Таких зон в музыке много, а именно
1)на грани 16-17в- полифоническое мышление отошло на второй план и формируется гармонический склад, приходит система мажора-минора. Гармония- сформировавшееся явление. Появляюся жанры и формы (сонаты, симфонии, оперы), которых не было при полифонии
2) На рубеже 19-20 в – классическая тональность исчерпала себя в «Тристане» Вагнера» (он начинает «Тристана» с аккорда-неустоя). Разрушается классическая гармония. Далее композиторы разных школ идут в поисках новых путей организации. Скрябин- прометеевский аккорд.
Билет 27. Типы ладовых систем и звукорядов.
Классификация ладов
- Экмелика (внемелодичность) – система, в которой звуки не имеют определенной высоты , используются как прием в более развитых систем.
- Классификация по признаку наличия или отсутствия полутоновых тяготений:
Ангемитоника –лады без полутоновых тяготений (целотоновый звукоряд, трихорды, пентатоника). Связаны с древней культурой Азии, Африки и Европы.
Гемиотика – лады с полутоновыми тяготениями (звукоряды, в которых ступени не образуют с тоникой в уменьшенных и увеличенных интервалах. Звукоряды, в которых ступени образуют с тоникой уменьшенные или увеличенные интервалы);
- Различают диатонику, хроматику, микрохроматику.
Диатоника – семиступенная система, в которой тоны могут быть расположены по чистым квинтам. Образцы диатоники – древнегреческие лады, церковные лады, лады европейской музыки эпохи возрождения, лады народной музыки, лады мажоро-минорной системы безхроматизации.
Диатоника: 1) неполная (меньше семи ступеней, шести ступенный гексахорд); 2) полная;3) состовная(русский обиход); 4)условная(включает лады с увеличенными секундами); 5)в современной теории музыки определяется диатоника из функции. Диатонический звукоряд состоит из тонов , каждый из которых представляет собой самостоятельную ступень лада. Совокупность основных ступеней лада. Диатонический звукоряд может включать различное количество тонов, отстоящих друг от друга на любой интервал.
Хроматика– имеет в качестве специфического признака последовательность двух или более полутонов подряд. Используется и в мелодическом и гармоническом контексте. Микрохроматика– связана с применением интервалов неравных полутонам.
- По объему (равен или не совпадает): 1) монотоникальные (одна тоника) – мелодические лады; 2) октавные (звукоряд и функциональное значение ладов полностью повторяется во всех октавах). Эти лады используются в инструментальной музыке.
Стабильные монодические лады: гиполад– тоника в середине звукоряда
Тональность – иерархически централизованная система функциоанльно-дифференцированных высотных связей. Единство лада и тональности – ладотональность. В более узком специфическом смысле – это система функ.диффер. высотных связей иерархически централизованных на основе консонизирующих трезвучий, т.е. гарм. тон. кот. хар. для классикогармонических тональностей XII-IX века.
(Знать параллельные однотерцовые тональности).
И ещё раз….
Экмелика (ум. Внемелодический) – это система, в которой звуки не имеют определённой высоты (элементы речевого интонирования, скользящая интонация). На поздних этапах исп. Как приём более развёрнутых систем.
Ангемитоника-лад без полутоновых тяготений (митатоника, триход, целотоновый ряд). Др. культуры Африки и Европы.
Гемитоника-лады с полутоновыми тяготениями. А) Включают звукоряды, в которых ступени не образуют с тоникой ум. И ув. Интервалы. Б) Звукоряды,которые образуют с тоникой ум и ув интервалы)
Диатоника в частном виде- это семиступенная система, в которой тоны могут быть расположены по чистым квинтам(др. греческие лады, средневековые. Средневосточной Европейской музыки, Церковные ходы музыки Возрождения, лады мажорно-минорной системы без хроматизации). Неполная- 6-и ступенная датоника (гексахорд), полная 7-ступенная, составная- русский обряжный ряд, условная, включает лады с ув.2 (гармонические, мелодические, мажор, минор, венгерская гамма).
В современной музыке предлагают по новому определить (исходит не из интервальности, а из функциональности). Диатоническими называется звукоряд, в котором каждый из тонов представляет собой самомтоятельную степень лада, и не явл. Производной от какого-либ тона.
Диатоника- совакупность ступеней лада. Может включать различное кол-во тонов, отстоящее друг от друга на любые интрвалы.
Хроматика-имеет последование 2х или более полутонов подряд. Спольуется в мелодич. И гармонич. Контексте.
Классификация ладов по обьёму:
1) Монотонные- функции тонов опред. Мелод. Движ. И то, повторённый через октаву, может приобрести совсемдругую функцию.
2) Октавные- функциитонов послоостью совпадают. Во всех октавах.