Философские учения Платона и Аристотеля

Категория материи. Развитие представления о материи в истории философии.

Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека.

Первые попытки определить понятие «материя» были предприняты в древней философии. Античные мыслители-материалисты отождествляли материю с каким-либо конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксвмен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий» (начал) — огня, воды, воздуха и земли. Попытку преодолеть подмену материи одним из видов вещества предпринял Анакснмандр, который первоосновой всего существующего считал «алейрон» — бесконечную, неопределенную, беспредельную меняющуюся субстанцию.

В философии Нового времени (XVII—XVIII вв.) материю понимали как некое однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало (субстанция), наделенное такими свойствами, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п.По Ф. Бэкону, материя — совокупность частиц, а природа — совокупность материальных тел. Для французских материалистов (Гольбаха, Дидро и др.) материя — система всех существующих тел, которые вызывают наши ощущения. У Фейербаха материя — это природа в многообразии всех своих проявлений, включая человека как биологическое существо.

По мере развития философии и науки понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты, но одновременно становится все более абстрактным. В диалектико-материалистической философии материя (объективная реальность) есть философская категория, выражающая ее существование вне, и независимо от сознания и отражаемая им.

В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах и др.) материя — это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) — это порождение духа, «инобытие» идеи.

Философские учения Платона и Аристотеля.

Платон. Родоначальник объективного идеализма (т.е. реально существует некое духовное начало, которое породило из себя материальный мир). 1-ая навигация – познание из чувств, 2-я навигация – познание из наблюдений. Человек изначально находиться в пещере. Он должен оттуда выбраться. Философы пытаются объяснить людям, что есть Солнце, но люди этого не понимают. Чувственно воспринятый мир – лишь когда не настоящий. Реальный мир – мир идей. Идеальный мир – мир сущностей. Пока человек содержит идею – он существует. Высшая идея – идея блага. Человек состоит из тела и души. Тело подвержено разрушению, а душа вечна. Душа пребывает в царстве идей. Когда человек рождается, душа все забывает. Весь путь жизни – это познание. Знание – это воспоминания. Сознание – наибольшее учение. В государстве должны быть представлены 3 группы: мудрые правители – философы, мужественные войны, ремесленники и земледельцы. Существующее соц. Неравенство было создано когда-то богами. Отрицательно относился к демократии. Родоначальник философского идеализма. Предлагал первичность духовного по отношению к материальному.

Аристотель полагал, что человек может вести достойную жизнь только в сообществе. Философия по Аристотелю – это знание общего, знание первых начал. Если начали философствовать, чтобы избавиться от познания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания. Истина – это знание, соответственного действия классифицирующая все науки и знания. Выделил: 1) теоретические науки – науки, где познание ведется ради самого себя. 2) практические – где познание ведется ради достижения практических результатов. 3) творческие – ради достижения чего- либо прекрасного. Первая материя – основа бытия. Промежуточные ступени между материей и вещами является 4 элемента: огонь, вода, воздух, земля. Бог сообщил миру первоисточник, придал цель. Основатель логики. Разделил формы гос. устройства на «неправильные» (тирания, олигархия, демократия) и «правильные» (монархия, аристократия, полития). Положил начало политической науки об общественной жизни, биологии. Нравственность – приоритетное качество души. 4 первопричины: материя, форма, движение, цель.

Наши рекомендации