Экзистенциализм. Бытие человека в мире как философская проблема

Экзистенциализм(от лат. existential – существование), или философия существования, - одно из главных направлений философии 20 столетия.

Экзистенциализм - философское направление, которое ставит в центр внимания индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию, свободе, смерти) и проявляет интерес к проблематике науки, морали, религии, философии истории, искусству.

Эта философия обратилась к проблеме критических, кризисных ситуаций, пытаясь рассмотреть человека в условиях жестоких испытаний, пограничных жизненных ситуаций. Главное внимание уделяется анализу духовной активности людей, духовной выдержке человека, заброшенного в иррациональный поток событий и радикально разочарованного в истории. Новейшая история Европы показала неустойчивость, хрупкость и неустранимую конечность человеческого существования. Новым небиблейским откровением оказывается осознание человеком собственной смертности и несовершенства, которым обладает человек.

Предшественниками экзистенциализма считают датского философа С.Кьеркегора, немецкого философа Ф.Ницше, а также Ф.М.Достоевского, философов Л.И.Шестова, Н.А.Бердяева.

Экзистенциализм – философское направление, получившее широкое распространение в Европе в 20 веке.

Главным предметом изучения является человек, его проблемы и трудности существования в окружающем мире.

Расцвету экзистенциализма в 20-70-е годы 20 в. способствовали следующие причины:

- Нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество в период перед первой мировой войной до конца второй мировой войны.

- Бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, создание новых видов оружия массового уничтожения).

- Опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, экологический кризис и др. глобальные проблемы).

- Усиление жестокости, рост агрессии.

- Распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность

- Бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.

Наибольшее распространение экзистенциализм получил в Германии – М.Хайдеггер (1889 – 1976), К.Ясперс (1883 – 1969),

Во Франции – Г.Марсель (1889 – 1973), Ж.П.Сартр (1905 – 1980), А.Камю (1913 – 1960).

Экзистенциализм делится на религиозный (Ясперс, Марсель) и атеистический (Хайдеггер, Сартр), хотя различия между ними незначительны.

Экзистенциализм оказал большое влияние на художественную литературу, театр, кино. Некоторые философы были в то же время писателями и драматургами.

Экзитенциализм – философия особого рода. Она подчеркнуто не претендует на научность и общезначимость, отрицает возможность создания целостного научного мировоззрения.

Предметом философствования является человек, его существование, бытие.

Экзитенциалисты считают, что наука о человеке невозможна, поэтому философия представляет собой вненаучное, внетеоретическое рассмотрение человеческого бытия, интимные переживания отдельного индивида.

Что такое человек? Экзистенциалисты (вслед за Достоевским) утверждают, что человек есть тайна.

Поэтому философия должна заниматься не проблемами, а тайнами.

Она ведет поиск не в сфере рационального сознания, а в сфере эмоций, переживаний.

Экзистенциализм – это философия ярко выраженного иррационализма и антиинтеллектуализма.

Изучением эмоциональных переживаний, чувств, сферы подсознательного занимается психология и психоанализ. Но, по мнению экзистенциалистов, это дело бесполезное, так как наука не только беспомощна, но и вредна. Истина есть зло, т.к. она делает более тяжелым человеческое существование. Мифы и иллюзии, напротив, помогают человеку жить.

Здесь бесспорной признается религиозно-мистическая идея С.Кьеркегора: «Существование нельзя мыслить», «невинность – это незнание», «Глупость всегда нужна, чтобы стать счастливым и быть правильно понятым другим» и т.п. Это говорилось в первой половине 19 века малоизвестным и непризнанным при жизни философом.

В 1933 году Хайдеггер при вступлении на должность ректора Фрейбургского университета произнес речь, в которой сказал: «Существование науки никогда не является безусловно необходимым».

К.Ясперс считал, что наука необходима, но она бессильна раскрыть и объяснить экзистенцию. Поскольку человек становится свободным, он приходит к обладанию своей истиной.

Истина – это творческий акт индивида, общезначимой, универсальной истины нет. Свобода порождает истину, но не наоборот. Истина, знание не ведут к свободе. Чем больше возрастает объем знания, тем больше становится непознанного. Незнание есть предпосылка свободы. Следовательно, чем меньше человек знает, тем он свободнее.

Т.об., каждый человек обладает своей собственной истиной, у каждого есть своя философия («индивидуального пользования»).

Такая позиция полностью отрицает идеи классической философии, что знание есть сила, свобода есть осознанная необходимость, т.е. закономерность объективного мира (Бэкон, Декарт, Спиноза).

Если философия сугубо индивидуальна, в ней нет ничего общезначимого (по Ясперсу), то становится непонятно, каким образом идет процесс познания, как усваиваются знания, идеи других людей.

Экзистенция (существование) - это переживание субъектом своего бытия в мире. Это бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. «Все, что существует, сосредоточивается в человеке и исходит из него. Исключить человека означало бы для нас погрузиться в ничто», - говорит Ясперс.

Экзистенциализм сводит проблему бытия к человеческому бытию, а последнее истолковывается с позиций субъективного идеализма. По мнению Ясперса, «субъект творит свой мир таким, каким его хочет видеть».

Хайдеггер утверждает, что вся предшествующая философия была не способна понять бытие, сводя его к совокупности вещей. Понятие «бытие», по мнению Хайдеггера, не может быть определено, но вопрос о нем не лишен смысла. Это смысл человеческого бытия. Проблема бытия есть проблема человека, который вопрошает о бытии, переживает бытие.

В то же время в экзистенциализме признается существование независимой от человека действительности, но она имеет не материальный, а идеальный характер (в религиозном экзистенциализме это Бог, а атеистическом – «бытие в себе» или «ничто»).

Объективная реальность у экзистенциалистов иногда называется трансценденцией и она неразрывно связана с экзистенцией, т.е. объект не может существовать вне и независимо от субъекта.

Таким образом, в экзистенциализме преобладает тенденция субъективного идеализма.

Кьеркегор проводит в экзистенциализме идею о бессмысленности бытия, которое внушает страх и отчаяние индивиду. Внешний мир не может служить опорой индивиду, спасение надо искать в воле Бога. Общество, по мнению К.Ясперса, враждебно индивиду, оно нивелирует личность, превращает ее в винтик, стандартную деталь, не имеющую своего лица. Массификация личности означает отчуждение ее от самой себя.

Спасение человека в окружающем его кошмарном мире – только он сам, его неповторимая Самость, или ядро таинственной и непознаваемой экзистенции. Человек должен сам спасти себя, прийти к своей свободе. Самость может реализоваться только в свободном решении и выборе человека.

Наши рекомендации