Атомистический материализм (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар)
Чтобы хотя бы отчасти преодолеть кризис, вызванный апориями (апория - трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом) Зенона (элейская школа), наиболее известные из которых “О множественности вещей”, “Дихотомия”, “Ахилл”, “Стрела”, требовались непривычные идеи, которые и были предложены древними атомистами - Демокритом, Эпикуром и Лукрецием Каром.
Анализ апорий Зенона выявил их “болевую точку”: беспредельное деление (отрезка, пути, тел). Атомисты предположили, что вещество, пространство, время, в принципе, нельзя делить бесконечно, что есть мельчайшие неделимые их фрагменты: атомы вещества, амеры (атомы пространства), хрононы (атомы времени). Все атомы (вещества, пространства, времени) неизменны, неделимы и однородны. Атомисты таким образом свели изменение к неизменному, к атомам.
Демокрит. По мнению Демокрита, есть атомы и пустоты. Атомы различаются формой, расположением, весом и движутся в различных направлениях. Земля, воздух, вода и огонь представляют собой первичные группировки атомов. Сочетания атомов образуют миры, в бесконечном пространстве существует бесконечное множество миров. Человек также собрание атомов, а душа его состоит из особых атомов. Все происходит согласно необходимости, случайность отсутствует.
Основной принцип познания, по Демокриту, - “истинно то, что нам является”. Стимул развития общества - удовлетворение потребностей. Общественные отношения Демокрит определяет через теорию “общественного договора” как повиновение закону: “Закону, чиновнику и старшему надлежит уступить”, но, с другой стороны, - “Мудрец не должен слушаться закона, но жить свободно”. Отношения собственности выражаются следующим высказыванием: “Приобретать деньги не есть бесполезное, однако приобретать их несправедливо - хуже всего ... дурные прибыли приносят гибель добродетели”. В центре этических устремлений человека - “достижение доброй мысли”, путь к этому лежит через уравновешенность и умеренность.
Эпикур. Учение Демокрита поправляет, дополняет и развивает Эпикур. Если по Демокриту атомы характеризуются величиной, формой и положением в пространстве, то Эпикур приписывает им такое свойство как тяжесть. Он допускает и признает возможность отклонения атомов от прямолинейного движения, не исключая тем самым понятие случайности.
Эпикур отрицает бессмертие души (вместе с телом распадается и душа). Высшим благом он считает блаженство, наслаждение, которое достигается путем удовлетворения естественных потребностей, достижения спокойствия души, а, тем самым, и счастья. Интересны воззрения Эпикура на религию, основным источником возникновения и существования которой он называл страх смерти и незнание естественных законов. Общество, по Эпикуру, - совокупность индивидов, которые договорились о том, что не будут вредить друг другу, тем самым достигается справедливость. Мудрый человек должен избегать общественно (политической) жизни.
Лукреций Кар отождествлял свои взгляды с учениями Демокрита и Эпикура, он в значительной степени дополнил и углубил их. По Лукрецию Кару, единственное сущее - атомы и пустота, причем атомам присуще движение (в отношении движения Лукреций Кар придерживается взглядов Эпикура). Поскольку атомы движутся не прямолинейно, пытается обосновать причины отклонения атомов. Эпикурово движение Лукреций Кар считает источником возникновения частиц, и оно же, наряду с величиной и формой, выступает причиной пестроты и разнообразия вещей в мире.
Следуя Эпикуру, Лукреций Кар отрицает бессмертие души, считая ее материальным соединением воздуха и тепла, которое образовано наименьшими атомами. Все органическое, по мнению Лукреция Кара возникло из неорганического, а сложные органические виды развились из простейших. Возникновение общества связано с развитием материальной культуры и взаимного соглашения людей. Философ исключает богов из мира (Эпикур), но и выступает против всякой веры в богов (Демокрит). В области этики Лукреций Кар отстаивает взгляды Эпикура: принцип спокойной и счастливой жизни. Средство достижения счастья - познание.