Аль-кинди и аль-фараби как родоначальники мусульманской философии
Родоначальниками мусульманской философии являются аль-Кинди и аль-Фараби.
Аль-Кинди называют "философ арабов". И это не случайна, так как аль-Кинди среди многих философов мусульманского мира по происхождению араб. Аль-Кинди (800-870 г.г.) известен как философ, врач, математик, астроном, им написаны трактаты по геометрии, оптике, метереологии, психологии, музыке. К работам аль-Кинди, дошедшим до нашего времени и посвящённым логико-гносеологическим проблемам, относятся такие, как «Трактат о количестве книг Аристотеля», «Объяснение ближней действующей причины возникновения и уничтожения», «Трактат о том, что необходимо для усвоения философии», «О первой философии», «Книга о пяти сущностях».
В целом аль-Кинди тяготеет к неоплатонизму. Центральные проблемы в философском творчестве аль-Кинди такие, как проблема Бога, классификация наук, проблема разума и определения сущности философии.
Так в сочинениях аль-Кинди встречаются следующие трактовки Бога:
1. Бог как основа, как абсолютное начало всего сущего;
2. Бог как целевая причина;
3. Бог как абсолютная бесконечность в пространстве и вечность во времени.
Бог определяется аль-Кинди как творец материи, формы, пространства, движения и времени. Все возникающее в результате движения изменяется и в конечном итоге исчезает, оно не вечно, а конечно и преходяще. Человек, в силу наделенности его Аллахом разумом, способен познать не только себя, но и всё окружающее, а главное это то, что с помощью разума человек может познать причинную связь вещей и явлений, а также, что немаловажно, сущность этих вещей и явлений.
Аль-Фараби (870 – 950 г.г.) считается последователем Аристотеля и именуется «вторым учителем после Аристотеля». Он был ученым-универсалием, о чем свидетельствует тот факт, что аль-Фараби исследовал проблемы медицины, музыки, математики, этики, политики, психологии, минералогии, химии, ботаники и др. Фараби является одним из первых крупных комментаторов трудов Аристотеля. Им написаны комментарии к многим работам Аристотеля, например, «Категории», «Аналитика, софистика, поэтика», «Герменевтика».
Тем не менее, несмотря на комментаризм, аль-Фараби известен как оригинальный профессиональный философ. Им написаны более 100 работ по истории естественных наук и философии. Фараби выступал за научное познание мира, с гуманистических выступал против насилия в обществе. Он теоретически обосновал идеал общества без войн, насилия и порабощения, идеал отношений между всеми народами, построенных на добрососедстве и взаимоуважении.. В работах «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Гражданская политика» Фараби поднимает вопрос об отношении государства к обществу, а также рассматривает проблемы политики и морали.
Философские идеи аль-Фараби оказали теоретическое влияние на формирование и развитие идей и концепций западно-европейской философии, в особенности Б.Спинозы. Идеи аль-Фараби оказали влияние на взгляды многих мыслителей мусульманского мира, и прежде всего ибн -Сина, Ю.Баласагуни и др. Начиная с аль-Фараби, формируется традиция в мусульманском мире о значимости нравственных качеств человека в решении важнейших вопросов человеческого общежития, что впоследствии привело к формированию концепции о совершенном человеке «адаб».
Вопросы:
1. Почему аль-Кинди именуют "философом арабов"?
2. Как рассматривает аль-Кинди проблему Бога?
3. Какое место занимает в философском наследии аль-Кинди проблема разума? Какое значение придаёт философ разуму человека?
4. Какие труды написаны аль-Фараби?
5. Обоснуйте этические позиции аль-Фараби
6. В чём проявляется влияние аль-Фараби на мировую философскую мысль?
Философия ибн-Сины
Абу Али ибн-Сина (980- 1037 г.г.) внес большой вклад в развитие средневековой науки и философии. Это был энциклопедически образованный человек, один из тех, кого именуют учёным- универсалием. В Западной Европе его знали как Авиценну, автора знаменитого "Канона медицинской науки", бывшего настольной книгой европейских врачей вплоть до 17 века и в котором содержится довольно разработанная и систематизированная для того времени анатомия, физиология, терапия и профилактика, хирургия, фармакология .
Ибн-Синой написано около 450 трудов, из них до нас дошли 240. Ещё при жизни философа безвозвратно утеряны 20-ти томная философская энциклопедия «Справедливость» и «Восточная философия», в которых он подробно излагал свои философские учения.
Известно, что ибн-Сина делил философское знание на две сферы: теоретическую философию, куда включены метафизика, математика и физика, и практическую, к коей относятся политика, этика и экономика. Если теоретическая философия, по мнению философа, занимается постижением истины, то практическая стремится к достижению блага. Логика является инструментальной наукой. Это инструмент познания мира, она даёт метод познания.
Высшей наукой ибн-Сина считает метафизику, которая одновременно имеет черты философии и теологии, хотя в то же время ибн-Сина имел идею о различии статуса философии и теологии. Временами ибн-Сина выдвигает принцип безверия, так им полагается, что если теология основана на вере как потребности души, то философия дает истинное знание, так как она базируется на доказательствах и данных разума.
В целом философские позиции ибн-Сины представляют собой дальнейшее развитие восточной философии, а его учение обладает собственной оригинальностью.
Вопросы:
1. В чём новизна научного наследия ибн-Сины?
2. Что вы можете сказать о знаменитом труде "Канон медицинской науки"?
3. В чём смелость философии ибн-Сины?
4. Чем отличаются теоретическая и практическая философии в классификации ибн-Сины?
Философия суфизма
Философия суфизма, несомненно, оказала значительное и благотворное влияние на европейское мировоззрение и европейскую культуру, в частности на поэтическое творчество трубадуров и розенкрейцеров, на деятельность францисканского монашеского ордена, на мировоззрение Мартина Лютера, а также на мистическое учение мистика 20 века Гурджиева.
В философии мусульманского средневековья формируется идея о совершенном человеке или "адаб", ассоциирующемся с гуманистом, образцом образованности и воспитанности. Его поступки, действия и позиции могут повлиять на духовно-нравственную жизнь общества, духовный микроклимат социума в целом.
Идее адаба особое внимание отводилось в философии суфизма, где утверждается, что только достигшему совершенства человеку открывается истина, суть которой состоит в любви к Богу и восприятию бытия как феноменов божественной красоты, прекраснейшей чистоты и возвышенности, божественной мудрости и любви.
Согласно суфийскому учению мир - это полное тождество с Богом, а мир и человек- это отражения тождества Бога-истины и Бога-Возлюбленного. Поэтому существует суфийской утверждение «Ана-аль-хакк» - «Я есть Бог». Согласно теории единства сущего всё сущее есть Бог, а всё, что есть, есть в Единстве сущего или есть Бог. Это единство постигается благодаря любви. Любовь связует творение с Творцом, влюблённых с Возлюбленным - Богом, что в итоге приводит к их полному слиянию. Об этом говорит отрывок из суфийской поэзии:
«Моё желание тобой владеть
Подобно жажде птицу запереть.
Моё желание - это западня,
Не я тебя, а ты возьми меня
В свою безмерность, глубину и высь,
Где ты и я в единое слились» [4,377].
Наиболее известными представителями суфизма являются ибн- Араби, К.А.Ясауи, А. Иугинеки, Шабустари, аль- Хуруфи, Магриби, Анвар Касими, Рузбехан Богли, которые развивают мысль о том, что нравственная порочность сознания уводят человека от любви к Богу, делает его жестокосердным и порочным. Всё это влияет на мотивацию поступков людей. Нравственный упадок и ущербность сознания оказывают влияние на все стороны жизни: политику, право, религию. Рост бездуховности в различных сферах общества приводят к расцвету несправедливости и пороков в самом государстве.
Выход из состояния девальвации духовных ценностей, нравственной деградации, апатии и социального нигилизма, по мнению суфиев, один - в обращении к Богу, в любви к Всевышнему, в воспитании совершенного человека.
Для суфиев понятие «адаб» носит онтологический, космологический, гностический характер и именно в этих названных аспектах рассматривает совершенного человека или адаба основоположник суфизма ибн-Араби. В онтологическом аспекте адаб согласно ибн-Араби - это универсальная реальность (логос), в которой заключена вся множественность феноменального бытия. В человеке потенциально содержится всё сущее в мире, из которого порождается всё многообразие Космоса, вечного и божественного. Человек- это монада, из которой разворачивается все множественности мира.
Космос как вторая ипостась рассматривается как воплощенный адаб. Человек есть наиболее совершенное существо. Совершенство человека в том, что он является копией абсолютной в своем совершенстве Вселенной. Специфика человека же состоит в том, что именно в нём Абсолют познаёт себя. В познании человек достигает своего субстанционального единства с Единым, входит в единый ритм Вселенной, сливается в любовном экстазе и единении с Абсолютом. Именно в этом состоянии человек обретает полную свободу.
Неиссякаемая любовь к Аллаху - качество, присущее адабу. Если любовь к Богу совершенна, искренна, всепоглощающа, то она приводит к тому, что человек достигает полного слияния с Богом. Любовь, по- мнению аль-Араби, есть причина и движущая сила Вселенной. Все в безграничном мире не существовало бы без любви. Однако всепоглощающая и бескорыстная любовь к Богу, раскрывающая сердце для познания вечной и абсолютной истине, возможна лишь через мистическое познание и тайное служение, преданность Богу.
Вопросы:
1. Обоснуйте, что центральной проблемой суфизма является нравственное совершенствования человека?
2. Почему любовь к Богу в суфизме определяется как путь совершенствования человека и путь к познанию?
3. Обоснуйте положение суфизма, что человек есть копия Вселенной
4. Обоснуйте положение философии аль-Араби, что любовь есть причина и движущая сила Вселенной?
5. Что общего в философии суфизма с Милетской школой эпохи античности в рассмотрении проблемы «Космос- человек»?
6. Какую роль играет философия суфизма в мировой философии?
7. Почему учение суфиев можно рассматривать как мистическое?
Вопросы для повторения и обсуждения по теме «Средневековая мусульманская философия»:
1. В чём проявляется влияние арабоязычной философии на средневековую западную философию?
2. Обоснуйте положение, что философы средневекового мусульманского Востока являются учёными- энциклопедистами. Приведите примеры
3. Докажите, что мусульманская философия так же, как и христианская, является теоцентричной по своему характеру и содержанию
4. Обоснуйте положение, что суфийская философия является гуманистическим учением
5. Покажите космологический характер идеи совершенного человека или адаба в суфизме
6. В чём заключается плюрализм мировоззрения ибн-Араби?
Задания для контроля:
Задание повышенной сложности
Сравнительная таблица. Христианская и мусульманская философия средних веков
Философия | Социальный статус | Проблема бытия и Бога | Проблема человека и общества | Теория познания |
Христианская | ||||
Мусульманская |
Задание средней сложности. Таблица. «Философские учения мусульманского Востока в средние века»
Представитель мусульманской философии | Года жизни | Научные и философские трактаты | Основные философские идеи | Новации в мышлении и учении философа |
Задание пониженной сложности
1) Необходимо объяснить следующие понятия мусульманской философии эпохи средневековья:
Адаб, мистицизм, Коран, суфизм, энциклопедист, плюрализм, теология, теоцентризм, Единое, любовь к Богу, суфий.
2) Необходимо определить, кто из перечисленных философов относится к суфийскому направлению:
Аль-Кинди, К.А. Ясауи, аль-Газали, аль-Фараби, ибн- Араби, Омар Хайям, Магриби, ибн-Сина
Темы рефератов:
1. Особенности мусульманской философии
2. Место и значение мусульманской философии средневековья в мировой философии
3. Проблема совершенного человека в мусульманской средневековой философии
4. Проблема познания в мусульманской средневековой философии
5. Проблема человек-Космос в суфийском учении
6. Научно-философское наследие ибн-Сины
7. Мистическое постижение в суфийском учении