Тема 27. Проблематика, герои и конфликты современной драматургии

Драматургия «новой волны». Обновление социально-психологической драмы новым содержанием (А.Галин «Звезды на утреннем небе», «...Sorry», «Титул»; А.Дударев «Свалка»; В.Мережко «Женский стол в охотничьем зале», «Ночные забавы»; Л.Разумовская «Сад без земли», «Дорогая Елена Сергеевна»; Э.Радзинский «Спортивные игры 1981 года», «Наш Декамерон», «Я стою у ресторана»; Л.Петрушевская «Темная комната», «Три девушки в голубом», «Квартира Коломбины», «Московский хор»; В.Дозорцев «Последний посетитель»; С.Злотников «Пришел мужчина к женщине», «Дурацкая жизнь»; А.Казанцев «Сны Евгении» и др.). Особенности конфликта.

Философская драма С.Шуляка: «Послесловие», «Книга Иова».

Поколение драматургов «новой драмы»: О.Ернев «Мы пришли»; О.Юрьев и его пьесы; А.Железцов «Гвоздь», «Аскольдова могила»; А.Шипенко «Смерть Ван Халена», «Археология», «Ла фюнф ин дер люфт», «Верона», «Натуральное хозяйство в Шамбале», «Из жизни комикадзе», «Сад осминогов» и др.)

Сентиментальность и вера в любовь на страницах пьес Н.Птушкиной: «Овечка». («Драматург» N.6/95), «Плачу вперед» («Драматург» N.8/97), «Корова».

Постмодернизм в современной драматургии: «В землянке», «Пельмени» В.Сорокина; «Русский инвалид « за 18 июля…» М.Угарова. Переплетение быта и фантасмагории, жизни, превращенной в миф, низведенной до сказки: «Русский сон»О.Михайловой, «Как старики умирать ходили» Б.Гаврилова.

Постановка авторами своих пьес (Коляда, Птушкина, Шуляк) – веяние нового времени.

Авангардистские приметы «новой драмы»: сплав трагического и комического, прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного. Новая поэтика и сценический язык. Тяготение драматургов к общечеловеческим, бытийным проблемам.

Тема 28.«Новая драма» Н. Коляды.

Н. Коляда– уральский законодатель драматургических мод. «Новая драма» Н.Коляды – «Вор», «Игра в фанты», «Барак», «Мурлин Мурло», «Полонез Огинского», «Канотье», «Рогатка», «Уйди- уйди», «Мы едем, едем…»

«Маленький человек» и его онтологический статус в пьесах. Доминирующие темы в пьесах, сценический хронотоп. Сединение лирически возвышенного, «синтементального» с грубым натурализмом.

Авторская позиция. Мотивы дороги, дома, воспоминаний, детства. Роль символических образов. Традиции А.П.Чехова, М.А.Булгакова, Н.Р.Эрдмана, А.В.Вампилова, А.М.Володина и др. Семинар.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Для организации самостоятельной работы студентов составлен график, рассчитанный на период с сентября по первую неделю ноября– первый этап; второй – после возвращения с практики: третья неделя декабря.

Темы заданий отражены в тематическом плане курса.

Видами работ являются как темы докладов так и рефератов (перечень приводится ниже).

Используемые формы отчетности: участие в семинарах,чтение докладов на семинарских занятиях, выполнение рефератов по предлагаемой проблематике, сдача текстов, индивидуальные собеседования. Сдача зачета.

Для студентов заочного отделения – чтение докладов на семинарских занятиях, выполнение контрольной работы. Формы отчетности те же.

Вопросы к зачету.

1. Социокультурная ситуация. Тенденция литературы второй половины 1980-х-2000-х годов.

2. Публицистический пафос повести В.Распутина «Пожар». Связь произведения с предшествующим творчеством писателя.

3. «Печальный детектив» В.Астафьева как попытка изобразить «новый жизненный срез».

4. Женские характеры в русской литературе конца XX века (В.Астафьев «Людочка», В.Распутин «Женский разговор» и др.).

5. Раскрытие социально-этических и политических противоречий действительности в произведениях В.Дудинцева, А.Рыбакова, Д.Гранина, А.Бека.

6. Тема праведничества в «Одном дне Ивана Денисовича», «Матренином дворе» А.Солженицына.

7. «Раковый корпус», «В круге первом» и их художественное своеобразие (по выбору).

8. «Архипелаг ГУЛАГ» как «опыт художественного исследования».

9. Историческая концепция развития России в романе «Красное Колесо».

10. «Лейтенантская» проза о Великой Отечественной войне в 1990-е гг. (В.Богомолов, Г.Бакланов, Ю.Бондарев).

11. Своеобразие повествовательной манеры Ю.Бондарева («Выбор», «Игра», «Мкновения»).

12. Нравственно-философская проблематика прозы Вяч.Кондратьева («Что было...», «Искупить кровью» и др.).

13. Трагическое мироощущение в современной прозе о войне (Вяч.Кондратьев, Г.Владимов, В.Астафьев и др.)– по выбору.

14. Солдатская правда о великой Отечественной войне в произведениях В.Астафьева («Прокляты и убиты», «Так хочется жить», «Обертон»).

15. Тема афганской и кавказских войн в литературе последнего десятилетия (О.Ермаков «Знак зверя», В.Маканин «Кавказский пленный»).

16. Современный взгляд на крестьянскую цивилизацию» в произведениях Б.Можаева «Мужики и бабы». В.Белова «Кануны», С.Антонова «Овраги».

17. Авторская «философия страдания» и художественная реальность в произведениях А.Варламова «Здравствуй, Князь», «Затонувший ковчег», «Лох» и др.

18. Лагерная проза В.Шаламова.

19. Эволюция женских типов в прозе В.Распутина (от произведений 1970-х г. к началу 2000-х).

20. Конфликт цивилизации и природы в произведениях1980-х–1990-х гг. (С. Залыгин «Экологический роман», «Плаха» Ч.Айтматова и др.)

21. «Фанатстический реализм» А.Кима («Отец-Лес», «Онлирия» и др.).

22. Художественные приемы изображения действительности и психологии человека в произвдедениях В.Маканина «Стол, покрытый сукном и с гарфином посередине», «Иероглиф», «Андеграунд или Герой нашего времени» ( по выбору).

23. Роль культуры в духовной жизни человека. Споры о романе А.Битова «Пушкинский дом».

24. Тема противостояния человека внешнему миру в романе М.Харитонова «Линия судьбы, или Сундучок Милашевича».

25. Конфликт героя и среды в «натуралистической прозе» (С.Каледин «Стройбат», «Смиренное кладбище», О.Павлов «Казенная сказка") – по выбору.

26. Проблема «лишнего человека» в современном обществе (по повести П.Алешковского «Жизнеописание Хорька»).

27. Третья «волна» литературы русского зарубежья: проблематика, герои и принципы изображения (автор и тексты по выбору).

28. Судьба писателей русского зарубежья (по выбору).

29. Эстетика русского литературного постмодернизма.

30. Поэма Вен.Ерофеева «Москва-Петушки» - трактат русского пост-модернизма.

31. Проблематика и герои прозы Л.Петрушевской.

32. Своеобразие стиля Т.Толстой ( в произведения по выбору)

33. Человек и действительность в произведениях В.Сорокина, Дм.До-бродеева, Ю.Мамлеева(по выбору).

34. Эстетика «иронического авангарда» в произведениях Вяч. Пьецуха.

35. Философские и исторические проблемы в прозведениях М.Кураева («Зеркало Монтачки», «Капитан Дикштейн», «Блокада» и др.)

36. Время и пространство в произведениях В.Пелевина («Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Священная книга оборотня», «Ампир В» и др. – по выбору).

37. Проблема творческой личности в искусстве и действительности в романе Ю.Буйды «Ермо».

38. Особенности изображения героя в романе Саши Соколова «Школа для дураков».

39. Ироническая проза В.Аксенова («Ожог», «Желток яйца», «Московская сага») – по выбору.

40. Философская лирика И.Бродского. Мотивы и образы.

41. Классические традиции в современной поэзии (Вл.Соколов, Д.Самойлов, Ю.Кузнецов, Б.Ахмадуллина - по выбору).

42. Творчество А.Вознесенского, Е.Евтушенко 1990-х – 2000-х годов. Проблематика, особенности стиля.

43. Авангардная поэзия: И.Жданов, А.Паршикова, О.Седаковой, Л.Рубинштейна (по выбору).

44. Центонная поэзия Т.Кибирова.

45. Герой и конфликты в драматургии «новой волны» (Л.Петрушевская, А.Галин, С.Злотников, Л.Разумовская, В.Арро, А.Казанцев В.Славкин и др.).

46. Трагическое и комическое, прекрсное и безобразное, возвышенное и низменное в «новой драме» (Н.Коляда, О.Ернев, А.Железцов, О.Юрьев и др).

47. Художественные приемы создания условного мира в современных пьесах Н.Садур, В.Войновича, А.Слаповского, М.Угарова и др. (по выбору).

Наши рекомендации