Философия бытия и познания

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я.КИКОТЯ

____________________________________________________

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ПРАКТИКУМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЛОСОФИЯ»

(для курсантов очной формы обучения, обучающихся по всем специальностям)

Выполнил:

__________________________________________________________

(ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО, специальное звание)

ФАКУЛЬТЕТ _____________________________________________

УЧЕБНЫЙ ВЗВОД _______________________________________

УЧЕБНЫЙ ГОД: 201__ – 201__

ВАРИАНТ: ___

Проверил:

__________________________________________________________

(ФИО, должность)

__________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, специальное звание)

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:

__________________________________________________________

(«ЗАЧТЕНО» или «НЕ ЗАЧТЕНО», дата проверки, подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Раздел практикума Страница
График контроля выполнения задания
Организационно-методический раздел
ЗАДАНИЯ
  Часть 1. Философия бытия и познания
  Часть 2. Философия человека
  Часть 3. Философия общества и культуры
  Часть 4. Анализ философского текста
Литература и электронные ресурсы

ГРАФИК УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ПРАКТИКУМА

Задания по теме (части) Срок выполнения Оценка Подпись преподавателя Примечания
Философия бытия и познания (с. 4–15)        
Философия человека (с. 16–24)        
Философия общества и культуры (с. 25–33)        
Анализ философского текста (с. 34–36)        

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Заполнение практикума является обязательным условием допуска к экзамену по дисциплине «Философия» для курсантов всех направлений подготовки.

Каждая часть практикума заполняется только после изучения и повторения соответствующей темы и обязательного ознакомления с приведенными текстами (отдельно на диске), специальной литературой и электронными ресурсами (см. списки в конце практикума).

ЦЕЛЬЮ практикума является практическое закрепление общекультурных и профессиональных компетенций, приобретенных в результате изучения философии в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины и федеральным государственным образовательным стандартом.

ЗАДАЧАМИпрактикума являются:

· закрепление базовых знаний по предметной области философии (ее системе, содержании и взаимосвязи основных принципов, законов, понятий и категорий) на примере конкретных материалов по истории философии и ее основным разделам;

· наработка умений применять философские категории и понятия с четко определенным содержанием; устанавливать философский и логический смысл суждений; оценивать факты и явления с философской точки зрения и использовать принципы, законы и методы философии для решения конкретных задач;

· выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами и использования общефилософских, общенаучных и философско-прикладных методов;

· проверкавладений основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием философских знаний, способности и готовностикучастию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера на основе правильного и философски развитого мышления;

· подготовка к федеральному интернет-тестированию остаточных знаний по дисциплине «Философия».

По результатам проверки заполненных частей практикума, в установленные сроки, за каждую часть выставляется дифференцированная оценка по четырехбалльной системе («ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» или «НЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»).

По результатам проверки заполненного практикума (всех частей), в установленные сроки, выставляется оценка «ЗАЧТЕНО» либо «НЕ ЗАЧТЕНО».

При получении оценки «НЕ ЗАЧТЕНО» (то есть неудовлетворительной оценки за любую из частей) практикум должен быть переработан с учетом замечаний и представлен на проверку повторно в установленный срок.

ЗАДАНИЯ

ЧАСТЬ 1

ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ И ПОЗНАНИЯ

После изучения (повторения) темы и внимательного ознакомления с соответствующей литературой и электронными ресурсами, выполните следующие задания[*]:

1.1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.1. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите варианты решения проблемы – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию):

1.1.1.Каково место проблемы бытия в философии?

________________________________________________________________________________

1.1.2.В чем заключается онтологический смысл так называемого «основного вопроса» философии?

_________________________________________________________________________________

1.1.3.В чем суть противостояния материализма и идеализма? (Дайте краткие определения их основным разновидностям)

____________________________________________________________________________________________________

1.1.4.В чем заключается смысл идеалистического и материалистического понимания единства мира?

______________________________________________________________________________________________________

1.1.5.Какова связь материализма и идеализма с развитием естествознания?

_______________________________________________________________________________________________________

1.2. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.2. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы:

1.2.1.Какие гносеологические проблемы можно отнести к разряду всеобщих, вечных и фундаментальных?

___________________________________________________________________________________________________________________________

1.2.2.Кратко охарактеризуйте наиболее употребительные гносеологические категории:

________________________________________________________________________________

1.2.3.В чем суть философской оппозиции рационализма и эмпиризма?

_______________________________________________________________________________________________________

1.2.4.Выделите главное в рационалистическом методе познания (на примере Р. Декарта):

___________________________________________________________________________________________________________________________

1.2.5.Выделите главное в теории познания эмпириков (на примере Дж. Локка):

___________________________________________________________________________________________________________________________

1.3. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.3. и дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию):

1.3.1.Нужна ли современной науке дуалистическая концепция сознания?

_________________________________________________________________________________

1.3.2.Можно ли утверждать, что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая концепция сознания?

________________________________________________________________________________

1.4. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.4. и дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы:

1.4.1.Являются ли понятия застывшими мыслительными конструкциями или они меняются вместе с развитием общества, познания и общественной практики?

______________________________________________________________________________________________________

1.4.2.Является ли позиция агностицизма только ошибочной или она все же способствовала развитию теории познания?

____________________________________________________________

1.5. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ (используя ресурсы Национальной философской энциклопедии (http://terme.ru/) дополните таблицу, самостоятельно подбирая в правый столбец варианты, соответствующие по смыслу содержанию левого столбца):

1.5.1.

онтологические позиции представитель (имя, фамилия)
объективный идеализм  
субъективный идеализм  
вульгарный материализм  
диалектический материализм  
дуализм  

1.5.2.

название философского произведения автор (имя, фамилия)
«Логико-философский трактат»  
«Логика и рост научного знания»  
«Структура научных революций»  
«Прагматизм»  
«Наука логики»  
«Критика практического разума»  
«Трактат о человеческой природе»  
«Трактат о началах человеческого знания»  
«Основы общего наукоучения»  
«Закрепление верования»  
«Курс позитивной философии»  
«Истина и метод»  
«Логика смысла»  
«Слова и вещи»  
«Бытие и время»  
«Тимей»  
«Бытие и ничто»  
«Наука логики»  
«Диалектика природы»  
«Материализм и эмпириокритицизм»  
«Философия свободного духа»  
«Система трансцендентального идеализма»  
«Сущность христианства»  
«Монадология»  
«Об ученом незнании»  
«Рассуждения о методе»  
«Критика отвлеченных начал»  

1.5.3.

цитата автор (имя, фамилия)
«Когда же кто-нибудь делает попытку рассуждать, он, минуя ощущения, посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага. Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого…»  
«Цель познания в том, чтобы знать, почему вещь существует, а не только что она есть… Природа вещи есть ее цель, то ради чего она существует»  
«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»  
«Счастье человека состоит не в телесных удовольствиях, а в том, чтобы исходить из голоса разума, позволяющего человеку проявлять природосообразное поведение, связанное с пониманием законов необходимости (логоса). Основная цель познания в том, чтобы, открывая истины, прислушиваться к голосу природы (закону необходимости) и поступать сообразно ее законам»  
«Если человек имеет только знания и не имеет ничего другого – это страшный человек, беспринципный человек. Знание есть любовь. Однако любовь зовет к действию. Надо мыслить и действовать»  
«Знание есть сила, сила есть знание»  
«Всякий изучающий историю народных бедствий может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество»  
«Знание без нравственной основы – ничего не значит»  
«Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – это самый благородный; путь подражания – это самый легкий; путь личного опыта – самый тяжелый путь»  
«Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства»  
«Только считают, что существует цвет, только считают, что существует сладкое, только считают, что существует горькое, в действительности же – атомы и пустота»  
«Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют»  
«Бытие людей есть реальный процесс их жизни»  
«Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным путем развития философии и естествознания».  
«Бытие есть именно то, что совершенно абстрактно, и этим оно отличается от конкретного»  
«Быть – значит быть воспринимаемым»  
«Существующий мир… должен удовлетворять двум априорным требованиям: он должен быть и наипростейшим в его гипотезах (т.е. в его законах), и наиболее богатым в явлениях»  
«Язык есть дом бытия».  
«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»  

1.5.4.

философ век, философское направление, названия основных трудов, ключевые идеи
Платон  
Аристотель  
Фома Аквинский    
Мартин Хайдеггер  
Фридрих Энгельс  
Жан-Поль Сартр  
Барух Спиноза  
Уильям Оккам    
Иммануил Кант    
Пол Фейерабенд    
Карл Поппер  
Томас Кун    

1.6. РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ УТВЕРЖДЕНИЯ (дайте развернутый аргументированный ответ, подкрепите его другими цитатами из первоисточников (укажите авторство), определите возможность альтернативной точки зрения):

1.4.1.«Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно».

1.4.2.«Я знаю только то, что я ничего не знаю».

1.4.3.«Что трудно? – Познать самого себя».

1.4.4.«Наука есть реакция самосохранения человека, потерянного в темном лесу мировой жизни».

1.4.5.«На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного познаем скрытое».

1.4.6.«Познание начинается с удивления».

1.4.7. «Нельзя желать того, что до этого не было познано».

1.4.8.«Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание».

1.4.9.«Всякое знание – благо и не может быть враждебно Верховному благу».

1.4.10.«Знание без нравственной основы – ничего не значит».

1.4.11.«Мыслю, следовательно, существую».

1.4.12.«Все вещи суть числа».

1.4.13.«Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи».

1.4.14.«В одну и ту же реку нельзя войти дважды».

1.4.15.«Ничто, кроме Бога, не может быть бесконечным».

1.4.16.«Существование человека относится к его сущности иначе, чем существование вещей мира – к их сущности».

1.4.17.«Все изменения, совершающиеся в природе, происходят таким образом, что сколько к чему прибавилось, столько же отнимется от другого».

1.4.18.«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».

1.4.19. «Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает».

1.4.20.«Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости».

1.4.21. «Знание есть сила, сила есть знание».

1.4.22. «Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь предметом, а в использовании фактов, которое делает его философом».

1.4.23. «Уважение к истине – начало премудрости».

1.4.24. «Ничто не происходит без достаточного основания».

1.4.25. «Мудрый не ведает печали».

ЗАДАНИЕ №_______

ОТВЕТ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. ДАЙТЕ ОТВЕТ НА ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС В ФОРМЕ КРАТКОГО ЭССЕ (раскройте философский смысл вопроса, укажите возможные различные точки зрения по этому вопросу, охарактеризуйте его открытый характер и неоднозначность вариантов ответа, сформулируйте и обоснуйте собственную позицию по существу вопроса):

1.7.1.Почему некоторые философы отрицали познаваемость мира?

1.7.2.Чем отличаются различные типы познания мира (обыденный, религиозный, научный)?

1.7.3.Почему проблема истины является предметом непрекращающихся дискуссий?

1.7.4.Каковы вид и форма истин, поиск которых осуществляется в профессиональной деятельности полицейского?

1.7.5. Какие критерии истины Вам известны? Существуют ли решающие доказательства истинного знания?

1.7.6.Какое место занимает в деятельности сотрудника ОВД интуиция? Можно ли на нее опереться в теории и на практике?

1.7.7.Является ли чувственное познание совершенно достоверным?

1.7.8.Почему в человеческой истории религиозное мировоззрение часто препятствовало развитию свободного философского и научного знания?

1.7.9.Чем диалектическая логика отличается от обычной формальной логики?

1.7.10.Какие формы и методы познания используются в профессиональной деятельности сотрудника полиции?

1.7.11.Что такое материя, с точки зрения современной философии и науки?

1.7.12.Как решается проблема субстанции в онтологической концепции «ничто»?

1.7.13.Почему движение – это неотъемлемое свойство материи?

1.7.14.Как соотносятся дух и материя в онтологии пантеизма (нейтрального монизма)?

1.7.15.Что такое пространство?

1.7.16.Что такое время?

1.7.17. Что такое сознание?

1.7.18.Можно ли понять природу человеческого сознания, если изучать только мозг?

1.7.19.В чем состоит основная идея функционализма, как одного из теоретических подходов к объяснению сознания?

1.7.20.Возможны ли в Природе нечеловеческие формы сознания?

1.7.21.Какие основные формы материи Вам известны? (Поясните их специфику).

1.7.22.Что такое жизнь?

1.7.23.В каких условных разновидностях бытия участвует человек?

1.7.24.В чем состоит онтологическая специфика виртуальной компьютерной реальности?

1.7.25.Возможен ли искусственный интеллект как компьютерная модель человеческого сознания?

ВОПРОС №_______

ОТВЕТ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 2

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

После изучения (повторения) темы и внимательного ознакомления с соответствующей литературой и электронными ресурсами, выполните следующие задания[†]:

2.1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 2.1. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите альтернативные точки зрения – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию):

2.1.1.Что такое «непротивление злу»?

_____________________________________________________________________________________________________

2.1.2.Что есть зло? Каково соотношение понятий «зло» и «насилие»?

__________________________________________________________________________________________________________________________

2.1.3. Что происходит с тем, кто не сопротивляется злу? Для чего сопротивляться злу?

_____________________________________________________________________________________________________

2.1.4.Почему человек может не сопротивляться злу?

______________________________________________________________________________________________________

2.1.5.Какова роль философии и духовных ценностей человека в борьбе со злом?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 2.2. и дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию):

2.2.1.Можно ли преодолеть чувство страха? Какую роль в этом играет философское мировоззрение?

_____________________________________________________________________________________________________

2.2.2.Какие мотивы и идеи способны стимулировать мужество?

_________________________________________________________________________________

2.3. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ (используя ресурсы Национальной философской энциклопедии (http://terme.ru/) дополните таблицу, самостоятельно подбирая в правый столбец варианты, соответствующие по смыслу содержанию левого столбца):

2.3.1.

философские концепты человека представитель (имя, фамилия)
Сущность человека – свободное существование  
Природа человека двойственна, она состоит из двух различных частей – души и тела  
Человек – образ Бога  
Специфика человека – в мышлении  
Человек – существо, которое создает символы самого себя, культуру  

2.3.2.

название философского произведения автор (имя, фамилия)
«Экзистенциализм – это гуманизм»  
«Феномен человека»  
«Почему я не христианин»  
«Философия зоологии»  
«Положение человека в космосе»  
«Современность и будущее»  
«Пути к очевидности»  
«Человек в поисках смысла»  
«О духе законов»  
«Трактат о человеческой природе»  
«О достоинстве человека»  
«О человеке, о его смертности и бессмертии»  
«Бунтующий человек»  
«Былое и думы»  
«Письмо о гуманизме»  

2.3.3.

цитата автор (имя, фамилия)
«Цель человека быть многим, а не обладать многим»  
«Люди всегда против разума, когда разум против них»  
«Если я не лучше других, то, по крайней мере, не такой, как они»  
«Ты ищешь причину зла. Она только в тебе»  
«Жизнь истинная начинается только тогда, когда начинается самоотречение»  
«Тщеславный так полон самим собою, что в нем нет места ничему другому»  
«Истинная добродетель никогда не озирается назад на тень свою – славу»  
«Нет такой политической алхимии, посредством которой можно бы было получить золотое поведение из свинцовых инстинктов»  
«Побеждай гнев кротостью, зло добром, скупого щедростью, лгуна правдой»  
«Надо жить короткий срок этой жизни по закону вечной жизни»  

2.3.4.

философ век, философское направление, названия основных трудов, ключевые философские идеи  
Конфуций      
Эпикур      
Томас Гоббс    
Жан-Жак Руссо    
Артур Шопенгауэр    
Эрих Фромм    
Людвиг Фейербах    
Фридрих Ницше    
Зигмунд Фрейд    
Николай Бердяев    

2.4. РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ УТВЕРЖДЕНИЯ (дайте развернутый аргументированный ответ, подкрепите его другими цитатами из первоисточников (укажите авторство), определите возможность альтернативной точки зрения):

2.4.1.«Несомненно, что наши суждения, наш разум и наши душевные способности всегда зависят от телесных изменений».

2.4.2.«Наши души развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства».

2.4.3.«Человеческое существование есть прежде всего набор убеждений человека».

2.4.4.«Человек по своей природе есть общественное животное».

2.4.5.«От судьбы уйти невозможно».

2.4.6.«Злодей злодея ведет».

2.4.7.«Льстец – самое опасное из ручных животных».

2.4.8.«Свобода не может быть дана человеку человеком. Каждый человек только сам может освободить себя».

2.4.9.«Человек познает себя не думая, но действуя. Только в усилиях исполнить должное он узнает себе цену».

2.4.10.«Чем смиреннее человек, тем он свободнее и смелее».

2.4.11. «Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы покоряют самих себя».

2.4.12. «Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии».

2.4.13. «Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду».

2.4.14. «Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность».

2.4.15. «Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха».

2.4.16. «Человек не станет свободным, пока не преодолеет страха смерти».

2.4.17. «Зло порождает зло».

2.4.18. «Если человек знает меру, он знает все».

2.4.19. «Кто умеет владеть собой, тот может повелевать другими».

2.4.20. «Не считай счастливым того, кто зависит от счастья».

2.4.21. «Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна».

2.4.22. «Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна».

2.4.23. «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия — наши добродетели».

2.4.24. «Закон, живущий в нас, называется совестью».

2.4.25. «Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений».

ЗАДАНИЕ №_______

ОТВЕТ: _____________________

Наши рекомендации