Проблема первоначала и первопринципа в философии досократиков

К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-"досократиков":

• милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);

• Гераклита Эфесского;

• элейской школы;

• атомистов (Демокрита, Левкиппа);

Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

"Досократками" принято называть греческих мыслителей, появившихся на философской сцене ранее Сократа. Греческая философия зародилась в колониях, как восточных, так и италийских, и лишь с именем Анаксагора связывается возникновение философской традиции в самой Греции.

Главная проблема философии доскоратиков - поиск первоначала. Эта проблема имеет ряд аспектов:

поиск простейшей "клеточки" мира, благодаря которой можно познавать сложные процессы (гносеологический аспект);

поиск принципа стабильности мира, при том, что каждая отдельная вещь возникает и исчезает;

поиск принципа единства мира во многообразии вещей, не связанных друг с другом необходимой связью;

построение космогонической модели;

построение космологической модели.

Первый период античной философии связан со становлением и развитием греческого классического рабовладения в VII–IV вв. до н. э.

Философия этого периода начиналась с поиска ответов на вопросы, уже поставленные в мифологии, – о происхождении и первооснове мира. Таким образом, в центре внимания первых философских школ – проблема физиса (природы). Но под природой досократики понимают не просто окружающий мир, а единую первооснову всего существующего в мире многообразия вещей и явлений. Физис един, вечен и неизменен, а всё, что из него возникает - изменчиво, сложно, не является простым.

Идея всеобщей естественной основы мира была выдвинута первыми греческими философами, представителями милетской школы: Фалесом (конец VII — пер. пол. VI вв. до н. э.), Анаксименом (VI в. до н. э.), Анаксимандром (VI в. до н. э.). Особенность этой школы состояла в том, чтов ней впервые аргументировался ответ на вопрос о первооснове всего сущего.

Милетцы стремились понять природу, окружающий мир во взаимосвязи и единстве вещей, поскольку были убеждены в существовании их первоначала, основы (архе) перво-кирпичика, первостихии бытия. Такое первоначало Фалес видел в воде, Анаксимандр его называл апейроном (т.е. неопределенной и беспредельной стихией), Анаксимен – воздухом, Гераклитполагал, что это огонь.

Обращение первых древнегреческих философов в объяснении разнообразия и гармонии мира к природным стихиям подтверждает (в отличие от древнеиндийской и древнекитайской философии) материалистические истоки их мировоззренческих взглядов. Но это была обусловленная временем наивная материалистическая натур­философияс существенными элементами стихийно-диалектического (гераклитовского «все течет») мышления. Тем не менее, милетцы совершили прорыв от мифа к логосу на основе доказательного, рационально-критического, фактически, научного мышления. После ним основным принципом мысли философа и ученого стало правило: мир должен быть понят, исходя из него самого, а не из внешних (гетерономных) причин. Этот принцип остается краеугольным камнем и для современного научного знания.

Основателем милетской философской школы былФалес(625 – 547 гг. до н. э.). По преданию, Фалес считался, с одной стороны, одним из семи легендарных древнегреческих мудрецов – победителем в соревновании на звание наимудрейшего среди эллинов. С другой стороны, разработав метод философской аргументации, он, фактически, стал первым философом.Поскольку разновидностью философской аргументации является математическое доказательство и конкретно-научное обоснование, его также называли «первым математиком», «первым астрономом». В истории математики и астрономии считается, что он был первым, кто начал доказывать геометрические теоремы и предсказал солнечное затмение (585 г. до н. э.). Фалес разделил год на 365 дней, определив продолжительность месяца в 30 дней.

О жизни Фалеса до наших дней дошли две любопытные истории. По одной из них, Фалес ночью, созерцая звезды, не заметил яму и упал в нее – под смех проходившей мимо служанки. Ее развеселило, что этот человек столько знает о небе, а у себя под ногами ничего не видит. По другой легенде, Фалес, сообразив, что наступивший год сулит огромный урожай маслин, арендовал в Милете по дешевой цене все маслодавильни. И когда урожай действительно оказался большим, получил огромную прибыль. Сделал он это, по словам Аристотеля, однако, лишь с целью: показать, что философ-мудрец может при желании преуспеть в жизни, но больше, чем материальные блага, он ценит истинное знание.

Основой всего сущего Фалес считалводу. Согласно его учению, все начинается с воды и в нее возвращается. Вода понималась как философская категория, обозначавшая субстрат – материальную первооснову ипервоначало, из которого возникают все вещи.

Учеником и последователем Фалеса был Анаксимандр(610 – 546 гг. до н. э.). Все его работы утрачены, в том числе и создававшееся каждым досократиком сочинение «О природе». За первооснову всего существующего Анаксимандр принимал апейрон – беспредельное вещество, отличное от воды или воздуха. Согласно Анаксимандру, апейрон активен и, благодаря его движению, одни вещи рождаются, другие умирают. Анаксимандр был представителем диалектического мировоззрения, базировавшегося, как и у многих других досократиков, на здравом смысле. Как диалектик он учил, что из единого апейрона выделяются противоположности теплого и холодного, сухого и влажного, а возникновение мира является результатом их борьбы. Анаксимандр был первым в греческой философии, сознательно поставившим вопрос о законах происхождении животных и человека, шарообразности Земли.

Учеником и последователем Анаксимандра был философАнаксимен(585 – 524 гг. до н. э.). Подобно Фалесу и Анаксимандру, он изучал астрономические явления, которые стремился объяснить естественным путем. В своих философских взглядах Анаксимен придерживался учения Анаксимандра, но вносил в это учение ряд существенных критических уточнений. Так, первоосновой всего, по Анаксимену, являетсяне вода или апейрон,авоздух. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, – превращается в ветер, затем – в облако, делается водой, потом землей, камнями и другими вещами. Представители милетской школы были стихийными материалистами и диалектиками. Вместе с тем их философское мировоззрение не было, да и не могло быть вполне свободным от элементов мифологически-религиозного мировоззрения.

Наши рекомендации