Контрольная работа для проведения самообследования по дисциплине. 1. Средства и технические алгоритмы, создание и использование объектов предметного мира, называются:

«Основы философии»

Вариант 4

1. Средства и технические алгоритмы, создание и использование объектов предметного мира, называются:

а) технической культурой;

б) предметным миром;

в) «третьим миром»;

г) технологиями.

2. Согласно __________ подходу, культура есть мера человеческого в человеке:

а) гуманистическому;

б) аксиологическому;

в) деятельностному;

г) социологическому;

3. Согласно__ ______, смысл человеческой жизни заключается не в том, чтобы «иметь» многое, а в том, чтобы «быть» многим:

а) Г. Маркузе;

б) Т. Адорно;

в) В. Франклу;

г) Э. Фромму.

4. Человек с самого рождения является:

а) личностью;

б) индивидом;

в) девиантом;

г) делинквентом.

5. _____ подсистема общества реализует функцию жизнеобеспечения:

а) социальная;

б) политическая;

в) экономическая;

г) духовная.

6. Концепция, сторонники которой обосновывают решающее воздействие климата, территории на развитие социума, называется:

а) марксизмом;

б) географическим детерминизмом;

в) техницизмом;

г) субъективным идеализмом.

7. Познание, основанное на здравом смысле, житейской сообразительности, называется:

а) обыденно-практическим;

б) научным;

в) религиозным;

г) философским.

8. Объяснение, поиск закономерностей, строгая доказательность, четкое и объективное описание фактов, составляет основу познания:

а) обыденно-практического;

б) научного;

в) религиозного;

г) философского

9. Качественная характеристика человеком бытия, высший уровень освоения человеком своего мира составляет сущность:

а) материального бытия;

б) сознания;

в) бездуховности;

г) духовности;

10. Философское учение, исходящее из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал, называется:

а) материализмом;

б) объективным идеализмом;

в) субъективным идеализмом;

г) дуализмом.

Контрольная работа для проведения самообследования по дисциплине

«Основы философии»

Вариант 5

1. Философская модель, авторы которой рассматривают общество как стадию циклов, выходящих на новый, более высокий уровень, называется:

а) спиралевидной;

б) многовариативной;

в) циклической;

г) линейной.

2. Точка зрения, обосновывающая недопустимость эвтаназии, называется:

а) патерналистской;

б) антипатерналистской;

в) гуманистической;

г) релятивистской.

3. Если свободу не ограничивать ответственностью, то она превратится в:

а) необходимость;

б) случайность;

в) произвол;

г) фатальность.

4. В процессе социализации, то есть в процессе усвоения человеком социальных ролей, норм, он становится:

а) личностью;

б) индивидом;

в) девиантом;

г) делинквентом.

5. Учение о бытии и его сущности изучает раздел:

а) аксиологии;

б) гносеологии;

в) методологии;

г) онтологии.

6. Концепция, сторонники которой обосновывают решающее воздействие климата, территории на развитие социума, называется:

а) марксизмом;

б) географическим детерминизмом;

в) техницизмом;

г) субъективным идеализмом.

7. Познание, основанное на здравом смысле, житейской сообразительности, называется:

а) обыденно-практическим;

б) научным;

в) религиозным;

г) философским.

8. Объяснение, поиск закономерностей, строгая доказательность, четкое и объективное описание фактов, составляет основу познания:

а) обыденно-практического;

б) научного;

в) религиозного;

г) философского

9. Качественная характеристика человеком бытия, высший уровень освоения человеком своего мира составляет сущность:

а) материального бытия;

б) сознания;

в) бездуховности;

г) духовности;

10. Философское учение, исходящее из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал, называется:

а) материализмом;

б) объективным идеализмом;

в) субъективным идеализмом;

г) дуализмом.

Контрольная работа для проведения самообследования по дисциплине

«Основы философии»

Вариант 6

1. Нарушение органической связи человека с природой, изменение климата на планете, истощение природных ресурсов, являются формами проявления кризиса:

а) демографического;

б) экологического;

в) продовольственного;

г) антропологического.

2. Обособившаяся часть природы, условия и результат деятельности человека называется:

а) биоценозом;

б) ноосферой;

в) обществом;

г) государством.

3. Согласно __________ концепции, смысл человеческой жизни заключается в извлечении выгоды и пользы:

а) пессимистической;

б) утилитаристкой;

в) авторитарной;

г) гедонистической.

4. По __ , в созидании и самосозидании существуют направления для поиска смысла жизни:

а) В. Франклу;

б) Э. Фромму;

в) Н. Бердяеву;

г) М. Хайдеггеру.

5. Добровольное желание человека лишить себя жизни называется:

а) суицидом;

б) эвтаназией;

в) убийством;

г) преступлением.

6. Источник активности, действующий, познающий, относят в философии к:

а) субъекту;

б) объекту;

в) предмету;

г) методу.

7. Познание, опирающиеся на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных человеческих чувств, называется:

а) чувственным;

б) рациональным;

в) художественным;

г) религиозным.

8. Низкий уровень развития нравственности, нигилизм, цинизм, вандализация культуры - характерные черты:

а) материального бытия;

б) сознания;

в) бездуховности;

г) духовности;

9. Учение, признающее единой субстанцией человеческое сознание, называется:

а) материализмом;

б) объективным идеализмом;

в) субъективным идеализмом;

г) дуализмом;

10. Сторонником материализма не является:

а) Маркс;

б) Юм;

в) Ульянов-Ленин;

г) Энгельс.

Итоговая контрольная работа по дисциплине «Основы философии»

Вариант 1

1. К какому понятию относится данное определение: «Совокупность всех форм взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга»?

а) цивилизация;

б) общество;

в) культура.

2. Назовите основные элементы мироощущения:

а) знания, взгляды;

б) чувства, ценности;

в) убеждения, идеалы.

3. Что изучает онтология?

а) вопросы смысла жизни;

б) проблемы бытия;

в) проблемы познания.

4. Определите основные черты философского мировоззрения:

а) эмоциональность, символизм;

б) опора на разум (рационализм), сомнение, универсализм;

в) догматизм, опора на авторитет;

5. Какое направление философии утверждает: «Вселенная всегда была таковой, какова она теперь, и всегда будет такой, потому что нет ничего, что могло бы войти в нее и произвести изменение»?

а) идеализм;

б) дуализм;

в) материализм;

6. Назовите основные черты Древнекитайской философии:

а) поиск индивидуального пути спасения и освобождения человека от тягот жизни;

б) единство человека и космоса;

в) практичность и консерватизм;

7. К каким направлениям Древнекитайской философии относятся следующие принципы?

а) принцип «взаимности»; 1) доасизм;

б) принцип «недеяния»; 2) моизм;

в) принцип «всеобщей любви». 3) конфуцианство.

8. Что означает понятие «Карма» в Древнеиндийской философии?

а) высший универсальный принцип Бытия, духовное начало Бытия;

б) «закон жизни»: бесконечная цель перерождений;

в) «закон возмездия»: закономерное воздаяние человеку за его прежнее поведение;

9. «Страдание – общий удел мира, страсти, привязанности, конец страданий в нирване, путь достижения нарваны – отказ от желаний. Уход из мира – путь спасения» - основу какого религиозно-философского учения составляют эти «четыре благородные истины»?

а) конфуцианство;

б) буддизм;

в) джзайнизм;

10. Назовите ортодоксальные школы Древнеиндейской философии:

а) джайназм, локаята;

б) санкхья, йога;

в) буддизм, миманса;

г) все перечисленное выше

11. Имя античного мыслителя, впервые употребившего слово «философия», по отношению к людям, стремящимся к знаниям и умения размышлять:

а) Фалес;

б) Пифагор;

в) Сократ;

Сопоставить

а) плюрализм; 1) мир – это Бог, растворенный в природе;

б) монизм; 2) в основе бытия лежит несколько начал;

в) пантеизм. 3) в основе бытия лежит одно начало.

13. Основоположник античной диалектики, автор слов: «В одну реку нельзя войти дважды»:

а) Фалес;

б) Гераклит;

в) Протагор;

14. Что Аристотель называл «метафизикой»?

а) философию о сверхчувственных высших началах бытия;

б) первую философию о самых общих причинах или началах бытия;

в) философию, рассматривающую мир в постоянном развитии и взаимосвязи;

15. Назовите направления эллинистической философии, утверждающее: «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно»?

а) эпикуреизм;

б) стоицизм;

в) скептицизм;

16. Назовите главную область схоластики:

а) философия – служанка теологии;

б) философия, основанная на доказательстве христианских догм;

в) философия, разрабатывающая вопросы теологии;

г) все перечисленное выше;

17. Сопоставить:

Имена мыслителей и направления схоластики:

а) Ф. Аквинский; 1) реализм;

б) И. Росцелин; 2) томизм;

в) А. Кентерберийский. 3) номинализм.

18. В каком веке возникло христианство?

а) I да н. э.;

б) I в н. э.;

в) IV в н. э.;

19. Какое направление схоластики утверждало «реально существуют только вещи и явления мира, а «универсалии» - эти лишь имена, названия их»?

а) реализм;

б) номинализм;

в) томизм;

20. Как называется христианское учение о конце мира?

а) мессианство;

б) провиденциализм;

в) эсхатология;

21. Отличительная черта философии эпохи Возрождения?

а) космизм;

б) теоцентризм;

в) антропоцентризм;

22. Кто из представителей Реформации утверждал, что судьба человека предопределена Богом?

а) Э. Роттордамский;

б) Ж. Кальвин;

в) М. Лютер;

23. Назовите основоположника – «отца» ренессанс кого гуманизма:

а) Данте Алигъери;

б) Франческо Петрарка;

в) Лоренцо Валла;

24. Сопоставить:

Имена мыслителей и учения:

а) Н. Кузанский; 1) утопический социализм;

б) Т. Мор; 2) реформация;

в) М. Лютер. 3) пантеизм.

25. Кто из гуманистов эпохи Возрождения считал, что мир есть бесконечный процесс, разворачивания Бога «всего, что он держит в себе, Мир – это Бог»?

а) Э. Роттордамский;

б) Н. Кузанский;

в) Леонардо да Винчи;

26. Как называется теория познания (XVII в.), утверждавшая, что «источником познания являются чувства, проверенные опытом»?

а) сенсуализм;

б) рационализм;

в) эмпиризм;

27. Мыслитель XVII в., основоположник рационализма и дедукции:

а) Р. Декарт;

б) Ф. Бэкон;

в) Д. Юм;

28. Какое из утверждений раскрывает сущность субъективного идеализма?

а) «Мир есть комплекс моих ощущений»;

б) «Нет ничего в уме, чего бы раньше не было в чувствах»;

в) «Я мыслю, значит, существую»;

29. Назовите представителя агностицизма Нового времени:

а) Б. Спиноза;

б) Д. Юм;

в) Д. Локк;

30. Сопоставить:

а) Г.-В. Лейбниц; 1) субъективный идеализм;

б) Д. Локк; 2) рационализм;

в) Д. Беркли. 3) сенсуализм.

31. Как называется теория XVII в., утверждающая равенство, свободу людей как врожденное правило?

а) утопический социализм;

б) теория естественного права;

в) теория общественного договора;

32. В чем выражен рационализм эпохи Просвещения?

а) разум человека – единственный источник познания мира;

б) убеждение, что изменить мир, его нравы, недостатки возможны лишь путем просвещения;

в) вера в безграничные возможности человека.

33. Французский просветитель, основоположник географического детерминизма:

а) Вольтер;

б) П. Гольбах;

в) Ш. Монтескье.

34. Представителем какого философского направления был Д. Дидро?

а) объективный идеализм;

б) пантеизм;

в) материализм.

35. Произведение Ж.Ж. Руссо, в котором он изложил свою концепцию «естественного права» как «золотого века человека»?

а) «о духе законов»;

б) «общественный договор»;

в) «левиафан».

36. Имя немецкого философа XIX в. – основоположника закона диалектики:

а) К. Маркс;

б) Г. – В. Ф. Гегель;

в) И. Кант.

37. В чем сущность «категорического императива» И. Канта?

а) каждый индивид должен поступать так, чтобы нормы его поведения могли стать правилом поведения для всех;

б) свобода – это осознанная необходимость;

в) себялюбие находящее удовлетворение в любви.

38. Кто из представителей немецкой классической философии утверждал: «Бог есть то, чем хочет быть человек»?

а) Л. Фейербах;

б) И. Кант;

в) Г. – В. Ф. Гегель.

39. Название работы К. Маркса в «Предисловии» которые были изложены принципы «материалистического понимания истории»?

а) «капитал»;

б) «манифест»;

в) «к критики политической экономики».

40. Какой смысл вкладывал К. Маркс в слова: «люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих»?

а) идею детерминизма;

б) материалистическое понимание истории;

в) идею случайности.

41. Что означает в переводе латинское слово, от которого получило свое название философское течение «экзистенциализм»?

а) существовать;

б) существование;

в) бытие человека.

42. Назовите имя мыслителя (философа XIX в.), утверждавшего, что «оптимизм - есть нелепое воззрение, насмешка над невыразимыми страданиями человека»?

а) Ф. Ницше;

б) А. Шопенгауэр;

в) С. Кьеркегор.

43. Сопоставить:

а) С. Кьеркегор; 1) философия психоанализа;

б) О. Конт; 2) позитивизм;

в) З. Фрейд. 3) экзистенциализм.

44. Немецкий философ, представитель «философия жизни»:

а) З. Фрейд;

б) М. Хайдеггер;

в) Ф. Ницше.

45. Какого положения придерживался К. Г. Юнг?

а) «Поведение людей определяется врожденной особенностью образа действия – архетипом»;

б) «Есть лишь два способа существования жизни человека: «обладать или быть» («иметь или быть»), преобладание одного их которых определяет различия в индивидуальных характерах людей»;

в) «Психологические переживания и травмы, эффекты, неисполненные желания и т.п. не исчезают из психики, а вытесняются в бессознательное, где продолжают активные воздействия на психику человека».

46. Представитель русской универсальной философии:

а) Г. Сковорода;

б) М. Ломоносов;

в) П. Чаадаев.

47. Философское направление в России XIV в., утверждавшее, что Россия имеет самобытный путь развития:

а) русский социализм;

б) славянофильство;

в) западничество.

48. Принцип славянофилов, утверждавший, что истина открывается только цельному человеку, ее нужно заслужить, собрав все духовные способности?

а) принцип «целостности»;

б) принцип «соборности»;

в) принцип «религиозности».

49. Основоположник философии «всеединства» и «Софиологий»?

а) П. Флоренский;

б) С. Булгаков;

в) В. Соловьев.

50. Что означает понятие «антиномия» в русской философской мысли?

а) интуицию как средство познания;

б) противоположные точки зрения одинаково доказуемы;

в) отрицание познания.

Вариант 2

1. К какому понятию можно отнести следующее определение: «Совокупность познавательной, ценностной и поведенческой деятельности»?

а) миропонимание;

б) мироощущение;

в) мировоззрение.

2. Какой исторический тип мировоззрения пытается объяснить мир на основе разума и знаний?

а) онтология;

б) философия;

в) религия.

3. Определите философскую проблему, выраженную в следующей цитате: «Ответить на вопрос – стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой, - значит ответить на основной вопрос философии»:

а) онтология;

б) праксиология;

в) аксиология.

4. Соотнесите понятия и правильные определения:

1) диалектика; а) учение о постоянной изменчивости,

относительности и исчезновении всего сущего в мире;

2) релятивизм; б) учение о всеобщем развитии и взаимосвязанности

мира;

3) эклектика. в) учение, соединяющее идеи, взгляды, принципы

в единое целое.

5. Натурфилософия – это:

а) философия природы;

б) философия, в центре которой стоит человек;

в) философия бытия.

6. Что составляет сущность философии Конфуцианства?

а) учение о государстве, основанном на законах;

б) учение об идеальном государстве, основанном на всеобщей любви и равенстве;

в) учение об идеальном государстве, основанном на возврате древних традиций и утверждений этических норм.

7. Какое направление Древнекитайской философии следовало принципу «увей»: «Поскольку все сущее изме6няется само собой, нам остается, лишь созерцая, ни во что не вмешиваясь, ожидать его возвращения»?

а) конфуцианство;

б) даоизм;

в) моизм.

8. Назовите основную черту Древнеиндийской философии:

а) практичность и консерватизм;

б) единство человека и космоса;

в) поиск индивидуального пути спасения и освобождения человека от тягот жизни.

9. Сопоставить имя мыслителя и направление философии:

а) Сиддхартха Гаутама; 1) даосизм;

б) Патанджали; 2) буддизм;

в) Лао-Цзы. 3) йога.

10. Назовите направление древнеиндийской философии, которое в последствии стало мировой религией:

а) индуизм;

б) веданта;

в) буддизм.

11. Древнегреческий полис, ставший Родиной античной философии:

а) Афины;

б) Милет;

в) Эфес.

12. Учение о всеобщей одухотворенности природы (бытия):

а) пантеизм;

б) деизм;

в) гилозоизм.

13. Античный мыслитель, основоположник мистической философии цифр:

а) Сократ;

б) Пифагор;

в) Фалес.

14. Основоположником какого философского учения был Платон?

а) атомистический материализм;

б) «учение об идеях» - объективный идеализм;

в) антропологизм и майевтика.

15. Сопоставить школу и утверждение:

1) эпикуреизм; а) «Судьбы ведут желающих, не желающих они тащат»;

2) стоицизм; б) «Ни к кому и ни к чему не испытываю потребности

сказать: «да или «нет»;

3) скептицизм. в) «Удовольствие – ест начало и конец счастливой

жизни».

16. Назовите основную идею раннего христианства:

а) идея божественного откровения;

б) идея равенства перед Богом;

а) «Верую дабы понимать».

17. Сопоставить направление и утверждение:

1) реализм; а) универсалии существуют реально, т.е. не зависимо

от сознания людей;

2) номинализм; б) реально существуют только вещи и явления;

а универсалии это лишь имена, названия, данные

им людьми;

3) концептуализм. в) универсалии существуют реально только в Боге,

а вещам названия дают люди.

18. Представитель схоластики, основоположник томизма, обосновавший 5 доказательств существования Бога:

а) Ф. Аквинский;

б) П. Абеляр;

в) А. Августин.

19. Что лежит в основе догматизма?

а) слепая вера в авторитет;

б) доказательство правоты своих идей;

в) символ веры христианства.

20. Кто из представителей схоластики утверждал: «Понимать, чтобы верить.»?

а) Ф. Аквинский;

б) А. Августин;

в) П. Абеляр.

21. Какие качества в эпоху Возрождения составляли идеал человека?

А) религиозность и смирение;

Б) благотворительность и доброта;

В) знания и творчество.

22. Родина Ренессанса:

а) Германия;

б) Италия;

в) Швейцария.

23. Какое направление философии утверждало: «Убежден в том, что созданный Богом мир прекрасен и ценен до самой незначительной детали, т.к. в каждой мельчайшей его частице присутствует дыхание творца»?

а) пантеизм;

б) гуманизм;

в) деизм.

24. Кто из представителей Реформации утверждал, что «Спасти человека может только вера и милость Бога»?

а) Э. Роттердамский;

б) М. Лютер;

в) Ж. Кальвин.

25. Сопоставить Философа и школу:

а) Ж. Кальвин; 1) натурфилософия;

б) Ф. Петрарка; 2) реформация;

в) Н. Кузанский. 3) гуманизм.

26. Назовите Родоначальника эмпиризма и индукции:

а) Р. Декарт;

б) Б. Спиноза;

в) Ф. Бекон.

27. Направление нового времени (XVII в.), утверждавшее: «Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча, но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств»?

а) агностицизм;

б) сенсуализм;

в) субъективный идеализм.

28. Какого утверждения придерживался рационализм?

а) «Мир есть комплекс моих ощущений»;

б) «Я мыслю – значит, я существую»;

в) «Нет ничего в уме, чего бы не было бы в чувствах».

29. Главные проблемы философии Нового времени:

а) проблемы познания и бытия;

б) проблемы утверждения самоценности человеческой жизни;

в) проблемы религии.

30. Представитель пантеизма и геометрического метода познания (XVII в.):

а) Т. Гоббс;

б) Б. Спиноза;

в) Д. Локк.

31. Представитель Просвещения, отстаивавший в своих работах республиканскую форму правления и идею народного суверенитета:

а) Ш. Монтескье;

б) Д. Дидро;

в) Ж.Ж. Руссо

32. Какой теории познания придерживались французские материалисты, утверждая: «Наши чувства – это клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа и которые часто ударяют по самим себе»?

а) рационализм;

б) сенсуализм;

в) агностицизм.

33. В чем сущность « деизма»?

а) учение, рассматривающее Бога как перводвигателя и не признающее его влияния на развитие природы и общества;

б) учение, признающее всеобщую закономерность и причиннообусловленность всех явлений природы и общества;

в) учение, отождествляющее Бога с природой.

34. Страна, ставшая центром просвещения в XVIII в.?

а) Франция;

б) Англия;

в) Швейцария.

35.Соотнесите представителей немецкой классической философии и философского направления, которое они развивали:

а) И. Кант; 1) объективный идеализм;

б) Г. – В. Ф. Гегель; 2) антропологический материализм;

в) Л. Фейербах. 3) агностицизм.

36. Какие причины возникновения религиозной веры отмечал Л. Фейербах?

а) ограниченность человеческого познания;

б) стремление человека к счастью и невозможность объяснить превратность судьбы;

в) чувство зависимости, порождающее страх;

г) все перечисленное выше.

37. Немецкий философ, утверждавший, что «Субъективная логика учит людей мыслить, а объективная логика – это учение о бытии, … существующей действительности?»:

а) Г. – В. Ф. Гегель;

б) Л. Фейербах;

в) И. Кант.

38. Как называется философии о сверхчувственных, сверхреальных началах бытия?

а) субъективный идеализм;

б) трансцендентальная философия;

в) пантеизм.

39. Центральный вопрос (тема) философии марксизма:

а) диалектический материализм;

б) экономическое учение;

в) материалистическое понимание истории.

40. Что с точки зрения философии марксизма определяет общественное развитие?

а) общественное сознание;

б) общественное бытие;

в) естественные законы природы.

41. Какое философское направление объединяет имена: Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев?

а) «философия жизни»;

б) прагматизм;

в) экзистенциализм.

42. Что означает термин «феноменология»?

а) «являющийся»;

б) «существование»;

в) «бытие человека».

43. Направление XIX в., представители которого объяснили поведение людей их бессознательными влечениями:

а) неотомизм;

б) философия психоанализа;

в) иррационализм.

44. Сопоставить:

а) «Человек есть нечто, что

должно превзойти; 1) экзистенциализм;

б) «Долг человека не в счастье,

а в свободе, - быть тем, кем ты должен быть»; 2) прагматизм;

в) «Истина в том, что полезно,

что работает на нас». 3) «философия жизни».

45. По утверждению философии экзистенциализма – жизнь, существование . . . лишены всякого смысла, если не видеть в них высшей ценности:

а) счастья;

б) человека;

в) долга и чести.

46. Назовите представителя русского «утопического социализма»:

а) П. Чаадаев;

б) А. Герцен;

в) А. Радищев.

47. Принцип славяновилов, утверждающий, что только «В личной совободе, не растворяясь в коллективе, человек обретает подлинную духовную самостоятельность для единения с другими такими же свободными личностями на основе общей любви к Богу»:

а) принцип «целостности»;

б) принцип «соборности»;

в) принцип «религиозности».

48. Основоположник русского космизма, автор труда «Философия общего дела»:

а) В. Соловьев;

б) Н. Бердяев;

в) Н. Федоров.

49. На необходимость каких факторов для перехода к новой социалистической формации указывал Г. В. Плеханов?

а) пут реформ;

б) капитализм должен развить все свои потенции, исчерпать себя;

в) путь революции.

50. Руководствуясь принципами какого учения русское народничество пришло к выводу, «что человек не обладает свободой воли, его поведение есть следствие дурных условий жизни»?

а) принципами детерминизма;

б) принципами диалектического материализма;

в) принципами антропологизма.

Вариант 3

1. Наука, изучающая наиболее общие вопросы развития природы, общества и познания:

а) социология;

б) история;

в) философия.

2. К какому понятию можно отнести данное определение: «Эмоциональное восприятие действительности»?

а) миропонимание;

б) мироощущение;

в) мировоззрение.

3. Сопоставить исторический тип мировоззрения и его особенности:

1) мифология; а) опора на разум знания, сомнения;

2) религия; б) эмоциональность, символизм, космизм;

3) философия. в) вера в сверхъестественное начало бытия.

4. Что изучает гносеология?

а) вопросы бытия;

б) вопросы смысла жизни;

в) вопросы познания.

5. Философское учение о ценностях:

а) аксиология;

б) праксиология;

в) онтология.

6. Философия Древнего Китая, утвердившая 3 нравственных принципа: «Взаимность, золотая середина, правильный путь»:

а) даосизм;

б) праксиология;

в) онтология.

7. Что означает принцип «Дао»?

а) эквивалент Бога;

б) свод законов и норм поведения;

в) естественный закон природы, общества и людей, который управляет миром.

8. Древнеиндийский философской источник:

а) веды;

б) упанишадь;

в) араньяки.

9. Философия Древней Индии, обосновавшая практический путь спасения человека через добровольное подчинение дисциплине «созерцания» - контроль над телом, разумом и духом:

а) буддизм;

б) джайнизм;

в) йога.

10. Сопоставить понятия и определения:

1) сансара; а) высший универсальный принцип бытия;

2) карма; б) закон жизни: бесконечная цепь перерождения;

3) брахман. в) закон возмездия, закономерного воздания человеку

за его поведение, дела и поступки.

11. Имя мыслителя, основоположника буддизма:

а) Махавира;

б) Патанджали;

в) Сиддхартха Гаутама.

12. Назовите главную особенность античной философии:

а) космизм;

б) геоцентризм;

в) антропологизм.

13. Один из мудрецов Греции, ставший отцом античной философии:

а) Солон;

б) Фалес;

в) Пифагор.

14. Философия Античности, основывающаяся на сознательном искажении истины с целью доказательства или опровержения любого положения:

а) диалектика;

б) майевтика;

в) софизм.

15. В чем состоит особая роль Сократа в античной философии:

а) осуществление поворота от объяснений сущности природы к философии человека;

б) разработка диалектики как умения ставить вопросы и давать ответы;

в) этические проблемы связал с политикой.

16. Эллинистическая философия, утверждающая, что жизнь людей предопределена судьбой, которую познать и изменить нельзя: «Знаю и подчиняюсь»:

а) скептицизм;

б) стоицизм;

в) эпикуреизм;

17. Отец христианской Церкви, автор труда «О граде Божьем», в котором выдвинул идею универсальности исторического развития человечества в соответствии с волей Божьей:

а) К. С. Ф. Тергуллиан;

б) Ф. Аквинский;

в) А. Августин.

18. Что рассказывает догма Божественного откровения?

а) «верить, чтобы понимать»;

б) «понимать, чтобы верить»;

в) «человек свободен в выборе добра и зла».

19. Назовите основные направления схоластики:

а) патристика и апологетика;

б) реализм и номинализм;

в) рационализм и эмпиризм.

20. Сопоставить представителей и направление философии:

а) А. Августин; 1) концептуализм;

б) Ф. Аквинский; 2) отец христианской церкви;

в) П. Абеляр. 3) основоположник томизма.

21. Назовите главную особенность средневековой философии:

а) космизм;

б) теоцентризм;

в) антропоцентризм.

22. Какое направление эпохи Возрождения утверждала: «Не уход от мира и мирских забот, а достижение истинного блаженства, земного совершенства – предназначение доли человека»?

а) натурфилософия;

б) идеология реформации;

в) гуманизм.

23. Произведение монаха, написанное в тюрьме, где были изложены идеи об идеальном государстве:

а) «Утопия»;

б) «Город солнца»;

в) «Кодекс природы».

24. Главная особенность натурфилософии эпохи Возрождения:

а) обожествление и одухотворенность природы;

б) человек и космос едины;

в) философия природы.

25. Назовите страну – родину реформации:

а) Италия;

б) Германия;

в) Швейцария.

26. Кто из представителей эпохи Возрождения считал, что «Жизнь – это река в половодье, которой надо противостоять»?

а) Э. Роттердамский;

б) Н. Макиавелли;

в) Ф. Петрарка.

27. Сопоставить направление философии и утверждение:

1) рационализм; а) «Мир есть комплекс моих ощущений»;

2) сенсуализм; б) «Я мыслю – значит я существую»

3) субъективный идеализм. в) «Нет ничего в уме, чего прежде не было

в наших чувствах».

28. К какому понятию можно отнести следующее определение: «первооснова всех конкретных вещей, всего сущего»?

а) материя;

б) субстанция;

в) бытие.

29. Немецкий мыслитель XVII в., чье учение является «вершиной» европейского рационализма:

а) Г. В. Лейбниц;

б) Б. Спиноза;

в) Р. Декарт.

30. В чем сущность детерминизма?

а) мир – это Бог, растворенный в природе;

б) в основе Бытия лежат несколько начал;

в) все в мире причиннообусловлено и причинносвязано.

31. Кто из ипредставителей Нового времени разрабатывал теорию «Естественного права» и «Общественного договора»?

а) Т. Гоббс, Д. Локк;

б) Д. Юм, Д. Беркли;

в) Р. Декарт, Ф. Бекон.

32. Мировоззрение XVII – XVIII вв., объясняющее мир с точки зрения законов механики, как универсальных законов бытия:

а) метафизика;

б) механизм;

в) диалектика.

Наши рекомендации