Обучение в сестринском деле»
Значение психотерапевтического воздействия хорошо известно, - его ценность превосходит многие другие методы лечения. Поэтому общение – одно из важных умений, необходимых для эффективной деятельности сестры.
Общение – непрестанные, динамические серии событий, включающие передачу информации от отправителя к получателю. Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, пораждаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общение может бытьвербальное (словестное, речевое) – процесс передачи информации при общении от одной личности другой. Оно должно быть ясным и кратким. Вербальное общение эффективно, если: говорить медленно, не злоупотреблять специальной терминологией, выбирать скорость и темп речи, правильно выбирать время для общения, следить за интонацией своего голоса, выбирать нужную громкость, убедиться в том, что вас поняли.
Невербальное (бессловестное) общение – общение с использованием мимики, жестов, осанки и позы вместо слов. Письменное общение является исключительным для сестры. Оно может быть эффективным, если учесть следующие рекомендации: пишите аккуратно или печатными буквами, выбирайте правильный размер и цвет букв, в записку должна быть включена вся необходимая информация, пишите грамотно, выбирайте понятные и простые слова, обязательно подписывайте ваше сообщение.
Эффективность письменного общения зависит от: умения человека читать, понимания написанного, видит ли написанное, знает ли язык, на котором написано сообщение.
Для эффективного письменного общения следует придерживаться следующих правил: человеку, не умеющему читать, рисуйте картинки, будьте точны, называя время (утро, вечер), будьте внимательны.
Бессловестное общение осуществляется и с помощью символов, жестов, мимики, поз, прикосновения.
Внешний вид сестры – один из важных аспектов невербального общения, он отражает некоторые аспекты личности медицинского работника, в частности степень его заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию. Если она одета профессионально пациент ей будет больше доверять.
Выражение лица, мимика и жесты («язык тела»). Мимика сообщает совсем не то, что говорит человек, этот канал общения более достоверно выражает чувства и подразумеваемый смысл. Тело человека, походка – это тоже способ передачи сообщения и самовыражения. Выражение лица значительно влияет на общение с пациентом, т.к. лицо проявляет шесть основных чувств: удивление, страх, гнев, отвращение, счастье и печаль.
Выделяют три уровня общения:
· внутриличностное – мысленное общение человека с самим собой,
· межличностное – общение между двумя или более людьми,
· общественное – общение одного человека с большой аудиторией.
Эффективное общение состоит из пяти элементов:
· отправитель – кто передает информацию,
· сообщение – посылаемая информация,
· канал – форма отправки сообщения (устная речь, мимика, жесты, поза, письменная речь),
· получатель – кому посылается сообщение,
· подтверждение – способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено.
Эффективное общение может оказать неоценимую помощь при социальной поддержке, изменить отношение человека к тем или иным событиям.
Социальная поддержка осуществляется как вербальным, так и невербальным способом.
Положительные высказывания по поводу внешнего вида человека и его одежды, благодарность за помощь и понимание, поощрение его успехов в самообслуживании, одобрение его поведения – примеры вербальнойсоциальной поддержки.
Положение тела пациента свидетельствует как о физическом, так и об эмоциональном его состоянии. Сестре следует учитывать, что общение будет более успешным, если оно происходит в зоне комфорта. У каждого человека размер этой зоны свой:
- интимная зона 15-46 см,
- личная зона 46 см – 1,2 м,
- социальная зона 1,2 – 3,6 м,
- общественная зона больше 3,6 м.
Сестринскому персоналу часто приходиться вторгаться в интимную и в сверх интимную зону комфорта пациента, выполняя те или иные манипуляции. Сестре нужно быть очень внимательной к проявлению дискомфорта у пациента, связанного с вторжением в зону комфорта. Беседуя с пациентом, «не нависайте» над ним, лучше присядьте возле кровати, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.
Пациент не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту.
Например: если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально оказывает ему необходимую помощь.
В процессе общения очень важен стиль общения.
Различают 5 стилей общения:
- давления (авторитарный),
- уступки,
- компромисса,
- сотрудничества,
- избегания.
Эффективность общения определяется двумя критериями:
- деловой (достижение целей и задач каждого в общении).
- межличностный, то есть эмоционально окрашенный.
В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.
Различают два вида общения:
- терапевтическое, эффективное
- нетерапевтическое, неэффективное.
Терапевтическое общение – благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.
· Пристальное внимание,
· Терапевтическое прикосновение,
· Контакт глаз
Например: Ребенок упал, расшибся, на колене ссадина, он горько плачет. Как снять боль? Можно применить местную анестезию, дать обезболивающие средства. Однако мать ребенка просто берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а еще через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало. Что же произошло? Ведь не поцелуй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувствительных нервов! Уместно вспомнить слова М.Я. Мудрова, еще в 1820 году писавшего: «Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело».
Запомните! Фундамент терапевтического общения – доброжелательное отношени
Медсестра ставит цели терапевтического общения:
1) Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом и близкими пределах.
2) Снятие страха перед заболеванием и его лечением.
3) Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.
Главная цель общения в сестринском деле – помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.
Нетерапевтические:
· Избирательное или невнимательное выслушивание
· Констатированное заключение,
· Безличное отношение
· Неоправданное доверие
· Стойкое или испуганное молчание
· Фальшивое успокоение
· Морализирование
· Критика, насмешка, угроза.