспериментально, фактологически. |
Религиозная вера в той или иной степени иррациональна: от крайней – «верую, потому что абсурдно», до примирительной, когда религиозные догмы пытаются обосновать с помощью разума. | Научное знание предполагает процедуру обоснования, которая осуществляется специальными методами. |
Религия авторитарна, она требует подчинения: Человек должен уверовать в слово Божие, которое содержится в Библии. | Наука в качестве своего императива имеет принцип сомнения. |
Отношения науки и религии, конечно, не сводятся к взаимному конфликту. Эти отношения глубже и сложнее. Многие ученые были верующими людьми, что не мешало им делать выдающиеся открытия. И если раньше естествознание стремилось не вступать в споры о «конечных причинах» - о сотворении мира и бессмертии души, то сейчас ученые все чаще обращаются к «главным вопросам»: о возникновении Вселенной, жизни и разума. Сегодня признается общая ответственность науки и церкви за человеческое состояние, поскольку они оказывают основное влияние на развитие идей и ценностей.
Искусство | Наука |
Освоение мира с помощью художественных образов, оно субъективно и индивидуально по форме. | Освоение действительности с помощью понятий (когнитивное) в коллективной форме (научное сообщество). |
Непрерывный процесс конкретизации, не приемлет обобщений и упрощений. Художественный образ – отражение существенного в конкретной форме. | Наука абстрактна. |
Упор делается на творчестве, вдохновении, интуиции. | Упор сделан на обосновании, доказательствах. |
Каждый полученный результат обладает ценностью, потому что уникален. | Все результаты со временем должны быть превзойдены по определению. |
Искусство выражает отношение человека к интересующему его объекту. Художественное произведение представляет собой видение художником выделенного аспекта действительности, т.е. результат освоения изначально субъективен. | Это знание объектное, предметное, т.е. такое, из которого элиминирован субъект познания (будь то его приборы, или его ценностные установки к познаваемому объекту). В результатах науки не должно быть личностных моментов, ценностных ориентаций ученого. NB – предмет, как он есть сам по себе. |
Наука и искусство
Функции науки в культуре.
В современных условиях воздействие науки на общество приобрело глобальные масштабы. Ее достижения входят во все сферы, определяют облик современного человечества и ход его развития.
М. Вебер отмечал следующие функции науки в обществе:
1) разработка техники овладения жизнью и другими людьми, новые технологии;
2) новые методы мышления и навыки обращения с ними;
3) наука содействует обретению ясности (мировоззренческая функция, сейчас меньше);
4) ученые как эксперты при принятии решений при управлении государством.
Очевидно, что современная наука выполняет многообразные социальные функции, которые можно свести к следующим фундаментальным:
1) Культурно-мировоззренческая. Формируется в эпоху становления науки как особого социального института. По сути, наука задает новое видение мира и человека, их связи (в отличие от теологии). Она вырабатывает общие подходы к явлениям действительности, формирует общее мировосприятие людей, систему их представлений об окружающем мире. Эта функция оформилась у науки только с Возрождения, до этого времени истины науки пробивались с трудом из-за мощного сопротивления церковной власти. В этой связи уместно вспомнить сугубо негативную оценку учения Коперника одним из основоположников протестантизма Лютером. С его точки зрения, «дурак хочет перевернуть вверх дном все искусство астрономии. Но, как указывает Священное писание, Иисус Навин велел остановиться Солнцу, а не Земле». И действительно, коперниканский переворот в науке поменял не только представления об основах мироздания, но и очень устоявшиеся взгляды об истинности здравого рассудка, обыденного мышления (глаза видят движение Солнца вокруг Земли).
Уже с XIX века наука стала решающей инстанцией в основных мировоззренческих вопросах, касающихся строения Вселенной, структуры материи, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т.д.
2) Образовательная функция, близкая к мировоззренческой, проявилась главным образом уже в ХХ столетии. Предлагаемые наукой ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы стали обязательными элементами образования. В наше время нельзя стать образованным человеком без знания основ фундаментальных наук.
3) Производственная. Сегодня наука выступает непосредственной производительной силой. Приблизительно до сер. 19 века развитие промышленности и техники стимулировали лишь постановку новых научных проблем. С XIX века некоторые проблемы, возникающие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам (так было, например, с термодинамикой). Но случаи, когда научные достижения находили практическое применение, до середины XIX века были эпизодическими: наука XIX века еще мало что давала практике (промышленности, сельскому хозяйству, медицине). В XX столетии широкое применение научных знаний стало обязательным условием развития современного производства: это, например, автоматизация трудоемких производств, создание принципиально новых технологий, применение компьютеров и другой информационной техники в различных отраслях экономики.
Сейчас развитие науки (часто по своей логике) обгоняет развитие материального производства. Она выступает мощным катализатором современного производства и ведет к усилению его эффективности (повышение производительности труда, рационализация производственных процессов).
В настоящее время экономическое благосостояние стран напрямую зависит от состояния научной сферы. Только те страны, которые мобилизуют достаточно мощные финансовые, информационные, производственные, интеллектуальные средства для проведения научных исследований, освоения наукоемких технологий лидируют в политико-экономической гонке.
4) Социально-организующая. Наука выступает действенной силой в решении общественных задач, научные исследования стали все больше применяться к процессам, происходящим в обществе. На базе науки осуществляется программирование социальных, экономических и культурных процессов, а также разработка методов и средств управления ими. Принципиально важным является влияние науки на выбор путей социального развития общества. Функция науки как социальной силы наглядно проявилась при решении глобальных проблем современного общества: угрозы глобальных кризисов в экологии, энергетике, в сферах сырья и продовольствия, регулировании демографических процессов и т.д.
5) Познавательная. Наука – это специализированная форма познания.
6) Регулятивная. Деятельность по получению новых знаний должна регулироваться: с волками жить, по-волчьи выть. Для этого в науке существует система ценностных ориентаций и установок.
Вопрос о ценности науки в обществе все же не получил однозначного решения ни в истории культуры, ни в современном обществе.
Цель научного знания:
- Древняя Греция - путь к истинному бытию;
- Возрождение – к истинному искусству;
- Новое время – к истине природы и счастью;
- современный период – ничего внятного: наука не знает своей цели, не объясняет, как человеку жить (в целом).
Именно поэтому в философии оформились две позиции:
а) культурологический сциентизм. Наука – это то, что создал и полюбил человек; вся культура должна перестроиться под научные схемы познания. Произошла абсолютизация научной деятельности: умеренный вариант - культура тоже познание; крайний вариант (Венский кружок) – ценна только наука.
б) культурологический антисциентизм. Прежде всего, экзистенциализм (Хайдеггер, Бердяев) – наука ведет к исчезновению человека из бытия (через технику, преобразующую мир). Влияние науки негативно: например, достижения в физике дают усовершенствование средств коммуникации, что делает мир единым целым, но люди перестают общаться с живущими рядом. Наука перестает удовлетворять потребность человека в правильной ориентации в реальности. Нерациональные элементы (верования, традиции) дают ощущения дома, принадлежности к определенной культуре, в то время как рациональных методов определить смысл жизни не хватает.
Общее для сциентизма и антисциентизма - демонизация науки, рассмотрение ее как объективной надличностной силы.
Разница - улучшает или ухудшает наука положение человека в мире.
4. Структура научного знания.Отдельные науки различаются, прежде всего, тем, что исследуется и как исследуется. Ответ на вопрос, что исследуется, раскрывает предмет науки, ответ на вопрос, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.
В структуре науки по предмету и методам познания выделяют:
- естественные науки;
- общественные науки;
- технические науки;
- математика;
- науки о познании и мышлении (логика; психология);
- синтетические науки.
По функции, целевому назначению выделяют фундаментальные и прикладные (технические) науки. По методу исследования – теоретические и эмпирические и т.д.
В целом классификацию наук можно представить в следующем виде.
Естественные и технические (прикладные) науки:
- Механика ® прикладная механика
- Астрономия Астрофизика
- Физика® техническая физика, электроника
- Химическая физика Физическая химия
- Химия® химико-технологические науки
- Геохимия Биохимия
- Геология® горное дело
- География
- Биология® сельскохозяйственные науки
- Физиология человека ® медицинские науки
Математические науки
- Математика®прикладная математика
- Матлогика® программирование