Тема 2 Философия Древнего Востока
Практикум по философии
(бакалавриат)
Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Госстандарта РФ по высшему профессиональному образованию. Проблемное задание представляет собой сложную дидактическую задачу - вопрос с определенным набором ответов, один из которых правильный. Цель студента: найти этот правильный ответ. Решение задач по всем темам позволяет овладеть основной информацией по философии, активизировать учебно-познавательный процесс, проверить самого себя перед подготовкой к экзамену или зачету. Преподаватели могут использовать пособия в качестве программированного тестирования студентов на семинарских занятиях, на зачетах и экзаменах. Методическое пособие не заменяет собой учебника, оно является вспомогательным средством изучения предмета “Философия” и может быть использовано в качестве краткого проспекта, содержащего основную информацию по философии.
Практические занятия (семинары)
№ п/п | № раздела дисциплины | Тематика практических занятий (семинаров) | Трудо-емкость (час.) |
1. | Раздел 1 | Предмет философии. Структура философского знания. Функции философии, язык философии | |
2. | Раздел 2 | Возникновение философии. Античная философия: периодизация, основные черты древнегреческой философии, главные представители и ключевые идеи их концепций Средневековая философия. Основные философские проблемы средневековой философии. Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья. Основные этапы средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика. Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм – характерные черты философского мировоззрения эпохи Возрождения. Философия Нового времени (XVII–XVIII вв.). Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р.Декарта. Субъективный идеализм Беркли и агностицизм Юма; французское Просвещение и французский материализм. - Классический этап философии Нового времени. Философские учения И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса Современная западная философия, основные особенности и школы. Философские идеи Ф. Ницше. Психоанализ З. Фрейда. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра Русская философия. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. Религиозные и светские традиции в отечественной философии | |
3. | Раздел 3 | Онтология: учение о бытие. Диалектика бытия и небытия. Учение о развитии. Основные подходы к развитию: диалектика, метафизика и креационизм. Проблема сознания. Сознание, бессознательное, подсознательное. Самосознание и личность | |
4. | Раздел 4 | Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Практика и её роль в познании Многообразие форм познания и типы рациональности. Знание, проблема истины в философии и науке. Оценка, истина и ценность. | |
5. | Раздел 5 | Основные подходы к развитию: диалектика, метафизика и креационизм. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Детерминизм и индетерминизм | |
6. | Раздел 6 | Философские проблемы науки и техники. Проблема классификации наук. Философские проблемы естественных, точных, технических наук. Проблемы преодоления технократизма. | |
7. | Раздел 7 | Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса | |
8. | Раздел 8 | Социальная философия и её значение в современном мире. Культура и цивилизация. Проблемы становления, развития и упадка культур и цивилизаций |
Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ,
РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
Цель семинарского занятия: определить дефиницию – «философия». Рассмотреть структуру философии. Выделить философские проблемы.
Основные понятия: аксиология, бытие, генезис, гносеология, духовное знание, истина, культура, логика, методология, мировоззрение, мифология, наука, общество, объективность, онтология, предмет науки, объект науки, религия, сознание, функции, трансцендентальное, этика, трансцендентное, субъективность, эстетика, философия.
План семинара
1. Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение.
2. Основной вопрос философии. Структура философского знания.
3. Философия и частные науки.
4. Функции философии.
Философия – одна из самых древних и интереснейших областей человеческого знания, духовной культуры. Она возникла около 25 столетий назад почти одновременно, как считает К. Ясперс, в Древнем Китае, Древней Индии, Древней Греции. Среди ученых первым назвал себя философом великий древнегреческий математик и мыслитель Пифагор, а в качестве названия особой науки термин «философия» употребляется впервые Платоном. В буквальном смысле слово «философия» означает «любовь к мудрости».
Для ответа на первый вопрос темы необходимо сравнить философию с такими важнейшими сферами культуры, как мифология, религия, искусство, наука.
Особенности философии также помогают выявить некоторые моменты генезиса философии. Возникновение философии означает постепенный переход от мифов к самостоятельному размышлению человека о мире, к осознанию того, что в нем действует свой, независимый ни от бога, ни от человека порядок. Но таково было исторически исходное представление о назначении философии. В дальнейшем это представление изменялось.
В этом же вопросе надо дать определение предмета философии, обратившись к рекомендуемой литературе (напр.; В.С. Поликарпов «Введение в философию». Ростов-на-Дону – Таганрог, 2003. С. 7-14).
В этом же вопросе надо выявить специфику философского мировоззрения по сравнению с мировоззрением, которое формируется другими формами общественного сознания.
Философия, являясь формой общественного сознания, общим теоретическим мировоззрением, квинтэссенцией культуры, представляет собой синтез закономерностей на природу, общество, человека, включающий в себя оценку того, что составляет содержание этих взглядов.
Для ответа на второй вопрос необходимо дать формулировку основного вопроса философии, содержащегося в работе Ф. Энгельса (см. список литературы); характеристику основных направлений в философии, форм материализма и идеализма.
Основной вопрос философии определяет общие принципы философского мировоззрения, процесса познания мира, влияет на понимание общетеоретических проблем науки, политики, нравственности, искусства.
Основной вопрос философии – это не только теоретический, но и практический вопрос об отношении принципов деятельности к объективной реальности. Материалисты и идеалисты объясняли окружающий мир с помощью философского метода. Необходимо остановиться на характеристике исторически сложившихся двух основных методов в философии – диалектике и метафизике.
С момента оформления философии начала определяется и структура философского знания. Необходимо дать характеристики таким частям философского знания как онтологии, гносеологии, социальной философии, логики, эстетики, философской антропологии, философии истории, философии и методологии науки (см.; В.С. Поликарпов «Введение в философию». Ростов-на-Дону, Таганрог. 2003. С. 15), а также истории философии.
При ответе на третий вопрос темы необходимо рассмотреть историческое изменение взаимодействия философии со специальными науками. На рубеже XX-XXI вв. материалистическая философия определяется как новая методология, на основе которой все научные дисциплины предстали как элементы единого знания об эволюции Вселенной и человека.
При изложении вопроса нужно рассмотреть специфику философии в современной системе наук, определить ее взаимоотношения с естественными, общественными, математическими, гуманитарными, техническими науками, уделив особое внимание специфике технических наук, связи общественных и технических наук.
Также здесь нужно рассмотреть роль философии для научного исследования, обратив внимание на селективный парадокс в современной науке. Можно привести примеры философских вопросов физики, математики, биологии, информатики, техники и т.д.
Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль играет философия в жизни людей. Нужно дать характеристику функциям: мировоззренческой, методологической, интегративной, социально-теоретической, гуманистической, этической, эстетической, критической, аксиологической, культурологической, прогностической.
Таким образом, важнейшей особенностью философского познания является способность философии отражать все богатство мировоззрения той или иной эпохи. В системе духовной культуры она является самым важным ее компонентом. Поэтому вслед за Гегелем К. Маркс рассматривает философию как духовную квинтэссенцию своего времени и называет ее живой душой культуры. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1. С. 1-5).
Существенна роль философов в осознании современных процессов интернационализации и глобализации мира, глобальных проблем человечества (экологический кризис, голод и нищета, рост численности населения, угроза войны), а также обоснование системы ценностей современного российского общества (коллективизм, государственность, равенство, социальная справедливость, свобода, индивидуализм, частная собственность, права человека, толерантность, безопасность и др.).
Тесты, вопросы, проблемные задания.
Тесты:
1. В чем наибольшей мере проявляется специфика философии?
а) философия - это наука, теория;
б) философия - это способ получения знания;
в) философия - это вид жизнедеятельности человека;
г) философия - это научное теоретизирование о мире; месте человека в нем;
2. Какая группа философов утверждает, что главными вопросами философии являются вопросы о мире: «Что есть первоначало? Что есть первооснова? Что есть первопричина?»
а) Фалес, Платон, Декарт;
б) Гераклит, Сократ, Августин;
в) Пифагор, Эпикур, Маркс;
г) Аристотель, Кант, Гегель.
3. Кто из философов и в какой работе считает главными вопросами философии вопросы: «Что есть человек? Что он может знать? Что он может делать? На что он может надеяться?»
а) Платон. «Государство»;
б) Августин. «О граде божьем»;
в) И.Кант. «Критика чистого разума»;
г) К.Маркс. «Тезисы о Фейербахе».
4. Какая составная часть философии посвящена проблемам выявления природы и сущности человека?
А) онтология б) гносеология в) натурфилософия г) антропология
5. Чем отличается философия от естественно-технических и гуманитарных наук?
а) она не имеет четко обозначенного предмета исследования;
б) она не изучает мир в частностях;
в) она не оперирует точными понятиями;
г) она менее политизирована.
6. Функции философии – это:
а) основные задачи и цели философии;
б) теоретико-методологическое значение;
в) конкретно-прикладное значение;
г) возможности философии по отношению к человеку.
7. Кому принадлежат слова о том, что главная задача философии – помочь человеку «познать самого себя»?
а) Сократу; б) Платону; в) Августину; г) И.Канту.
8. Что означает рефлексивная функция философии?
а) понимание сущности мира;
б) самоосознание, самопознание;
в) инстинктивное восприятие мира;
г) интуитивное восприятие мира.
9. Какое значение для конкретного человека имеет философия?
а) без нее человек не может познать мир;
б) она определяет сознание человека;
в) она помогает понять мир и правильно в нем действовать;
г) она уводит человека в мир фантазий и мечтаний.
10. Что означает материализм в отличие от идеализма?
а) учение о том, что все в мире есть материя;
б) учение о первичности материи и вторичности сознания;
в) учение о реальном существовании объективного мира;
г) учение о первичности экономических отношений в обществе.
11. Что именно утверждает агностицизм как философское учение?
а) человек не способен видеть (воспринимать) окружающие предметы и явления;
б) человек не способен практически ориентироваться в окружающем мире;
в) человек не способен отличать реальность от сновидения или фантазии;
г) человек не способен понять (познать) того, существует ли объективно (вне его сознания) вещи и явления, которые он видит и воспринимает, и таковы ли они на самом деле, какими ему предоставляются.
12. Какие философские школы решают проблему свободы человека в мире?
а) аскетизм и гедонизм; б) альтруизм и эгоизм;
в) волюнтаризм и фатализм; г) индивидуализм и коллективизм;
д) догматизм и релятивизм.
Вопросы к курсу:
1. Какие проблемы человеческого существования называются «вечными» и почему? Назовите их.
2. Назовите признаки мифологического мировоззрения, чем отличается от него мировоззрение религиозное?
3. Маркс назвал мифологическое мышление стадным, «бараньим» сознанием. Приведите примеры и объясните причины существования мифологического сознания в современном мире.
4. Где и когда возникла философия? В чем заключается назначение философии?
5. Назовите общественные функции философии. В чем сущность критической функции философии?
6. Что общего у философии и религии, и что их существенно различает?
7. В чем суть проблемы основного вопроса философии? Как его формулировал Ф. Энгельс? Что являлось основным вопросом философии для И. Канта?
8. Чем различаются позиции материализма и идеализма, субъективного и объективного идеализма? Чем отличаются обыденные значения слов «материалист» и «идеалист» от аналогичных философских понятий?
9. Что означает термин «агностицизм»? Как он связан с основным вопросом философии в формулировке Ф. Энгельса?
Проблемные вопросы и задания:
1. Термин «философия» переводится с древнегреческого как «любовь к мудрости». В чем, на ваш взгляд, разница между понятиями «знание» и «мудрость»? Почему античный философ Гераклит сказал, что «многознание уму не научает»? А что же «научает уму», прибавляет мудрости?
2. Можно ли назвать мудростью хитрость, предприимчивость, способность быть успешным в общественной жизни? Может ли «высоколобый» интеллектуал быть вместе с тем довольно безнравственным субъектом? А мудрый человек? Дайте вашу характеристику мудрого человека. Постарайтесь из множества человеческих достоинств определить то, что составляет самую суть человеческой мудрости.
3. Термин «философия» многозначен. В каких смыслах он может употребляться? Философ 18 столетия Г. Сковорода дает такое определение философии: «Когда дух человека весел, мысли спокойны, сердце мирно, – то и все светло, счастливо, блаженно. Вот это и есть философия». В каком значении Сковорода использует здесь понятие философии?
4. Какая потребность вынуждает людей вот уже 2500 лет философствовать? В истории философии существуют две основные версии ответа на этот вопрос, которые даны древнегреческими философами. Сократ когда-то отметил, что на философствование человека вдохновляет переживание неминуемой смерти (если бы человек был бессмертным, это лишило бы его возможности ставить вопрос о смысле своего существования). Другой ответ был дан Аристотелем. Свой известен трактат «Метафизика» он начинает словами: «Все люди от природы стремятся к знанию». Само же познание, по Аристотелю, начинается с удивления. Именно это и приводит человека к поиску ответа на вечные вопросы.
Прокомментируйте позиции Сократа и Аристотеля. Какой ответ на этот вопрос дали бы вы? Обоснуйте свою точку зрения.
5. Дайте ваше понимание проблемы, поставленной Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». О каких двух сторонах основного вопроса философии здесь идет речь?
«Великий основной вопрос всей философии, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию. Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, и конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира - нередко еще более запутанный и нелепый вид, чем в христианстве, - составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма. …Но вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще и другую сторону: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру. В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? На философском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышления и бытия» (Энгельс).
6. Философ–антрополог М.Шелер, говоря о философском мировоззрении, выделил три вида знания: 1) знание ради господства; 2) знание в целях образования человека, 3) метафизическое знание, или знание ради спасения. Последний тип знания и представляет собой философское мировоззрение. Прокомментируйте эту идею.
7. Немецкий философ М.Хайдеггер спрашивал: «Как обстоит дело в философии?» И отвечал: «Она шагает на месте, осмысливая всегда то же самое». Что имел в виду мыслитель? Попытайтесь ответить.
8. Аристотель. Фрагмент из «метафизики» // Мир философии: Хрестоматия. - М, 1990. Т. 1. , Р.1,- С.12.
1. Как Аристотель понимает термин «мудрость»?
2. В чем, по Аристотелю, трудность знания общего?
3. Что, по Аристотелю, наиболее достойно познания?
4. К какой науке, знанию Аристотель относит «имя мудрости»?
5. Что побуждает людей философствовать?
6. Что роднит философию и мифологию, по Аристотелю?
7. Ради чего люди стремятся к знанию?
Кроссворд
Философия и мировоззрение
По вертикали:
1. Система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.
По горизонтали:
1. Способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития.
2. Совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регулятивов его поведения.
3. Сознательное и свободное устремление человека к осуществлению определенной цели, которая для него представляет определенную ценность.
4. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств.
5. Момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения, положения, принимаемые с меньшей уверенностью или даже с недоверием.
6. Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.
7. Образное, синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.
8. Система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.
9. Взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основной
1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.
2. Гриненко, Г.В. История философии: учебник / Г.В. Гриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с.
3. Налетов, И.З. Философия: учебник / И.З. Налетов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.
4. Губский, Е.Ф. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с.
Дополнительный
1. Кузьмина, Т.А. Экзистенциальный опыт и философия / Т.А. Кузьмина // Вопросы философии. – 2007. – № 12. – С. 16 – 28.
2. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1 – 2. – М.: Политиздат, 1991. – Ч. 1. – 672 с.; Ч. 2. – 624 с.
3. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение / сост. Алексеев В.П. – М.: Политиздат, 1990. – 528 с.
Источники
1. Белый, А. Символизм как миропонимание / А.Белый. – М.: Республика, 1994. – 528 с.
2. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа / Н.А. Бердяев. – М.: Республика, 1994. – 480 с.
3. Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер. – М.: Республика, 1995. – 464 с.
4. Мень, А.В. История религии. В 2-х кн. / А.В. Мень. – М.: Издательская группа «ФОРУМ – ИНФРА-М», 1997. – Т. 1. – 216 с; Т. 2. – 223 с.
Тема 2 Философия Древнего Востока
Цель семинарского занятия: рассмотреть условия возникновения философии, предфилософию, как основу цельного знания ноуменального человека об окружающем мире.
Основные понятия: аскетизм, атман, благородный муж, брахман, буддизм, Веды, дао, даосизм, джайнизм, дхарма йога карма касты конфуцианство легизм моизм недеяние ≪у-вэй≫ нирвана низкий человек самадхи сансара инь чарвака-локаята ян
План семинара
1. Условия формирования философии в Древней Индии и Древнем Китае.
2. Специфика философских систем Древнего Востока.
3. Школы древнеиндийской и древнекитайской философии и основные философские проблемы (онтологические и гносеологические) в их учениях.
4. Развитие общества и государства в воззрениях мыслителей Древней Индии и Древнего Китая.
В теме необходимо раскрыть предфилософское, мифологическое сознание и его особенности, которое включает в себя: 1) преобладание эмоциональной сферы над рациональной; 2) алогичность мышления; 3) ассоциативные и антропоморфные аналогии в объяснении мира; 4) отсутствие систематического и критического мышления с его понятийным аппаратом; 5) отсутствие различий между реальным и иллюзорным; 6) отождествление сознания отдельного человека с родовым сознанием; 7) отсутствие индивидуальности, личности; 8) склонность оживотворять (гилозоизм) и одушевлять (анимизм) окружающий мир и все мироздание; 10) олицетворение явлений природы; 11) объяснение непонятных явлений сверхъестественными свойствами.
Уяснить, что предфилософская картина мира не предполагала противопоставления человека природе, роду, а создавала цельную картину мира в мировоззрении, закрепленную в культовой деятельности человека.
Выявить элементы тождественности в предфилософской картине мира различных культур, которые включали в себя: мифологию, магию, колдовство и ведовство, зачатки наук в виде медицины, математики, астрономии, физики и механики, а также технологический опыт человечества, географические сведения, обряды, культы, системы табуирования (запреты разного рода), первые наивные космогонические представления, начало письменности, литературные опусы, искусство, наивные представления о происхождении мира, человека и человеческой истории.
Выяснить, что мифология является основой предфилософии, появление которой было связано со следующими формообразующими признаками: 1) универсальность ее отношения к Миру; 2) историчность, последовательно проведенная через взаимосвязанное отношение бытия и мышления; 3) поиск единства интересов людей в духовной области; 4) учет человеческой индивидуальности, а также уникальности и неповторимости человеческой личности и осознание ею смысла своей жизни.
Тесты, вопросы, проблемные задания.
Тесты:
1 Основателем даосизма считается…
а) Конфуций; б) Лао Цзы; в) Мо Цзы; г) Мэн Цзы.