Характеристика творческого метода Бетховена
Бетховен – последний из венских классиков (даты его жизни и творчества 1770–1827). И хотя в ходе эволюции в музыке композитора постепенно вызревали некоторые новые явления, которые устремлены к будущему (к романтизму), более ярко деятельность Бетховена. показывает завершение принципов и идей венской классической школы. Как для Моцарта и Гайдна, для него характерны ясность мировоззрения, преобладание объективного тона высказывания. В музыке Бетховена ощущается классическая уравновешенность и соразмерность частей целого, стройность формы, заключающей глубокое содержание. При этом в его произведениях присутствует известная демократичность, творчество связано с бытовой музыкой, песенными и танцевальными жанрами.
И все же среди венских классиков Бетховен занимает особое место: ни у кого из его предшественников мы не находим столь последовательного и яркого выражения в музыке героического начала, темы борьбы, преодоления препятствий, достижения победы. Такая тематика – определяющая для Бетховена. И самым прямым образом это связано с событием, оказавшим огромное влияние на судьбы всей Европы – Великой французской буржуазной революцией 1789 г.
Основные вехи в творчестве Бетховена, где героическая тема проявляется с необычайной силой: сонаты для ф-но № 1, 5, 8 («Патетическая), 17, 23 («Аппассионата»); 32 вариации до минор для ф-но; квартет ор.18 №4 до минор, фп. Концерты № 3 и 5; увертюры «Кориолан» и «Леонора», музыка к трагедии И.В. Гете «Эгмонт»; опера «Фиделио» и, конечно же, симфонии – в особенности № 3, 5, 9 (отчасти № 7).
Героическая идея оказывает заметное влияние буквально на все элементы музыкального языка Бетховена, чрезвычайно отличного от Гайдна и Моцарта. Особенно показательна, пожалуй, трансформация тематизма, который приобретает строгость и чеканность контуров: мелодическая линия становится выпрямленной, устремленной (например, в главных темах первых частей в сонатах для ф-но № 1, 5, 8), она часто опирается на фанфарные интонации, имеет песенно-маршевые черты. В теме 32-х вариаций до минор, теме медленная (2-я) часть симфонии № 3, в финале симфонии № 5 буквально слышится музыка революционной Франции.
Радикально преобразуется отношение композитора к категории развития в музыке: его роль колоссально возрастает. Бетховен наполняет развивающими элементами практически все без исключения разделы музыкальной формы. Уже с самого момента показа важнейшего материала начинается развитие, активное движение вперед. В этом заключается новизна бетховенского экспонирования основного материала – композитор показывает основные темы в процессе их становления. ПРИМЕРЫ ТАКОГО МЕТОДА – тема гл. партии ПЕРВОЙ ЧАСТИ СИМФОНИИ № 3, начальная тема скерцо из этой же симфонии, тема гл. партии финала симфонии № 9 и др.
Само развитие приобретают невиданные до сих пор размах и напряженность. Среди методов развития Бетховен предпочитает мотивно-тематическую работу, так как она наиболее способствует решению одной и важных для Бетховена задач – показать процесс развития изнутри и исчерпать его до последнего элемента (см. разработку 1 части симфонии № 5 – развитие мотива судьбы).
Сонатно-симфонический цикл приобретает для композитора первостепенное значение. Степень его единства заметно возрастает: так, в симфонии № 5 одна тема проходит через весь цикл (здесь мы встречаемся с одним из первых применений метода монотематизма).
Цикл претерпевает внутренние преобразования. Вместо медленной части в циклах Бетховена возможны траурные марши (соната для ф-но № 2, где впервые появилась такая идея, симфония № 3, симфония № 7, где траурному маршу чрезвычайно близко аллегретто). Изящный или простодушный в народном духе менуэт часто заменяет скерцо, которое является как одна из граней героики – оно передает картину народного праздника, массового веселья (хотя есть и другие варианты – в симфонии № 9 в скерцо господствует мрачная фантастика, слышатся нарастание угрозы и моментами торжество сил зла). Финал получает небывалый размах, воплощает торжество, ликование по поводу завоеванной победы. В финале симфонии № 2 Бетховен осуществляет блестящую находку – вводит звучание хора и солистов (на текст оды Ф. Шиллера «К радости»), приближая тем самым жанр симфонии к оратории.
Под влиянием героики у Бетховена преобразуется и лирика, которая, можно сказать, выступает как обратная сторона героики. Лирическое начало становится сосредоточенным, углубленным. Нередко в медленных частях сонатно-симфонических циклов встречаются темы патетического, декламационного характера, напоминающие ораторскую речь: например, см. сонаты № 7, 17. С другой стороны, лирические темы Бетховена могут звучать как философские раздумья, размышления, которые возвышаются над мирской суетой. Они вдалеке от тираноборческих мотивов, рождая иногда образы удивительно близкие по духу композиторам-романтикам (в особенности в поздних сочинениях Бетховена).
Бетховен работал во всех жанрах своего времени (опера «Фиделио», балет «Творения Прометея», кантатно-ораториальные жанры, среди которых выделяют Торжественную мессу, песни и предвосхищающий романтические настроения вокальный цикл «К далекой возлюбленной» и др. произведения). Но все же более весомой оказалась инструментальная музыка: 9 симфоний, 32 фп. сонаты, 10 сонат для скрипки с ф-но, 17 струнных квартетов, 5 концертов для ф-но с орк., один концерт для скрипки с оркестром.
Именно в инструментальной музыке героическая тема получила последовательное воплощение. Огромная новизна бетховенских идей повергала современников в недоумение, лишь единицы смогли оценить музыку Бетховена при его жизни. Дело в том, что композитор, можно сказать, не стеснялся в выборе средств: в начале сонаты № 8 использовал слишком тяжеловесные многозвучные аккорды (Т35 из 7 звуков), в завершении гл. партии первой части симфонии № 3 – жесткие диссонансы. Там же в завершении разработки возникает наложение по вертикали Т и D функций, которое было расценено слушателями как проявление глухоты композитора (либо невнимательности валторниста, который вступает с интонацией главной темы в основной тональности раньше времени); необычайно резко по тем временам звучит и сочетание t 4/6 и Ум.VII7 на фоне Д органного пункта.
Необычно протекал и сам процесс сочинения музыки Бетховеном. Здесь показательно сравнение с Моцартом: как известно, у Моцарта не было черновиков, почти всё он сразу писал начисто. У Бетховена же большую роль играли эскизы, наброски, варианты. Он постоянно носил с собой записные книжки, которых сохранилось достаточно много. При наблюдении над манерой письма Бетховена возникает вывод, что композитор работал чрезвычайно напряженно, трудно, прежде чем приходил к удовлетворяющему его результату (достаточно привести историю замысла пример такой знаменитой темы, как тема финала на слова оды « К радости»).