Вопрос 3. Сознание и бессознательное
Хотя о наличии бессознательной части психики говорили уже античные мыслители (например, Платон развивал идею познания как припоминания), интерес к бессознательному обострился в 19-м веке, прежде всего, в рамках философского иррационализма (Э. Гартман, Ф. Ницше). В конце 19-го века проблемой бессознательного заинтересовались врачи – невропатологи и психиатры (Шарко, Бернгейм, Й. Брейер). Однако наибольший вклад в разработку проблемы бессознательного внесла глубинная психология, начало которой положил психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 – 1939).
Внутри психики Фрейд выделяет три «этажа»: сознание, предсознание и бессознательное. Первое включает только то, что мы осознаем «здесь и сейчас», предсознание более обширно, к нему относится все, что мы способны без труда осознать и, наконец, бессознательное – это то, что осознается с трудом, с помощью психоаналитической техники или вовсе не может быть осознано. Между предсознанием и бессознательным располагается цензура, которая не пропускает травмирующий материал из бессознательного в предсознание. Травмирующий потому, что может нанести ущерб нашей душе, например, понизить самооценку, лишить покоя, активизировать страхи и т.п.
В дальнейшей к этой первоначальной структуре Фрейд добавил еще новую, называемую нередко структурой личности. Она тоже включает три части: Я, Оно и Сверх-Я.
Оно –это область инстинктивных желаний и импульсов, нередко асоциальных, аморальных и даже разрушительных. Оно функционирует по принципу удовольствия, оно большей частью бессознательно. Его основу составляют два основных инстинкта: Эрос – то самое либидо, сексуальная энергия, о которой мы говорили выше, и Танатос – инстинкт разрушения и смерти, проявляющийся в агрессивных действиях.
Сверх-Я –это отражение родительского влияния, состоящее из различных запретов и социальных ограничений. Если Оно врожденно, то Сверх-Я формируется в детстве. Его задача запрещать нам совершать те поступки, которые Сверх-Я считает аморальными и асоциальными. Как и Оно, Сверх-Я большей частью бессознательно.
Я – это центр самосознания и воли, располагающийся между Сверх-Я и Оно, пытающийся примирить их противоположные интересы на основе принципа реальности.
Швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875-1961) выделил особый тип бессознательного – коллективное бессознательное. Мы имеем здесь дело с неосознаваемой связью психики с богатой сокровищницей образов и символов, через которые индивидуум подключается к общечеловеческому. Чтобы обозначить сохраняющееся в психике коллективное бессознательное по его основной характерной форме, Юнг выбрал понятие «архетип». По Юнгу, «архетипы -- это факторы и мотивы, которые организуют психические элементы в некие образы, и притом так, что они могут распознаваться лишь по производимому ими эффекту. Они существуют до сознания и образуют, по-видимому, структурные доминанты психики...»
После Юнга представления о бессознательном развивали сторонники трансперсональной психологии, из которых наиболее известен американский ученый Станислав Гроф, который расширил бессознательное поистине до вселенских масштабов.
Сегодня можно выделить несколько видов бессознательного:
1) вытесненное (личное бессознательное Фрейда) – запретные желания, чувства, фантазии, интенции, которые не одобряются обществом;
2) неосознаваемые автоматизмы психики (машинопись, езда на машине, на велосипеде);
3) неосознаваемые стереотипы, установки, предрассудки (расовые, гендерные, этнические);
4) подпороговые ощущения (эффект 25-го кадра);
5) инстинкты (Эрос и Танатос, территориальный инстинкт);
6) коллективное бессознательное (архетипы, расовая и этническая память);
7) перинатальное (воспоминание о внутриутробной жизни и травме рождения);
8) трансперсональное (информация об истории всей Вселенной).
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:
1. Под бессознательным психологи понимают те психические явления, которые, находясь в памяти человека, обусловливают сложные формы его приспособительной деятельности, но в данный момент им не осознаются и активно не переживаются.
2. Научное изучение бессознательного начал З. Фрейд, разработавший психоанализ как теорию и метод лечения неврозов. Бессознательное неоднородное, внутре него выделяют такие типы, как инстинктивное, вытесненное, коллективное, трансперсональное, а также неосознаваемые стереотипы и автоматизмы.
Основная литература:
1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 246-261.
2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 288-317.
3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 162-190, 194-211.
4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.414-475.
5. Злотников Ю.Я. Проблема сознания и самосознания в философии: Лекция. - М.: ВИПТШ МВД РФ, 1995.
Дополнительная литература:
6. Гроф С. За пределами мозга. М., 1993.
7. Капра Ф. Дао физики. СПб., 1994.
8. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
9. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
10. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991.