Лекция 4. философия софистов и сократа

Вопросы:

1. Софистический переворот в философии.

2. Этико-антропологическая концепция Сократа.

3. Проблема единичного и всеобщего в философии софистов и Сократа.

Учение софистов

Учение философов-просветителей, сложившееся в Афинах во второй половине 5 в. до н.э. Они были первыми профессиональными учителями по общему образованию (софист – это платный учитель ораторского искусства). Их сочинения практически не сохранились, т.к. они не стремились создать определенную систему знаний. Софистов большего всего волновали проблемы политики, этики, государства, права, языкознания, риторики, логики.

Софисты совершили антропологический переворот в философии: произошел переход в исследованиях от проблем бытия и природе к изучению человека и общества. Символом этой революции является известный тезис Протагора «Человек есть мера всех вещей», который трансформировался в идею о том, что каждый человек имеет свою собственную истину.

В теории познания тяготели к релятивизму (все прежние принципы они подвергли сомнению, все истины объявили относительными). Открыли ряд правил логического мышления, но разрабатывали логические уловки (софизмы), основанные на многозначности слов, подмене понятий (Например: «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего, есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего»).

Философия Сократа

Сократ (ок. 470-399 до н.э.) является одним из самых известных античных мыслителей, первый (по рождению) афинский философ.

В своем творчестве он отдавал предпочтение устному рассуждению, полагая, что «письмена мертвы». Его философское учение реконструировано на основании вторичных источников – сведений из работ более поздних авторов (Платона, Ксенофонта, Диогена Лаэртского, Аристотеля).

Философия Сократа открывает новую страницу в развитии древнегреческой философии (хотя и был современником Демокрита). Его философии подводит черту под прежним периодом философствования («досократический период»). Происходит переосмысление самого предмета философского знания (что является первым шагом на пути перехода от наивного реализма к становлению и развитию рефлексивного потенциала философии). Традиционная онтология (каков мир?) дополняется гносеологией (каким образом возможно человеческое знание о мире?).

В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества.

Он усилил антропологический переворот в античной философии, принципиально считая, природу нет смысла изучать. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов.

В своем учении Сократ отстаивал принципы рационализма и интеллектуализма. Адекватным инструментом философского поиска он считал живой диалог.

Метод Сократа – «диалогический» (диалектика – искусство ведения спора), состоял из 2 ступеней:

1) ирония (ее цель – осознание отсутствия истинного знания, понимание собственного незнания, очищение сознания от излишней самоуверенности). Проявлением этого являлось знаменитое высказывание Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого»;

2) «майевтика» («повивальное искусство», искусство помочь родиться знанию).

Сократ признавал единство истины, красоты и добра (прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые, а немудрые не могут и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость).

Истинная справедливость – это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

o Умеренность (знание, как обуздывать страсти)

o Храбрость (знание, как преодолеть опасности)

o Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческих)

Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти (в возрасте 70 лет он был приговорен к смертной казни по обвинению в том, что он не чтит богов и развращает юношество). Его жизнь является примером бескорыстного служения истине.

Литература

Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1988.

Наши рекомендации