Место культурологии в системе социально-гуманитарных наук

Система научного знания подразделяется на три основные группы: естественные, технические и социально-гуманитарные науки. Культурология относится к социально-гуманитарным наукам и тесно взаимодействует с двумя другими группами наук, поскольку основывается на данных антропологии, социологии, психологии, истории науки и техники и пр. Границы культурологии как научной дисциплины не могут быть определены достаточно четко, поскольку они охватывают не только необъятное поле взаимоотношений, например, культуры и религии, но и рефлексию всех форм общественного сознания. Ведь рассмотрению культурологии подлежат многие вопросы философского осмысления бытия в каждую из эпох, проблемы политической, правовой, нравственной культуры. И каждая сторона этого рассмотрения имеет свою специфику, предстает относительно самостоятельной сферой человеческого бытия.

Особенностью культурологии в системе наук является и то, что она развивается не по традиционному пути накопления нового позитивного знания. Ее путь более сложен. Здесь можно говорить о своеобразном культурологическом парадоксе: сам объект исследования, культура ,по сути своей, функционирует и развивается по законам, которые сродни законам развития искусства. А именно: в культуре происходит не обобщение (как в науке), а общение культур; появление новых явлений в культуре не всегда означает исчезновение старых. Все грани человеческого бытия, представленные в культуре, сосуществуют в едином социальном пространственно-временном континууме.

Культурология, опираясь на данные археологии, этнологии, искусствознания, философии, социологии, истории и т. д., занимается изучением, своего рода рефлексией, человеческой деятельности, которая включает в себя репродуктивное и творческое начала. Персонифицированная в индивиде, обогащенная в поколениях, культура воспроизводится каждый раз заново.

Другой методологический принцип, позволяющий определить место культурологии в системе социально-гуманитарных наук, предполагает разделение общественной жизни на четыре взаимосвязанные, но в то же время относительно самостоятельные сферы. Это сферы: экономическая, общественных отношений, социально-политическая и духовная. В этом случае, изучая культуру как присущий лишь человеку способ жизнедеятельности, культурология обращается к конкретным вопросам культуры труда, экономической, политической, художественной, религиозной культуры и т. д. Становится возможен переход от общих рассуждений о культуре к анализу отдельных ее сторон,граней. Наряду с таким разделением культуры, которое можно назвать разделением по генетическому принципу, следует рассматривать ее и более обобщенно, по принципу разделения на сферы деятельности: культуру материальную, духовную и культуру человеческих отношений. И в том, и в другом случае мы переходим от общесоциологического подхода к культурологическому. При общесоциологическом подходе человек, личность остаются как бы на втором плане.

Итак, предметная область культурологии охватывает все области социальной жизни. Тем самым она взаимодействует со всем спектром социально-гуманитарного знания, а ее методологическим принципом является анализ социального и человеческого бытия сквозь призму человеческой деятельности: как в процессе социальной деятельности происходит становление личности, каковы содержание и исторически обусловленный характер взаимодействия человека и природы, человека и общества, человека и техники, взаимодействия между людьми. В этом смысле культурология интегрирует все знание о человеке в мире, вырабатывает своего рода человеческую картину мира.

Наши рекомендации