Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.
Как своеобразная форма познания – специфический тип духовного производства и социальный институт – наука возникла в Европе, в Новое время XVI – XVII веках.
В античности и в средние века в основном имело место философское познание мира. По существу знание того времени – это было триединое целое, которое еще не делилось на самостоятельные части. Логика и математика входили в это единство, но в качестве инструментария познания вообще. Можно говорить о том, что в античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука в собственном смысле этого слова. Лишь в Новое время происходит отделение науки от традиционной философии. Этот процесс тесно связан с теми социальными изменениями, которые происходили в то время, а именно с развитием капиталистического производства, капиталистических отношений. Поэтому, имея непосредственное значение для социальной практики, формировавшаяся в Новое время наука кардинально по-новому ставила вопросы о специфике научного знания, о своеобразии его формирования, о задачах, методах, роли и месте науки в жизни общества.
Особый вклад в развитие научного познания этого периода внес Г. Галилей. Он впервые вводит понятие «мысленного эксперимента», он доносит до сознания своих современников мысль о том, что наука невозможна без мысленного конструирования. Без идеализации, без абстракций, без обобщения, опирающегося на факты.
В это время резко возрастает интерес не только к частнонаучным знаниям, но и к общетеоретическим, методологическим, философским проблемам. Это обусловлено тем, что эффективное развитие любой научной дисциплины немыслимо без достаточных философских оснований, без разработанной методологии, которая позволила бы исследовать объект данной науки в полном объеме. Поэтому, с одной стороны, идет процесс размежевания между философией и наукой, выделения различных научных дисциплин в самостоятельные, и в то же время идет процесс дисциплинарного деления самой философии. С другой стороны, по-новому выстраиваются отношения между традиционной философией и формирующейся наукой, и одними из основных функций философии становятся методологическая функция и интеграционная.
Российский философ В. С. Степин выделяет в истории формирования науки две основные стадии. Это, во-первых, стадия преднауки (доклассический ее этап). И, во-вторых, стадия науки в собственном смысле этого слова, который начинается с XVI – XVII веков.
Наука в собственном смысле также в своем развитии проходит три основные этапа:
1. Классическая наука (XVII – XIX в.в.), которая исследует свои объекты, стремясь при их описании и теоретическом объяснении устранить все, что относится к объекту, к его деятельности.
2. Неклассическая наука(первая половина XX века), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, в рамках которой происходит осмысление связи между объектом и субъектом познания.
3. Постнеклассическая наука (вторая половина XX – начало XXI века), характеризующаяся постоянной включенностью субъективной деятельности в «тело знания», учитывающей ценностно-целевые структуры субъекта познания.
Каждая из названных стадий имеет свою парадигму, свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Для классической науки это механика, жесткий лапласовский детерминизм, мироздание рассматривается как часовой механизм. Для неклассической науки – теория относительности, дискретность, квантование, вероятность, дополнительность. Для постнеклассической науки – идеи становления и самоорганизации.
Следует заметить, что между этими стадиями существует преемственность, и каждая из предыдущих стадий в модернизированном виде входит в состав последующей.
С точки зрения соотношения приемов познания, в истории развитии науки выделяют такие стадии:
1. Аналитическая стадия. В эту стадию входит классическое и неклассическое естествознание. На этой стадии происходит непрерывная дифференциация наук, наблюдается явное преобладание эмпирических знаний над теоретическими.
2. Синтетическая стадия.Это интегративная стадия, которая практически совпадает с постнеклассическим естествознанием. Характерной особенностью этой стадии является возникновение междисциплинарных проблем и соответствующих «стыковых» дисциплин.
Процесс формирования науки как профессиональной деятельности занял не одно столетие, и его ход и интенсивность непосредственным образом зависел от тех форм коммуникации ученых, которые существовали в то или иное время. Однако наиболее активно этот процесс начал развиваться во второй половине XVII столетия, когда наблюдается углубление специализации научной деятельности. Именно в этот период наука постепенно утверждалась в своих правах как прочно установленная профессия, требующая специального образования, имеющая свою структуру и организацию.
В конце XVIII – начале XIX в.в. наука включала в себя четыре основных блока: математику. Естествознание, технические и социально-гуманитарные науки. Таким образом, наука завершила долгий путь формирования науки в собственном смысле этого слова. И на сегодняшний день научное знание – это сложноорганизованная система научных дисциплин с соответствующей формой коммуникации ученых, которая позволила науке преодолеть большинство границ и ограничений и приобрести глобальный характер.
Таким образом, научное познание – это целостное развивающееся формообразование. И его развитие обязательно приведет к возникновению новых стадий.