Научная картина мира социально-гуманитарных наук.
Понятие «картина мира» обозначает совокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (К. Ясперс). Это понятие, выражающее эволюцию обыденных, научных и философских представлений о природе, обществе, человеке и его познании в зависимости от конкретно-исторических способов и форм познавательной деятельности и социальной практики в целом.
«Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики. Вместе с тем, за счет упрощений и схематизаций картина мира выделяет из бесконечного многообразия реального мира именно те его существенные связи, познание которых и составляет основную цель науки на том или ином этапе ее исторического развития».
Выделяют также философскую картину мира, научную картину мира и т.д. Научная картина мира – это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. В процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Таким образом, научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий.
В научной картине мира можно выделить две составляющие – это естественнонаучная картина мира и научная картина мира социально-гуманитарных наук. Развитие социально-гуманитарного знания все активнее вводит гуманитарную компоненту в общую научную картину мира.
Близость понятий картины мира и мировоззрения уже отметил В. Дильтей. Он включал в картину мира такие базовые сущности как жизнь, цель, человек – субъект и т.д. Австрийский философ Л. Витгенштейн (1889 – 1951) утверждал, что усвоенная нами еще в детстве общая картина мира принадлежит к сфере личностного знания и представлена особым типом эмпирических высказываний, принимаемых на веру как несомненные и сопутствующие нам всю жизнь. Обычно картина мира представлена в неявной форме. Усвоенная в детстве картина мира является для нас достоверной не потому, что она специально обоснована, а потому, что она принята на веру при общении и обучении. Немецкий социолог М. Вебер (1864 – 1920) считал, что картина мира есть «стрелочник», определяющий пути, по которым интересы продвигают действия людей.
Язык непосредственно участвует в двух процессах, связанных с картиной мира: 1) в его недрах формируется языковая картина мира; 2) сам язык вводит в оборот через специальную лексику другие картины мира. Существует много исследований на тему взаимоотношений научной картины мира и языковой картины мира. Для гуманитарного знания существенно то, что языковая и общенаучная картины являются средством интеграции культуры, жизнедеятельности человека в целом, составляют основание человеческого познания, поведения, образа жизни и т.д. Так историки и все исследователи, занимающиеся историческим анализом, должны обязательно выявлять универсальные категории, которые образуют сетку координат, своего рода модель, картину мира, при помощи которой человеком воспринималась действительность в тот или иной исторический период.
В последние годы разрабатывается понятие художественной картины мира как эмоционально-чувственного способа освоения мира и действительности, обладающего наглядностью, сочетающего знания и образы.