Контрольная работа для проведения самообследования по дисциплине. 1. Средства и технические алгоритмы, создание и использование объектов предметного мира, называются:
«Основы философии»
Вариант 4
1. Средства и технические алгоритмы, создание и использование объектов предметного мира, называются:
а) технической культурой;
б) предметным миром;
в) «третьим миром»;
г) технологиями.
2. Согласно __________ подходу, культура есть мера человеческого в человеке:
а) гуманистическому;
б) аксиологическому;
в) деятельностному;
г) социологическому;
3. Согласно__ ______, смысл человеческой жизни заключается не в том, чтобы «иметь» многое, а в том, чтобы «быть» многим:
а) Г. Маркузе;
б) Т. Адорно;
в) В. Франклу;
г) Э. Фромму.
4. Человек с самого рождения является:
а) личностью;
б) индивидом;
в) девиантом;
г) делинквентом.
5. _____ подсистема общества реализует функцию жизнеобеспечения:
а) социальная;
б) политическая;
в) экономическая;
г) духовная.
6. Концепция, сторонники которой обосновывают решающее воздействие климата, территории на развитие социума, называется:
а) марксизмом;
б) географическим детерминизмом;
в) техницизмом;
г) субъективным идеализмом.
7. Познание, основанное на здравом смысле, житейской сообразительности, называется:
а) обыденно-практическим;
б) научным;
в) религиозным;
г) философским.
8. Объяснение, поиск закономерностей, строгая доказательность, четкое и объективное описание фактов, составляет основу познания:
а) обыденно-практического;
б) научного;
в) религиозного;
г) философского
9. Качественная характеристика человеком бытия, высший уровень освоения человеком своего мира составляет сущность:
а) материального бытия;
б) сознания;
в) бездуховности;
г) духовности;
10. Философское учение, исходящее из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал, называется:
а) материализмом;
б) объективным идеализмом;
в) субъективным идеализмом;
г) дуализмом.
Контрольная работа для проведения самообследования по дисциплине
«Основы философии»
Вариант 5
1. Философская модель, авторы которой рассматривают общество как стадию циклов, выходящих на новый, более высокий уровень, называется:
а) спиралевидной;
б) многовариативной;
в) циклической;
г) линейной.
2. Точка зрения, обосновывающая недопустимость эвтаназии, называется:
а) патерналистской;
б) антипатерналистской;
в) гуманистической;
г) релятивистской.
3. Если свободу не ограничивать ответственностью, то она превратится в:
а) необходимость;
б) случайность;
в) произвол;
г) фатальность.
4. В процессе социализации, то есть в процессе усвоения человеком социальных ролей, норм, он становится:
а) личностью;
б) индивидом;
в) девиантом;
г) делинквентом.
5. Учение о бытии и его сущности изучает раздел:
а) аксиологии;
б) гносеологии;
в) методологии;
г) онтологии.
6. Концепция, сторонники которой обосновывают решающее воздействие климата, территории на развитие социума, называется:
а) марксизмом;
б) географическим детерминизмом;
в) техницизмом;
г) субъективным идеализмом.
7. Познание, основанное на здравом смысле, житейской сообразительности, называется:
а) обыденно-практическим;
б) научным;
в) религиозным;
г) философским.
8. Объяснение, поиск закономерностей, строгая доказательность, четкое и объективное описание фактов, составляет основу познания:
а) обыденно-практического;
б) научного;
в) религиозного;
г) философского
9. Качественная характеристика человеком бытия, высший уровень освоения человеком своего мира составляет сущность:
а) материального бытия;
б) сознания;
в) бездуховности;
г) духовности;
10. Философское учение, исходящее из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал, называется:
а) материализмом;
б) объективным идеализмом;
в) субъективным идеализмом;
г) дуализмом.
Контрольная работа для проведения самообследования по дисциплине
«Основы философии»
Вариант 6
1. Нарушение органической связи человека с природой, изменение климата на планете, истощение природных ресурсов, являются формами проявления кризиса:
а) демографического;
б) экологического;
в) продовольственного;
г) антропологического.
2. Обособившаяся часть природы, условия и результат деятельности человека называется:
а) биоценозом;
б) ноосферой;
в) обществом;
г) государством.
3. Согласно __________ концепции, смысл человеческой жизни заключается в извлечении выгоды и пользы:
а) пессимистической;
б) утилитаристкой;
в) авторитарной;
г) гедонистической.
4. По __ , в созидании и самосозидании существуют направления для поиска смысла жизни:
а) В. Франклу;
б) Э. Фромму;
в) Н. Бердяеву;
г) М. Хайдеггеру.
5. Добровольное желание человека лишить себя жизни называется:
а) суицидом;
б) эвтаназией;
в) убийством;
г) преступлением.
6. Источник активности, действующий, познающий, относят в философии к:
а) субъекту;
б) объекту;
в) предмету;
г) методу.
7. Познание, опирающиеся на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных человеческих чувств, называется:
а) чувственным;
б) рациональным;
в) художественным;
г) религиозным.
8. Низкий уровень развития нравственности, нигилизм, цинизм, вандализация культуры - характерные черты:
а) материального бытия;
б) сознания;
в) бездуховности;
г) духовности;
9. Учение, признающее единой субстанцией человеческое сознание, называется:
а) материализмом;
б) объективным идеализмом;
в) субъективным идеализмом;
г) дуализмом;
10. Сторонником материализма не является:
а) Маркс;
б) Юм;
в) Ульянов-Ленин;
г) Энгельс.
Итоговая контрольная работа по дисциплине «Основы философии»
Вариант 1
1. К какому понятию относится данное определение: «Совокупность всех форм взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга»?
а) цивилизация;
б) общество;
в) культура.
2. Назовите основные элементы мироощущения:
а) знания, взгляды;
б) чувства, ценности;
в) убеждения, идеалы.
3. Что изучает онтология?
а) вопросы смысла жизни;
б) проблемы бытия;
в) проблемы познания.
4. Определите основные черты философского мировоззрения:
а) эмоциональность, символизм;
б) опора на разум (рационализм), сомнение, универсализм;
в) догматизм, опора на авторитет;
5. Какое направление философии утверждает: «Вселенная всегда была таковой, какова она теперь, и всегда будет такой, потому что нет ничего, что могло бы войти в нее и произвести изменение»?
а) идеализм;
б) дуализм;
в) материализм;
6. Назовите основные черты Древнекитайской философии:
а) поиск индивидуального пути спасения и освобождения человека от тягот жизни;
б) единство человека и космоса;
в) практичность и консерватизм;
7. К каким направлениям Древнекитайской философии относятся следующие принципы?
а) принцип «взаимности»; 1) доасизм;
б) принцип «недеяния»; 2) моизм;
в) принцип «всеобщей любви». 3) конфуцианство.
8. Что означает понятие «Карма» в Древнеиндийской философии?
а) высший универсальный принцип Бытия, духовное начало Бытия;
б) «закон жизни»: бесконечная цель перерождений;
в) «закон возмездия»: закономерное воздаяние человеку за его прежнее поведение;
9. «Страдание – общий удел мира, страсти, привязанности, конец страданий в нирване, путь достижения нарваны – отказ от желаний. Уход из мира – путь спасения» - основу какого религиозно-философского учения составляют эти «четыре благородные истины»?
а) конфуцианство;
б) буддизм;
в) джзайнизм;
10. Назовите ортодоксальные школы Древнеиндейской философии:
а) джайназм, локаята;
б) санкхья, йога;
в) буддизм, миманса;
г) все перечисленное выше
11. Имя античного мыслителя, впервые употребившего слово «философия», по отношению к людям, стремящимся к знаниям и умения размышлять:
а) Фалес;
б) Пифагор;
в) Сократ;
Сопоставить
а) плюрализм; 1) мир – это Бог, растворенный в природе;
б) монизм; 2) в основе бытия лежит несколько начал;
в) пантеизм. 3) в основе бытия лежит одно начало.
13. Основоположник античной диалектики, автор слов: «В одну реку нельзя войти дважды»:
а) Фалес;
б) Гераклит;
в) Протагор;
14. Что Аристотель называл «метафизикой»?
а) философию о сверхчувственных высших началах бытия;
б) первую философию о самых общих причинах или началах бытия;
в) философию, рассматривающую мир в постоянном развитии и взаимосвязи;
15. Назовите направления эллинистической философии, утверждающее: «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно»?
а) эпикуреизм;
б) стоицизм;
в) скептицизм;
16. Назовите главную область схоластики:
а) философия – служанка теологии;
б) философия, основанная на доказательстве христианских догм;
в) философия, разрабатывающая вопросы теологии;
г) все перечисленное выше;
17. Сопоставить:
Имена мыслителей и направления схоластики:
а) Ф. Аквинский; 1) реализм;
б) И. Росцелин; 2) томизм;
в) А. Кентерберийский. 3) номинализм.
18. В каком веке возникло христианство?
а) I да н. э.;
б) I в н. э.;
в) IV в н. э.;
19. Какое направление схоластики утверждало «реально существуют только вещи и явления мира, а «универсалии» - эти лишь имена, названия их»?
а) реализм;
б) номинализм;
в) томизм;
20. Как называется христианское учение о конце мира?
а) мессианство;
б) провиденциализм;
в) эсхатология;
21. Отличительная черта философии эпохи Возрождения?
а) космизм;
б) теоцентризм;
в) антропоцентризм;
22. Кто из представителей Реформации утверждал, что судьба человека предопределена Богом?
а) Э. Роттордамский;
б) Ж. Кальвин;
в) М. Лютер;
23. Назовите основоположника – «отца» ренессанс кого гуманизма:
а) Данте Алигъери;
б) Франческо Петрарка;
в) Лоренцо Валла;
24. Сопоставить:
Имена мыслителей и учения:
а) Н. Кузанский; 1) утопический социализм;
б) Т. Мор; 2) реформация;
в) М. Лютер. 3) пантеизм.
25. Кто из гуманистов эпохи Возрождения считал, что мир есть бесконечный процесс, разворачивания Бога «всего, что он держит в себе, Мир – это Бог»?
а) Э. Роттордамский;
б) Н. Кузанский;
в) Леонардо да Винчи;
26. Как называется теория познания (XVII в.), утверждавшая, что «источником познания являются чувства, проверенные опытом»?
а) сенсуализм;
б) рационализм;
в) эмпиризм;
27. Мыслитель XVII в., основоположник рационализма и дедукции:
а) Р. Декарт;
б) Ф. Бэкон;
в) Д. Юм;
28. Какое из утверждений раскрывает сущность субъективного идеализма?
а) «Мир есть комплекс моих ощущений»;
б) «Нет ничего в уме, чего бы раньше не было в чувствах»;
в) «Я мыслю, значит, существую»;
29. Назовите представителя агностицизма Нового времени:
а) Б. Спиноза;
б) Д. Юм;
в) Д. Локк;
30. Сопоставить:
а) Г.-В. Лейбниц; 1) субъективный идеализм;
б) Д. Локк; 2) рационализм;
в) Д. Беркли. 3) сенсуализм.
31. Как называется теория XVII в., утверждающая равенство, свободу людей как врожденное правило?
а) утопический социализм;
б) теория естественного права;
в) теория общественного договора;
32. В чем выражен рационализм эпохи Просвещения?
а) разум человека – единственный источник познания мира;
б) убеждение, что изменить мир, его нравы, недостатки возможны лишь путем просвещения;
в) вера в безграничные возможности человека.
33. Французский просветитель, основоположник географического детерминизма:
а) Вольтер;
б) П. Гольбах;
в) Ш. Монтескье.
34. Представителем какого философского направления был Д. Дидро?
а) объективный идеализм;
б) пантеизм;
в) материализм.
35. Произведение Ж.Ж. Руссо, в котором он изложил свою концепцию «естественного права» как «золотого века человека»?
а) «о духе законов»;
б) «общественный договор»;
в) «левиафан».
36. Имя немецкого философа XIX в. – основоположника закона диалектики:
а) К. Маркс;
б) Г. – В. Ф. Гегель;
в) И. Кант.
37. В чем сущность «категорического императива» И. Канта?
а) каждый индивид должен поступать так, чтобы нормы его поведения могли стать правилом поведения для всех;
б) свобода – это осознанная необходимость;
в) себялюбие находящее удовлетворение в любви.
38. Кто из представителей немецкой классической философии утверждал: «Бог есть то, чем хочет быть человек»?
а) Л. Фейербах;
б) И. Кант;
в) Г. – В. Ф. Гегель.
39. Название работы К. Маркса в «Предисловии» которые были изложены принципы «материалистического понимания истории»?
а) «капитал»;
б) «манифест»;
в) «к критики политической экономики».
40. Какой смысл вкладывал К. Маркс в слова: «люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих»?
а) идею детерминизма;
б) материалистическое понимание истории;
в) идею случайности.
41. Что означает в переводе латинское слово, от которого получило свое название философское течение «экзистенциализм»?
а) существовать;
б) существование;
в) бытие человека.
42. Назовите имя мыслителя (философа XIX в.), утверждавшего, что «оптимизм - есть нелепое воззрение, насмешка над невыразимыми страданиями человека»?
а) Ф. Ницше;
б) А. Шопенгауэр;
в) С. Кьеркегор.
43. Сопоставить:
а) С. Кьеркегор; 1) философия психоанализа;
б) О. Конт; 2) позитивизм;
в) З. Фрейд. 3) экзистенциализм.
44. Немецкий философ, представитель «философия жизни»:
а) З. Фрейд;
б) М. Хайдеггер;
в) Ф. Ницше.
45. Какого положения придерживался К. Г. Юнг?
а) «Поведение людей определяется врожденной особенностью образа действия – архетипом»;
б) «Есть лишь два способа существования жизни человека: «обладать или быть» («иметь или быть»), преобладание одного их которых определяет различия в индивидуальных характерах людей»;
в) «Психологические переживания и травмы, эффекты, неисполненные желания и т.п. не исчезают из психики, а вытесняются в бессознательное, где продолжают активные воздействия на психику человека».
46. Представитель русской универсальной философии:
а) Г. Сковорода;
б) М. Ломоносов;
в) П. Чаадаев.
47. Философское направление в России XIV в., утверждавшее, что Россия имеет самобытный путь развития:
а) русский социализм;
б) славянофильство;
в) западничество.
48. Принцип славянофилов, утверждавший, что истина открывается только цельному человеку, ее нужно заслужить, собрав все духовные способности?
а) принцип «целостности»;
б) принцип «соборности»;
в) принцип «религиозности».
49. Основоположник философии «всеединства» и «Софиологий»?
а) П. Флоренский;
б) С. Булгаков;
в) В. Соловьев.
50. Что означает понятие «антиномия» в русской философской мысли?
а) интуицию как средство познания;
б) противоположные точки зрения одинаково доказуемы;
в) отрицание познания.
Вариант 2
1. К какому понятию можно отнести следующее определение: «Совокупность познавательной, ценностной и поведенческой деятельности»?
а) миропонимание;
б) мироощущение;
в) мировоззрение.
2. Какой исторический тип мировоззрения пытается объяснить мир на основе разума и знаний?
а) онтология;
б) философия;
в) религия.
3. Определите философскую проблему, выраженную в следующей цитате: «Ответить на вопрос – стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой, - значит ответить на основной вопрос философии»:
а) онтология;
б) праксиология;
в) аксиология.
4. Соотнесите понятия и правильные определения:
1) диалектика; а) учение о постоянной изменчивости,
относительности и исчезновении всего сущего в мире;
2) релятивизм; б) учение о всеобщем развитии и взаимосвязанности
мира;
3) эклектика. в) учение, соединяющее идеи, взгляды, принципы
в единое целое.
5. Натурфилософия – это:
а) философия природы;
б) философия, в центре которой стоит человек;
в) философия бытия.
6. Что составляет сущность философии Конфуцианства?
а) учение о государстве, основанном на законах;
б) учение об идеальном государстве, основанном на всеобщей любви и равенстве;
в) учение об идеальном государстве, основанном на возврате древних традиций и утверждений этических норм.
7. Какое направление Древнекитайской философии следовало принципу «увей»: «Поскольку все сущее изме6няется само собой, нам остается, лишь созерцая, ни во что не вмешиваясь, ожидать его возвращения»?
а) конфуцианство;
б) даоизм;
в) моизм.
8. Назовите основную черту Древнеиндийской философии:
а) практичность и консерватизм;
б) единство человека и космоса;
в) поиск индивидуального пути спасения и освобождения человека от тягот жизни.
9. Сопоставить имя мыслителя и направление философии:
а) Сиддхартха Гаутама; 1) даосизм;
б) Патанджали; 2) буддизм;
в) Лао-Цзы. 3) йога.
10. Назовите направление древнеиндийской философии, которое в последствии стало мировой религией:
а) индуизм;
б) веданта;
в) буддизм.
11. Древнегреческий полис, ставший Родиной античной философии:
а) Афины;
б) Милет;
в) Эфес.
12. Учение о всеобщей одухотворенности природы (бытия):
а) пантеизм;
б) деизм;
в) гилозоизм.
13. Античный мыслитель, основоположник мистической философии цифр:
а) Сократ;
б) Пифагор;
в) Фалес.
14. Основоположником какого философского учения был Платон?
а) атомистический материализм;
б) «учение об идеях» - объективный идеализм;
в) антропологизм и майевтика.
15. Сопоставить школу и утверждение:
1) эпикуреизм; а) «Судьбы ведут желающих, не желающих они тащат»;
2) стоицизм; б) «Ни к кому и ни к чему не испытываю потребности
сказать: «да или «нет»;
3) скептицизм. в) «Удовольствие – ест начало и конец счастливой
жизни».
16. Назовите основную идею раннего христианства:
а) идея божественного откровения;
б) идея равенства перед Богом;
а) «Верую дабы понимать».
17. Сопоставить направление и утверждение:
1) реализм; а) универсалии существуют реально, т.е. не зависимо
от сознания людей;
2) номинализм; б) реально существуют только вещи и явления;
а универсалии это лишь имена, названия, данные
им людьми;
3) концептуализм. в) универсалии существуют реально только в Боге,
а вещам названия дают люди.
18. Представитель схоластики, основоположник томизма, обосновавший 5 доказательств существования Бога:
а) Ф. Аквинский;
б) П. Абеляр;
в) А. Августин.
19. Что лежит в основе догматизма?
а) слепая вера в авторитет;
б) доказательство правоты своих идей;
в) символ веры христианства.
20. Кто из представителей схоластики утверждал: «Понимать, чтобы верить.»?
а) Ф. Аквинский;
б) А. Августин;
в) П. Абеляр.
21. Какие качества в эпоху Возрождения составляли идеал человека?
А) религиозность и смирение;
Б) благотворительность и доброта;
В) знания и творчество.
22. Родина Ренессанса:
а) Германия;
б) Италия;
в) Швейцария.
23. Какое направление философии утверждало: «Убежден в том, что созданный Богом мир прекрасен и ценен до самой незначительной детали, т.к. в каждой мельчайшей его частице присутствует дыхание творца»?
а) пантеизм;
б) гуманизм;
в) деизм.
24. Кто из представителей Реформации утверждал, что «Спасти человека может только вера и милость Бога»?
а) Э. Роттердамский;
б) М. Лютер;
в) Ж. Кальвин.
25. Сопоставить Философа и школу:
а) Ж. Кальвин; 1) натурфилософия;
б) Ф. Петрарка; 2) реформация;
в) Н. Кузанский. 3) гуманизм.
26. Назовите Родоначальника эмпиризма и индукции:
а) Р. Декарт;
б) Б. Спиноза;
в) Ф. Бекон.
27. Направление нового времени (XVII в.), утверждавшее: «Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча, но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств»?
а) агностицизм;
б) сенсуализм;
в) субъективный идеализм.
28. Какого утверждения придерживался рационализм?
а) «Мир есть комплекс моих ощущений»;
б) «Я мыслю – значит, я существую»;
в) «Нет ничего в уме, чего бы не было бы в чувствах».
29. Главные проблемы философии Нового времени:
а) проблемы познания и бытия;
б) проблемы утверждения самоценности человеческой жизни;
в) проблемы религии.
30. Представитель пантеизма и геометрического метода познания (XVII в.):
а) Т. Гоббс;
б) Б. Спиноза;
в) Д. Локк.
31. Представитель Просвещения, отстаивавший в своих работах республиканскую форму правления и идею народного суверенитета:
а) Ш. Монтескье;
б) Д. Дидро;
в) Ж.Ж. Руссо
32. Какой теории познания придерживались французские материалисты, утверждая: «Наши чувства – это клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа и которые часто ударяют по самим себе»?
а) рационализм;
б) сенсуализм;
в) агностицизм.
33. В чем сущность « деизма»?
а) учение, рассматривающее Бога как перводвигателя и не признающее его влияния на развитие природы и общества;
б) учение, признающее всеобщую закономерность и причиннообусловленность всех явлений природы и общества;
в) учение, отождествляющее Бога с природой.
34. Страна, ставшая центром просвещения в XVIII в.?
а) Франция;
б) Англия;
в) Швейцария.
35.Соотнесите представителей немецкой классической философии и философского направления, которое они развивали:
а) И. Кант; 1) объективный идеализм;
б) Г. – В. Ф. Гегель; 2) антропологический материализм;
в) Л. Фейербах. 3) агностицизм.
36. Какие причины возникновения религиозной веры отмечал Л. Фейербах?
а) ограниченность человеческого познания;
б) стремление человека к счастью и невозможность объяснить превратность судьбы;
в) чувство зависимости, порождающее страх;
г) все перечисленное выше.
37. Немецкий философ, утверждавший, что «Субъективная логика учит людей мыслить, а объективная логика – это учение о бытии, … существующей действительности?»:
а) Г. – В. Ф. Гегель;
б) Л. Фейербах;
в) И. Кант.
38. Как называется философии о сверхчувственных, сверхреальных началах бытия?
а) субъективный идеализм;
б) трансцендентальная философия;
в) пантеизм.
39. Центральный вопрос (тема) философии марксизма:
а) диалектический материализм;
б) экономическое учение;
в) материалистическое понимание истории.
40. Что с точки зрения философии марксизма определяет общественное развитие?
а) общественное сознание;
б) общественное бытие;
в) естественные законы природы.
41. Какое философское направление объединяет имена: Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев?
а) «философия жизни»;
б) прагматизм;
в) экзистенциализм.
42. Что означает термин «феноменология»?
а) «являющийся»;
б) «существование»;
в) «бытие человека».
43. Направление XIX в., представители которого объяснили поведение людей их бессознательными влечениями:
а) неотомизм;
б) философия психоанализа;
в) иррационализм.
44. Сопоставить:
а) «Человек есть нечто, что
должно превзойти; 1) экзистенциализм;
б) «Долг человека не в счастье,
а в свободе, - быть тем, кем ты должен быть»; 2) прагматизм;
в) «Истина в том, что полезно,
что работает на нас». 3) «философия жизни».
45. По утверждению философии экзистенциализма – жизнь, существование . . . лишены всякого смысла, если не видеть в них высшей ценности:
а) счастья;
б) человека;
в) долга и чести.
46. Назовите представителя русского «утопического социализма»:
а) П. Чаадаев;
б) А. Герцен;
в) А. Радищев.
47. Принцип славяновилов, утверждающий, что только «В личной совободе, не растворяясь в коллективе, человек обретает подлинную духовную самостоятельность для единения с другими такими же свободными личностями на основе общей любви к Богу»:
а) принцип «целостности»;
б) принцип «соборности»;
в) принцип «религиозности».
48. Основоположник русского космизма, автор труда «Философия общего дела»:
а) В. Соловьев;
б) Н. Бердяев;
в) Н. Федоров.
49. На необходимость каких факторов для перехода к новой социалистической формации указывал Г. В. Плеханов?
а) пут реформ;
б) капитализм должен развить все свои потенции, исчерпать себя;
в) путь революции.
50. Руководствуясь принципами какого учения русское народничество пришло к выводу, «что человек не обладает свободой воли, его поведение есть следствие дурных условий жизни»?
а) принципами детерминизма;
б) принципами диалектического материализма;
в) принципами антропологизма.
Вариант 3
1. Наука, изучающая наиболее общие вопросы развития природы, общества и познания:
а) социология;
б) история;
в) философия.
2. К какому понятию можно отнести данное определение: «Эмоциональное восприятие действительности»?
а) миропонимание;
б) мироощущение;
в) мировоззрение.
3. Сопоставить исторический тип мировоззрения и его особенности:
1) мифология; а) опора на разум знания, сомнения;
2) религия; б) эмоциональность, символизм, космизм;
3) философия. в) вера в сверхъестественное начало бытия.
4. Что изучает гносеология?
а) вопросы бытия;
б) вопросы смысла жизни;
в) вопросы познания.
5. Философское учение о ценностях:
а) аксиология;
б) праксиология;
в) онтология.
6. Философия Древнего Китая, утвердившая 3 нравственных принципа: «Взаимность, золотая середина, правильный путь»:
а) даосизм;
б) праксиология;
в) онтология.
7. Что означает принцип «Дао»?
а) эквивалент Бога;
б) свод законов и норм поведения;
в) естественный закон природы, общества и людей, который управляет миром.
8. Древнеиндийский философской источник:
а) веды;
б) упанишадь;
в) араньяки.
9. Философия Древней Индии, обосновавшая практический путь спасения человека через добровольное подчинение дисциплине «созерцания» - контроль над телом, разумом и духом:
а) буддизм;
б) джайнизм;
в) йога.
10. Сопоставить понятия и определения:
1) сансара; а) высший универсальный принцип бытия;
2) карма; б) закон жизни: бесконечная цепь перерождения;
3) брахман. в) закон возмездия, закономерного воздания человеку
за его поведение, дела и поступки.
11. Имя мыслителя, основоположника буддизма:
а) Махавира;
б) Патанджали;
в) Сиддхартха Гаутама.
12. Назовите главную особенность античной философии:
а) космизм;
б) геоцентризм;
в) антропологизм.
13. Один из мудрецов Греции, ставший отцом античной философии:
а) Солон;
б) Фалес;
в) Пифагор.
14. Философия Античности, основывающаяся на сознательном искажении истины с целью доказательства или опровержения любого положения:
а) диалектика;
б) майевтика;
в) софизм.
15. В чем состоит особая роль Сократа в античной философии:
а) осуществление поворота от объяснений сущности природы к философии человека;
б) разработка диалектики как умения ставить вопросы и давать ответы;
в) этические проблемы связал с политикой.
16. Эллинистическая философия, утверждающая, что жизнь людей предопределена судьбой, которую познать и изменить нельзя: «Знаю и подчиняюсь»:
а) скептицизм;
б) стоицизм;
в) эпикуреизм;
17. Отец христианской Церкви, автор труда «О граде Божьем», в котором выдвинул идею универсальности исторического развития человечества в соответствии с волей Божьей:
а) К. С. Ф. Тергуллиан;
б) Ф. Аквинский;
в) А. Августин.
18. Что рассказывает догма Божественного откровения?
а) «верить, чтобы понимать»;
б) «понимать, чтобы верить»;
в) «человек свободен в выборе добра и зла».
19. Назовите основные направления схоластики:
а) патристика и апологетика;
б) реализм и номинализм;
в) рационализм и эмпиризм.
20. Сопоставить представителей и направление философии:
а) А. Августин; 1) концептуализм;
б) Ф. Аквинский; 2) отец христианской церкви;
в) П. Абеляр. 3) основоположник томизма.
21. Назовите главную особенность средневековой философии:
а) космизм;
б) теоцентризм;
в) антропоцентризм.
22. Какое направление эпохи Возрождения утверждала: «Не уход от мира и мирских забот, а достижение истинного блаженства, земного совершенства – предназначение доли человека»?
а) натурфилософия;
б) идеология реформации;
в) гуманизм.
23. Произведение монаха, написанное в тюрьме, где были изложены идеи об идеальном государстве:
а) «Утопия»;
б) «Город солнца»;
в) «Кодекс природы».
24. Главная особенность натурфилософии эпохи Возрождения:
а) обожествление и одухотворенность природы;
б) человек и космос едины;
в) философия природы.
25. Назовите страну – родину реформации:
а) Италия;
б) Германия;
в) Швейцария.
26. Кто из представителей эпохи Возрождения считал, что «Жизнь – это река в половодье, которой надо противостоять»?
а) Э. Роттердамский;
б) Н. Макиавелли;
в) Ф. Петрарка.
27. Сопоставить направление философии и утверждение:
1) рационализм; а) «Мир есть комплекс моих ощущений»;
2) сенсуализм; б) «Я мыслю – значит я существую»
3) субъективный идеализм. в) «Нет ничего в уме, чего прежде не было
в наших чувствах».
28. К какому понятию можно отнести следующее определение: «первооснова всех конкретных вещей, всего сущего»?
а) материя;
б) субстанция;
в) бытие.
29. Немецкий мыслитель XVII в., чье учение является «вершиной» европейского рационализма:
а) Г. В. Лейбниц;
б) Б. Спиноза;
в) Р. Декарт.
30. В чем сущность детерминизма?
а) мир – это Бог, растворенный в природе;
б) в основе Бытия лежат несколько начал;
в) все в мире причиннообусловлено и причинносвязано.
31. Кто из ипредставителей Нового времени разрабатывал теорию «Естественного права» и «Общественного договора»?
а) Т. Гоббс, Д. Локк;
б) Д. Юм, Д. Беркли;
в) Р. Декарт, Ф. Бекон.
32. Мировоззрение XVII – XVIII вв., объясняющее мир с точки зрения законов механики, как универсальных законов бытия:
а) метафизика;
б) механизм;
в) диалектика.