Классификация этических направлений

Классификация этически направлений часто осуществляется по следующим признакам.

1) По представлению о смысле жизни.

В этом случае выделяют следующие этические направления:

Гедонизм. Приверженцы этого направления считают «смысложизненным ориенти­ром» удовольствие, наслаждение. Истоки нравственности видятся в природе, а не в Божественной воле. Представителями гедонизма считаются Аристипп и Гегесий (4 в. до н.э.), Г. Гоббс и Д. Локк (15 – 16 в.в. н.э.), З. Фрейд и Дж. Сантаяна (20 в.) и др.

Аскетизм. Цель аскетизма – подавление, компрометация чувственных влечений. Чувствительная жизнь – неистинна, греховна. Изощрённые аскетические практики стремления покинуть «этот» мир демонстрируют представители джайнизма в Древней Индии, некоторые гностики 1-3 в.в. н.э., христианские святые и др.

Эвдемонизм. Согласно этому направлению, смысл жизни – в естественном стремлении человека к счастью. Эвдемонизм может выступить как вид гедонизма (Эпикур, Лукреций – высшее удовольствие). Однако, античная идеалистическая мысль не отождествляет счастье с чувственным удовольствием (Платон, Аристотель). Эвдемонизм присутствует в этике Дюма, у французских энциклопедистов (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.), у Ж.Ж. Руссо. В современной этике встречаются элементы эвдемонизма (фелицитология).

Ригоризм. Главный принцип – подчинение воли человека нравственному закону. «Человек живёт не для радости, а для совести». Этика ригоризма – этика долга. В античной философии это «киники» и «стоики», в Новое время – это учение Н. Канта.

Утилитаризм. Главной нравственной ценностью считается польза. Утилитаризм пропа­гандировали древнегреческие софисты. В Новое время, с развитием буржуаз­ных отношений, этика утилитаризма достигла своего расцвета, и это имело прогрессивный характер. Способом решения противоречия между частным и общим интересом стала теория разумного эгоизма (Г. Гельвеций). Сторонни­ками теории разумного эгоизма были Н.Г. Чернышевский (Россия), Н. Бентам, Дж. Миль (Англия), прагматик У. Джемс (США) и др.

По способу обоснования морали.

На основании представлений философов о природе нравственности вы­деляются следующие направлен:

Идеализм. Предполагается божественное, сверхъестественное обоснование нравст­венности. На первых этапах развития этика была тесно связана с религией. По­следователи атеистических учений (Сократ, Демокрит и др.) подвергались го­нениям. Даже в эпоху Нового времени свободомыслие не поощрялось. Можно выделить два течения идеализма: пантеизм и монотеизм. Пантеизм учение об истинном Боге, как о некоей божественной силе, безличном первоначале, (безличное – первично, личность, даже божественная – вторична). Монотеизм – вера в первичность и единственность Бога-творца. К монотеистическим религиозным учениям относятся философия египетского философа Эхнатона (16 в. до н.э.), иудаизм, христианство, ислам.

К идеалистическим направлениям в этике относят субъективный идеа­лизм (нет реальности вне человеческого сознания и независимо от человеческого сознания) и автоном­ную этику Н. Канта

Натурализм. Нравственность выводится из естественной природы мира и человека. Для натурализма значимы земные ценности. Человеку следует реализовывать себя в этой, а не загробной жизни. Кроме этики гедонизма, эвдемонизма, ути­литаризма, к натуралистическим направлениям следует отнести «теорию нравственного чув­ства» (А. Смит и др.), а также эволюционистов Г. Спенсера, П. Кропоткина и др.

Социальный историзм. Это теории, рассматривающие природу морали в сфере социальной дея­тельности. Нравственные нормы определены деятельностью людей и зависят от уровня социально-экономического развития общества. Такой подход ха­рактерен для старших софистов Древней Греции, для Г. Гоббса, для мар­ксизма.

Наши рекомендации