Культура Возрождения, ее проблемы и противоречия
Значение термина «ренессанс» или «возрождение»: возрождении античных идеалов, как нормативных, определяющих смысл, направление и формы развития культуры. В истории европейской культуры существовало «каролингское возрождение» (8-9 вв.) и «возрождение XII века», которые обращались к античному наследию с той или иной степенью включения античных идей в интеллектуальное пространство средневековой Европы.
Формирование культуры Возрождения происходит в рамках развивающейся и изменяющейся феодальной системы в Европе.
Важнейшей предпосылкой в становлении ренессансных представлений явилось стремление к опытному познанию природы, идейное обоснование которому можно найти в доктрине двойной истины. В ней проводилось различение истины веры, целью ее является забота о спасении человека, его души – и истины знания, которая опирается, прежде всего, на опыт и на логику (эта идея послужила основанием для разграничения власти церкви и власти государства).
Вселенная являет собой иерархию, основанную на нравственном статусе всего сущего в мире, причем человек занимает промежуточное положение между миром земным и миром небесных сущностей. Важнейшая сила- сила любви, симпатии и антипатии. В представлениях этой эпохи важнейшей является идея соответствия макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса человека, поэтому отличительной чертой языка эпохи Возрождения остается символизм, аллегорическое мышление, которое получает свое продолжение в развитии магических практик, алхимии, колдовства, нумерологии.
Идеи античного гуманизма
Другая важнейшая идея - идея божественного начала в человеке. Для средневекового видения идеальный тип поведения – созерцание, следование религиозной догме; для Возрождения познание – это путь к обожествлению человека. Теоцентризм => антропоцентризма, но происходит на основании христианских идей (человек создан по образу и подобию Божьему) => формируется античный гуманизм. Собственно гуманистами в Европе конца XIV – начала XVI веков назывались студенты и преподаватели, изучающие гуманитарные дисциплины и являющиеся носителями идей свободной и самоопределяющейся личности.
Наука и искусство
Природа - источник знаний, из которой художники черпали все новые приемы для создания новых средств выразительности в искусстве.
Особое внимание уделяется изучению математики и геометрии как дисциплин, при помощи которых возможно разгадать объективную сущность.
Из всех способностей человека наиболее ценным считалось творческое начало. Отсюда – стремление реализовать себя в предельно широкой сфере человеческой деятельности.
Общество эпохи Возрождения - это «политическое тело», состоящее из сословий + наличие торговцев.
Существуют Итальянское Возрождение и Северное Возрождение. Итальянское Возрождение, которое началось несколько ранее, чем Северное, демонстрировало свое негативное отношение к средневековью. Итальянское Возрождение обращалось к античности.
Северное Возрождение, к которому относят Францию, Германию, Нидерланды переняло гуманистические идеи итальянского Возрождения, но при этом в культуре этих стран оставались традиционно сильными христианские ценности. Ведущей становится тема нравственного совершенствования, обращение к духовному миру человека. Именно здесь зарождаются идеи Просвещения.
Важнейшей темой в художественной культуре Северного Возрождения становится мир повседневности, в котором особую роль начинают играть предметы обихода, домашние и сельские праздники, встречи с друзьям. Природа – это часть мира человека. Вторая не менее значительная тема в художественной культуре Северного Возрождения – различные нравоучения, иронические произведения, важнейшая цель которых – улучшение, исправление дурной человеческой природы. Кризис официального христианского вероучения и самой Церкви, выразившийся в широко известной Реформации, университетская наука, где науки все более уступали место естествознанию и вообще опытным наукам, географические открытия и астрономические наблюдения, кардинально переменившие представления человека о мире и вселенной, наконец, успехи техники, развитие экономических, хозяйственных, культурных связей – все это не только ломало устои сословного, феодального общества, но и кардинально изменило представления человека о самом себе. Человек, наконец, обнаружил свои возможности и способности как самостоятельной и далее самодовлеющей творческой силы. Способствовали отбрасываемого и изживаемого средневековья к наследию Греции и Рима. Появились совершенно новые по характеру поведения и складу мышления люди, которые стали называть себя “гуманистами”. Термин “гуманизм”, приписываемый Л.Бруни (конец XIV – начало XV вв.) - в центре мироздания стоял не человек как божье творение, но скорее человек естественный, во всем многообразии его чувств, помыслов, желаний и страстей. Ф.Ницше: “Человеческое, слишком человеческое”.
Аморализм –мораль оспаривалась или попросту отвергалась, а новые нормы еще не были утверждены как общеобязательные, Кроме того, исчезало с процессом смешения сословий и понятие сословной морали.
Практицизмом и цинизмом. Взлет талантов, титанов, дерзнувших соревноваться с Богом и в науках, и в ремеслах, и в литературе, и в художественном творчестве. Идеал – всесторонне развитый человек.
Классические шедевры Леонардо, Микеланджело, Бруналлески, Тициана, Рафаэля. Это было время когда человек брал по максимуму от жизни и требовал по максимуму от себя и в работе, и в развлечениях, и в делах, и в проектах. Зарождающаяся наука ориентировалась на опытное знание, чувственное восприятие, доверяла человеческомуразуму.
Барокко неправильно рассматривать лишь с искусствоведческой точки зрения, т.е. как чисто художественное направление, характерное причудливостью, вычурностью формы, сложными композиционными изысками и трагическим, смятенным настроением. Весь мир представлялся человеку эпохи Позднего Возрождения порочным, в нем не было ожидаемой и чаемой гармонии, его раздирали войны, междоусобицы, эпидемии, продолжавшийся террор инквизиции и религиозные и социальные конфликты.