Философия досократовского периода
К основным достижениям философской мысли этого периода, при всём
своеобразии подходов к рассмотрению основных философских проблем,
можно отнести следующие:
1. В философии досократиков поднимается и решается проблема
о единых первоначалах природы и сущего. Тем самым возникает
наиболее ранняя форма философии – натурфилософия, которая дала начало
многим наукам.
2. Закладываются традиции материализма и диалектики в понимании
природы, хотя они и носят стихийный характер. Материалистическое понимание
природы означает её рассмотрение как саморазвивающейся системы, к которой
складывающаяся в развитии сложность имеет первопричиной свойства самой
материи, её внутренние силы, для которых не требуются внешние идеальные силы,
управляющие миром.
3. Впервые решается вопрос о природе мышления, о различии разумного и
чувственного начал в восприятии мира, о противоположности Знания и Мнения.
6)Софисты. Главная цель: научит учеников использовать знания на практике
(побеждать в спорах, владеть словом). Протагор, Горий (483-373) доказывает
3 тезиса: ничего не существует; если что-то существует, его нельзя познать;
если что и можно познать, то нельзя передать, объяснить другому. Весьма точно
различает значения слов и использует изменения значения в разных контекстах,
речь понимается, как совершеннейшее орудие человека. Протагор (481-411) материалист
и атеист. В теории познания он – сенсуалист (сенсуализм – познание, основанное на
творчествах). "Человек – есть мера всех вещей, существующих, что не существует,
не существующих –???". Большинство мыслей Протагора и Гория относятся прямо к
человеку, его жизни, практической и познавательной деятельности. Софисты переносят
центр внимания от природы на человека, это связано с целью "учить людей", поэтому
они уделяют большое внимание языку, как средству передачи мнений и изучению
человеческого мнения и знания.
7) Сократ(469-399).Искусство рождения мысли – майевтика. Стремятся понять мир
в другой манере, нежели софисты, он движется от событий к их смыслу. Все прекрасные
вещи имеют общее…Эйдос(видимая фигура) – идея вещи, её смысл. Поскольку общее
можно обнаружить не чувствами, а умом Сократ относит общее к миру ума ,
существует родовое общее. Начиная с Сократа, человечество начинает осваивает мир
родового общего. Этот мир родового иерархизирован. Главная идея – идея бога.
У него происходит отождествление счастья с добродетелью. Мораль = знанию.
Приобрести знание можно через диалектику, которая состоит из иронии и майевтика.
Ирония – обмен мыслями, которая сначала даёт неверный результат (сравнение
через противопоставление). До Сократа основным предметом философии являлась
природа, Сократ отодвигает центр тяжести философских интересов в сторону
человека. Если софисты занимались науками, Сократ отвергает всю натурфилософию
как излишнюю для человека. Сократ превосходит софистов в понимании общего,
родового. Софисты превосходят Сократа в определении практического.
Главной задачей философии Сократ считает рациональное обоснование
религиозно-нравственного мировоззрения. Мир является творением божества
великого и всемогущего, а основой сущностью мира является духовный принцип.
Сократ является первым из 3-х наиболее выдающихся философов классического периода.
8) Платон об "идеях",П.(427-347) из Афин. Ученик Сократа. "Академия" в
Афинах. После смерти Сократа много путешествовал (12лет). Критикует
Демокрита. Центральное учение - учение об "идеях". Материальный мир
( кажущееся бытие), который нас окружает и который мы познаем своими чувствами
является лишь "тенью" и произведен от мира идей (истинное бытие), т.е. матер. мир
вторичен. Все явления материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются,
идеи являются неизменными и вечными. Поэтому идеи - единственный предмет подлинного
истинного познания. Чувственно воспринимаемые предметы - подобие, тень, в кот.
отражены идеи. Основоположник объективного идеализма. Онтология:Чувственному
миру как кажущемуся и нереальному противопоставляет идеальный мир как реальный и
действительный. Виды сущего (самостоятельны и вечны):
- идеи (существует конечное число идей по числу существенно-сходных
вещей и явлений. Идеи можно систематизировать: идея кошки и идея собаки
входят в идею 4-ногих. Идеи дают общую, всегда пребывающую сущность вещей,
это форма, структура, эталон для вещей);
- материя (некоторый вид бесформеный, незримый, неуловимый. Она способна
принимать различные формы.
- -всякая вещь есть воплощение соотв. идеи в материю.
Материя - это нечто промежуточное между идеей и вещью) но идея и материя
безжизнены Тело космоса творится из материи. К моменту творения материя уже
существует в виде воды, воздуха, огня и земли. Тело космоса шарообразно, в центре есть
ось на которой покоится земля -геоцентрист. Космос вращается вокруг Земли. Душа творится
раньше тела. Своей тождественной частью мировая душа постигает идею, иной частью
материю, а смесь тождественного и иного -вещь. Время (движущееся подобно вечности)
родилось из разума и мысли бога. Земля - старейший и почтеннейший из богов, рожденных
внутри неба - некая космическая религия. Развитие мира определяется вечным конфликтом
бытия и небытия.
9) Платон (427-347) имел свои школы – академии. Выделяют три периода творчества
Платона: сократический, платонический, период зрелости диалоги Платона.
Платон – 1-ый объективный идеалист, сознательный, воинствующий, лично-безличностный.
Главная категория – это идея, некое объективированное понятие, умственная идея, ???
из человеческого сознания и помещённая в некий идеальный мир. Анамнезис –
припоминание – главный метод. Диалектика и Платона – искусство ведения беседы,
умение правильно задавать вопросы и получать правильные ответы – это вершина
знания. Истинные знания. Знания мнимые – смесь истины и заблуждения.
Космология – учение о происхождении мира. Творец вселенной – разум (Демиург),
который творит сначала идею космоса. Материя – начало мироздания. После
создания материи Демиург создаёт богов, боги создают мир, человека, живых существ.
Взаимоотношение вещи идеи: идея и вещь причастны друг другу, но степень сопричастности
может достигать различного уровня совершенства. В рамках соотношения вещь – идея: есть
предел становления вещи. В рамках соотношения идея – вещь: идея как порождающая модель
того класса вещей, которому она сопричастна. Платон убеждён в объективности идей, в том,
что они не могут существовать без сопричастности к ним вещей. Социально-политические
взгляды Платона: выделяют 3 составляющих части души: Разумная, сосредоточенная в голове;
чувства и эмоции, сосредоточенные в груди; вожделение и страсть, сосредоточенные в
животе. Платон выделяет 3 категории людей: у которых преобладает 1 часть – философы;
2-ая – стражники; 3-я – ремесленники, художники. Тимократия – власть честолюбцев,
олигархия – власть богатых; демократия – власть толпы. Наилучшая форма
правления – монархия. Вывод: идеальным, государство могло бы предотвратить
многочисленные несправедливости, он исходит из идеала и строит идеальное
государство, которое могло бы столь же неизменным как его идея.
Аристотель
Аристотель (384-322) город Стаина на северо-западном побережье Эгейского моря.
Из семьи придворного врача. Был слушателем "Академии" Платона до смерти основателя
в теч. 20 лет. "Платон мне друг, но истина дороже. Критиковал платонизм: сущность
вещей в самих вещах, а не в идеях. Странствует. В 50 лет возвращается в Афины.
Открывает фил. школу ликей (рядом с храмом Аполлона Ликейского). Стал учителем
А.Македонского. После смерти АЛ-дра обвинен в богохульстве. Покидает Афины.
Создатель самой обширной науч. системы из существ. в античности. Создал вместе
со своими учениками новое научн. напр., систематизир. науку, определил предмет
и методы отдельных наук."О философии", "Диалог о счастье", "О небе","Политика",
"Экономика", "Поэтика", "Риторика", "Метафизика". .фил наиболее божественная наука
в 2 смыслах: 1.Владеть ею пристало скорее богу, чем человеку. 2.Ее предметом
являются божественные предметы. Поэтому А. называет свою фил. теологией, учением
о боге. Дал определение понятиям сущего и сущности. Сейчас: Сущее- то, что существует,
что можно наблюдать. Сущность- то, что нельзя ощутить, а только понять как внутр.
связи (Солн. затм. - сущее, понимание его - сущность). Основа любого бытия - проматерия,
перводвиг. всего - бог. Материя то, из чего вещь возникла. Вещь существует независимо
от идеи, материя первична. Материя - сама по себе не обозначается ни как определенное
по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо иным
св-вом сущего. Такая материя включает и проматерию из провеществ (вода, воздух, земля, огонь).
Познание: 1-чувств -овладение единичным 2-рацион-овлад. общим. Путь познания;
ощущ.->предст.-> опыт-> искусство->наука
Об об-ве и гос-ве: "политика". Человек - обществ. сущ-во. Рабовладение - естественное
состояние организации общества. С рождением каждому определено быть или рвабом или
рабовладельцем.
Общество свободных людей. 1. Очень богаты -
противоественный способ приобретения богатства - плохо. 2.Средний класс 3. Крайне бедные.
Формы гос-ва: хорошие (монархия, аристокр.), плохие (тирания, олигаргия, демокр.)
Задача- предотвращение чрезмерного накопления богатства.
11) Аристотель (воспит Макед), Ликей. Бытие-существ предметн мира, восприн с пом ощущ.
Природа-первичн материал, из нее все возник. Материя-причина, без нее нет бытия,
пассивна, бесформенна, выливается в форму. Мат-возм-ть бытия. Чел-к имеет дело с
вещью(проявл материи). Форма(идея) сущ в вещах, нельзя отрывать от вещей, сумма
св-в, отлич предметы. Вещь сущ если есть форма. "Материя вообще"-из нее вещи,
"форма вообще"-Бог. Идея-копия вещей, но не наоборот. Реальн мир познается орг
чувств частично, тк сущ сверхчувств мир, доступн рацион познан. Душа-форма тела,
дает смысл жизни, душа госп над телом, как форма над материей. 3 вида души:1-
растит(растен, размн), 2-чувств(жив, ощущ), 3-разумн(чел-к: познает, думает). Теор
познан: суть вещей познается с пом ощущ, мы познаем лишь форму, но не матер.
Ощущ дают знание единичного, наука постиг общее, наука как разум, доказывает
логически. Над наукой-филос, логика. Знание з-нов мышлен-мудрость, основатель
формальн логики, сформул катег ф-фии. Диалектика-разреш противореч, низш уро-
вень логии, движ от зн единичн к зн общего, пока возм-ть не релизов, бытие-диалект,
Ар не признает противор в действ-ти, отриц объект диал. Чел-к: политич животиное,
стремл к вовместн сож-ву, гос-во-разросш семья. Назнач гос-ва-обесп счастья гражд
(собст-ть, участ в управл), рабы предназнач повиноваться. 6 форм гос-ва: правильн
(монарх, арист, полития), неправ(тиран, олиг, демокр). Наил-полития(умерен демокр+
личное дост-во олигархии). Этика:Сок(душа), Пл(идея), Ар-основа-принц нравств-ти,
в индив-не м прояв принц нрав-ти, в общ-ве поведение мб добродет-ым(справедл-то,
что соотв з-нам, то, кто наруш з-н-несправедлив).