Познание как философская проблема
Лекция № 6
Гносеология.
План.
1. Познание как философская проблема.
- Чувственное и рациональное познание и их формы.
- Специфика научного познания. Эмпирическое и теоретическое знания.
- Формы и методы научного познания.
Познание как философская проблема
Существование и развитие человека невозможно без творческой активности сознания, направленной на преобразование природы и общества. Содержание человеческого сознания составляют знания. Вся жизнедеятельность людей осуществляется на основе знаний, среди которых особое место занимает информация (лат. informatio – ознакомление, разъяснение, изложение), т.е. сведения, которые получает субъект об окружающем мире.
Познание- это совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о самом себе.
Исследование сущности познания является одной из основных задач философии. Познание, познавательное отношение человека к миру исследуется теорией познания или гносеологией (эпистемологией) как одним из разделов философии. Основными проблемами теории познания являются: выявление сущности познавательного процесса, установление его закономерностей, условий и предпосылок, возможностей и границ; проблема всеобщих оснований и социокультурных детерминант познавательного процесса; проблема достоверности получаемых в ходе познания результатов, их проверки и адаптации.
Вопрос о познаваемости мира, является центральной проблемой гносеологии. Большинство философов как материалистов, так и идеалистов положительно отвечают на вопрос о познаваемости мира, хотя познание трактуют по-разному. Материалисты основой познания считают реальную действительность. Идеалисты исходят из первичности сознания, идеального. Для Гегеля это «абсолютная идея», «мировой дух», для Беркли – «комплексы ощущений». В силу этого идеалисты настаивают на тождестве бытия и мышления. С их точки зрения объект познания несуществует без субъекта.
Объект познания – это та часть действительности, на которую направлена познавательная активность субъекта. Выделяют также предмет познания как отдельную, причем ближайшую, сторону объекта. Объектами познания могут выступать внешний объективный мир (природа и социум), мир артефактов, внутренний мир человека и сам процесс познания.
Субъектом познания является отдельный индивид, коллектив исследователей или общество в целом, осуществляющие волевую и целенаправленную познавательную деятельность. В сознании субъекта находятся в единстве общественное (знания и опыт человечества в данной области исследования, усвоенный субъектом) и индивидуальное (специфические врожденные и воспитанные качества субъекта).
В истории философии сложились два основных подхода, по-разному отвечающие на вопрос о познаваемости мира: познавательный оптимизм и познавательный пессимизм (агностицизм).
Познавательные оптимисты (их большинство среди материалистов и идеалистов) считают, что явления действительности, в сущности, познаваемы, хотя мир – в силу своей бесконечности – до конца не познаваем.
Представители познавательного пессимизма или агностицизма (от греч. agnosis – недоступный познанию) отрицают возможность познания сущности явлений, абсолютизируя несовершенство чувственного аппарата человека, реже – его интеллекта. В этом направлении гносеологии можно выделить:
- скептицизм (от греч. skepsis – ищущий, рассматривающий, исследующий) – сомнение в существовании вещей и возможности получения достоверных знаний о мире;
- кантианство (ведущее свою родословную от И.Канта) – вещи или ноумены существуют, но сущность их непознаваема, так как человеку известны только явления (феномены);
- релятивизм (от лат. relativus- относительный) – наши знания относительны, условны и субъективны, так как вещи неприерывно изменяются;
- иррационализм ( лат. irrationalis - неразумный) – мир непознаваем, так как он хаотичен, неупорядочен, невыразим в понятиях;
Указанные подходы имеют определенное теоретическое обоснование. Но решающими аргументами в пользу познавательного оптимизма являются: рост и развитие положительного знания, развитие общественной практики и материального производства, успехи экспериментального естествознания, подтверждающие истинность знания.
Процесс познания имеет определенную структуру, которая включает в себя субъект и объект познания, а также «посредника», связывающего их в единый процесс.
Субъект и объект познания находятся в неразрывном единстве, взаимодействуя друг с другом. Активной стороной выступает субъект, избирающий объект и предмет исследования, при помощи воли организующий познавательный процесс, фиксирующий результаты познания и использующий их на практике. Объект своими свойствами и сторонами предопределяет выбор его субъектом, а также «требует» соответствующих ему методов и средств познания.
Чаще всего в процессе познания субъект и объект взаимодействуют не непосредственно, а опосредованно, в связи с чем, встает проблема «гносеологического посредника». Это обусловлено тем, что субъект воздействует на объект не иначе, как предметным образом. Это означает, что в своем распоряжении он имеет систему материальных посредников своих воздействий на познаваемый объект – руки, орудия труда, измерительные инструменты, химические реактивы, экспериментальные установки и т.д. Развитие познания было бы невозможным без постоянного расширения и усложнения этих «посредников». В свою очередь воздействие объекта на субъект предполагает свою систему посредников – сенсорная информация, различные знаковые системы и т.п.
Объект, субъект и гносеологический посредник (медиатор), взятые в единстве, составляют исходную гносеологическую ситуацию. Развертывание этой ситуации носит творчески активный характер, проявляющийся: 1) в постижении чувственно не воспринимаемой сущности явлений; 2) в теоретическом выражении полученного знания и идентификации этого знания с познаваемым объектом; 3) в применении разнообразных методов и средств познания; 4) в использовании результатов познания.
Человек вступает в контакт с объектами природного и социального бытия. Побуждаемый к познавательной деятельности теми или иными потребностями, ставя определенные цели, он всегда берет объекты во всей их бесконечной сложности. В получаемые результаты познания человек не должен привносить ничего от себя, предметы и явления необходимо познавать объективно, т.е. такими, каковы они есть сами по себе. Тем более что нет никаких принципиальных границ на пути бесконечного движения субъекта к более адекватному и исчерпывающему постижению объекта, к постижению реальностей бытия.